Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»
- 70 руб. - списано по нормам 7 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 1 апреля;
2 апреля:
Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»
- 100 руб. - списано по нормам 10 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 2 апреля;
3 апреля:
Дебет 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.» Кредит 71 субсчет «Сидоров»
- 220 руб. – оприходовано 11 литров бензин на основании чека ККМ, приложенного к авансовому отчету водителя;
Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»
-120,48 руб. - списано по нормам 11 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 3 апреля.
Входной контроль:
Ответить на вопросы:
1. Что относится к горюче-смазочным материалам?
2. Перечислите формы первичной документации для учета работы автотранспорта.
3. Перечислите группировки аналитического учета материалов.
Ход работы:
Сделайте записи в карточке водителя на основе исходных условий:
Водитель легкового служебного автомобиля А.А. Иванов получает из кассы предприятия под отчет денежные средства для приобретения ГСМ и представляет авансовые отчеты с отражением расходов по их приобретению с приложением первичных документов. Списание бензина происходит по нормам на основании путевых листов, сдаваемых водителем в бухгалтерию.
Количественно-суммовой учет ГСМ ведется с использованием лицевых карточек, форма которой разработана организацией самостоятельно и утверждена приказом руководителя. Карточка открывается на каждого водителя.
Остаток несписанного бензина на начало апреля у водителя составил 20 литров по 32 руб.
4 апреля было приобретено 40 литров бензина по 31,4 руб. НДС не рассматриваем для простоты.
1,2 и 3 апреля водитель израсходовал соответственно 12,18 и 28 литров бензина.
Организация применяет при списании материалов метод скользящей средней себестоимости, которая рассчитывается на дату выполнения операции.
Выходной контроль.
Ответить на вопрос:
1 Что является подтверждением того, что топливо было потрачено в производственных целях?
Практическое занятие № 23
Продолжительность 2 ч.
Тема: Проведение учета и анализа расходов и доходов автотранспортной организации
Цель:
- Приобретение практических навыков в проведение учета и анализа расходов и доходов автотранспортной организации
- Формирования профессиональных и общих компетенций.
Теоретические основы.
Как известно, в соответствии с пунктом 4 ПБУ 9/99 и пунктом 4 ПБУ 10/99 доходы и расходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
- доходы и расходы от обычных видов деятельности;
- операционные доходы и расходы;
- внереализационные доходы и расходы;
- чрезвычайные доходы и расходы.
При этом доходы, отличные от доходов по обычным видам деятельности, считаются прочими поступлениями. Соответственно расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
С учетом этой классификации в Плане счетов выделены два счета для обобщения информации о доходах и расходах организации: счет 90 «Продажи» - для определения финансового результата по доходам и расходам от обычных видов деятельности и счет 91 «Прочие доходы и расходы» - для определения финансового результата от прочих видов деятельности. Для учета чрезвычайных доходов и расходов используется счет 99 «Прибыли и убытки».
Сводным (интегрирующим) показателем, характеризующим финансовый результат деятельности организации, является балансовая прибыль или убыток.
Финансовые результаты от обычных видов деятельности определяются на счете 90 «Продажи», от прочих операций - на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Прочие доходы и расходы отличны от доходов и расходов по обычным видам деятельности.
Их учет ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». К этому счету Планом счетов рекомендовано открывать три субсчета: 1 «Прочие доходы», 2 «Прочие расходы», 9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Результаты производственно-хозяйственной деятельности с точки зрения финансово-экономических отношений можно представить в виде средств полученных (доход, выручка), затраченных (расходы, издержки) и соотношений между ними (прибыль, рентабельность). Деятельность АТО в рыночных условиях диверсифицирована: перевозки (причем различных видов), погрузочно-разгрузочные работы, экспедиционные операции, автосервис, торговля автомобилями, запасными частями и т.д. Соизмерение затрат и результатов проводится, как правило, в денежной форме. Деньги выступают как особый товар, всеобщий эквивалент, товар товаров. В денежном выражении измеряют затраты на производство, себестоимость продукции, ведут расчеты с обслуживаемой клиентурой, поставщиками подвижного состава, топлива, эксплуатационных и прочих материалов, с рабочими и служащими, государственными организациями, бюджетами всех уровней, осуществляют контроль за работой АТО и пр.
При выполнении анализа финансово-экономических результатов деятельности АТО прибегают к такой последовательности действий:
- анализируют доходы от перевозок и других услуг и работ, выявляют факторы, оказывающие влияние на размер доходов;
- проводят анализ общей суммы затрат и себестоимости перевозок, в том числе структуры и статей затрат; влияния общих затрат и объема выполненной работы на себестоимость; изменения доли переменных и постоянных затрат, а также заработной платы водителей в себестоимости; технико-эксплуатационных показателей и т.д.;
- исследуют формирование и распределение прибыли;
- выполняют анализ рентабельности.
Источниками информации для анализа являются сведения внутрифирменного плана АТО, данные бизнес-плана и прочиематериалы, а главное -- это материалы бухгалтерского и налогового учета, а также отчетные данные, представляемые в исполнительный орган власти, и прочие данные.
Первоначально необходимо проанализировать состав и структуру доходов АТО по плану и отчету, степень выполнения плана по доходам в разрезе видов перевозок и выполняемых работ. При этом наибольший удельный вес в общей сумме доходов должны иметь те из них, которые получены от основной деятельности АТО - перевозок грузов.
В практике АТО после введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) используются, как минимум, три разновидности учета: налоговый, финансовый и управленческий.
Не следует считать, что это три различных, независимых видаучета. Однако наличие нескольких видов учета ставит перед финансово-экономической службой АТО ряд актуальных вопросов требующих незамедлительного решения.
Налоговый учет проводится под руководством Министерства РФ по налогам и сборам согласно Налоговому кодексу РФ. Система налогового учета организуется налогоплательщиками самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил данного учета для целей налогообложения в рамках учетной политики АТО.
Финансовый учет (в отдельных публикациях отождествляется с бухгалтерским, что экономически и организационно неправильно) выполняется под началом Министерства финансов РФ в соответствии с Планом счетов и Правилами бухгалтерского учета. Он предназначен для фиксации, оценки и контроля денежных потоков, финансовых активов и пассивов организации.
Управленческий учет ведется администрацией в интересах непосредственно организации и собственников. Это внутренний учет, который используется в системе менеджмента АТО для повышения эффективности производства и принятия экономически обоснованных управленческих решений.
Под расходами понимают обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные АТО. Расходами признаются любые затраты, если они произведены в процессе деятельности для получения доходов. Обоснованность расходов определяется их экономической оправданностью, а документальная подтвержденность - официальными, юридически корректными документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от характера и условий осуществления, а также направлений деятельности АТО расходы в общем случае подразделяются на связанные с производством и реализацией и внереализационные. Последние не включают в состав производственных затрат и себестоимость продукции (услуг, работ).
В учете принята система классификации затрат, согласно которой они подразделяются по экономической роли в процессе производства (основные, накладные); составу (одноэлементные, комплексные); способу включения в себестоимость (прямые, косвенные); отношению к объему производства (условно-постоянные, условно-переменные); периодичности возникновения (текущие, единовременные); участию в процессе производства (производственные, коммерческие); эффективности (производительные, непроизводительные); месту возникновения (по центрам ответственности -- производства, цехи, участки и пр.; характеру производства -- основное, вспомогательное, обслуживающее и др.); элементам затрат (на оплату труда и социальные нужды; материальные, амортизация основных фондов и пр.) статьям затрат - калькуляционным статьям (заработная плата водителей автомобилей и кондукторов автобусов, отчисления на социальные нужды, автомобильное топливо, смазочные и прочие эксплуатационные материалы, износ и ремонт автомобильной резины, техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей, амортизация подвижного состава, общехозяйственные расходы); видам оплаты работ (грузовые автомобили, работающие по тарифу: за 1 т, почасовому, за авточас, ездку, за 1 ткм; автобусы, работающие по почасовому тарифу, за 1 т-км и т.д.); группам налоговых элементов (материальные; на оплату труда, амортизационные отчисления и пр.).
Расходы относятся к операционной деятельности организации, к ее денежному потоку, так как требуют для оплаты денежных средств. Затраты, не связанные с денежным потоком, являются бухгалтерским термином и показывают те компоненты, которые формируют себестоимость.
Анализ общей суммы затрат на эксплуатацию подвижного состава начинается с сопоставления отчетных данных с плановыми, разница между которыми является величиной абсолютного отклонения. Однако судить по этой величине о размерах экономии или перерасхода денежных средств удается не всегда, так как отчетные данные могут быть несопоставимы с плановыми из-за изменения среднего расстояния перевозки грузов или поездки пассажиров, отклонения отчетного среднесписочного числа автомобилей и прицепов или структуры автомобильного парка от плановых данных и пр.
Входной контроль:
Дайте определения:
1. Финансовый учет
2. Налоговый учет
3. Управленческий учет
4. Доходы АТО
5. Расходы АТО.
Ход работы:
1. Проанализируйте структуру доходов и расходов АТО за 3 года:
Показатели | 1-й год | 2-й год | 3-й год | Отклонение |
Выручка от реализации | ||||
Себестоимость услуг | ||||
Прибыль (убыток) | -102 | |||
Операционные доходы | - | - | - | |
Операционные расходы | - | |||
Внереализационные доходы | - | - | - | |
Внереализационные расходы | - | |||
Прибыль (убыток) до налогообложения | -138 | |||
Чистая прибыль (убыток) | -138 | |||
2. Проанализируйте структуру затрат АТО:
Группа затрат по НК РФ | 1-й год | 2-й год | Темп роста, % | Отклонение, тыс.руб. | ||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |||
Материальные затраты | 1242,3 | 2048,1 | ||||
Затраты на оплату труда | 1421,3 | 2067,0 | ||||
Сумма на- численной амортизации | 653,3 | 917,7 | ||||
Прочие | 546,2 | |||||
Итого |
Выходной контроль:
Сделайте вывод по результатам анализов.
Практическое занятие № 24
Продолжительность 2 ч.
Тема: Расчет стоимости амортизационных отчислений и показателей использования
основных средств
Цель:
· Приобретение практических навыков в расчете стоимости амортизационных отчислений и показателей использования основных средств
- Формирования профессиональных и общих компетенций.
Теоретические основы.
Под амортизацией понимается процесс перенесения стоимости основных фондов по мере их износа на вновь созданную продукцию. Амортизационные отчисления, накапливаемые после реализации готовой продукции, образуют в денежной форме амортизационный фонд. Средства амортизационного фонда входят в себестоимость перевозок и после реализации транспортных услуг возвращаются автотранспортному предприятию.
Под нормой амортизации понимается размер годовых отчислений, установленных в процентах от балансовой стоимости соответствующих основных фондов. На автомобильном транспорте, как и в других отраслях, нормы амортизации установлены на полное восстановление (реновацию) Нв основных производственных фондов. Они разрабатываются как единые межведомственные нормативы, дифференцированно по видам и группам основных фондов. При их разработке учитываются следующие факторы: установленный срок службы, стоимость, условия эксплуатации и др.
Существуют три основных метода установления норм амортизации: регрессионный, кумулятивный, пропорциональный, которые рассматриваются в табл.1.
Кумулятивный и регрессионный методы установления норм амортизации обеспечивают ускоренное начисление амортизационных отчислений и более быстрое накопление средств для обновления парка. Эти методы позволяют в большей мере учитывать моральный износ и полнее соответствуют ориентации на ускоренное обновление имеющегося производственно-технического потенциала.
Таблица 1