ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС исходя из рыночной цены объекта основных средств;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91-9

– отражен убыток от безвозмездной передачи.

Помните, что безвозмездная передача и получение имущества (сделки дарения) на сумму более 3000 рублей между коммерческими организациями запрещены (ст. 575 ГК РФ).

Убыток от безвозмездной передачи объекта основных средств налогооблагаемую прибыль организации не уменьшает (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Передача основных средств в уставный капитал другой организации

Если ваша организация вносит в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия объект основных средств, сделайте проводки:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

– списана первоначальная стоимость объекта основных средств;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 58-1 «Финансовые вложения» КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– отражена передача объекта основных средств в качестве вклада в уставный капитал (по остаточной стоимости);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– восстановлен НДС по основному средству, переданному в качестве вклада в уставный капитал;

ДЕБЕТ 58-1 КРЕДИТ 19

– восстановленный НДС отражен в составе финансовых вложений.

Передача имущества в уставный капитал другой организации не является реализацией и, следовательно, НДС не облагается (п. 3 ст. 39 части первой НК РФ).

Если стоимость объекта основных средств, согласованная учредителями, больше его остаточной стоимости, вы должны сделать проводку:

ДЕБЕТ 58-1 КРЕДИТ 91-1

– отражено превышение стоимости объекта основных средств, согласованной учредителями, над его остаточной стоимостью (прибыль).

Если же стоимость объекта основных средств, согласованная учредителями, меньше его остаточной стоимости, проводка будет такой:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 58-1

– отражено превышение остаточной стоимости объекта основных средств над стоимостью, согласованной учредителями (убыток).

Убыток от передачи объекта основных средств в уставный капитал другого предприятия налогооблагаемую прибыль организации не уменьшает (п. 3 ст. 270 НК РФ).

Ликвидация основных средств

Если ваша организация решила ликвидировать объект основных средств (например, вследствие его физического или морального износа), сделайте проводки:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01

– списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 23 (20, 25, ...)

– списаны расходы, связанные с ликвидацией объекта основных средств (например, расходы на демонтаж оборудования, разборку здания и т. п.);

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1

– оприходованы материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объекта основных средств.

Расходы на ликвидацию основных средств уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (п. 1 ст. 265 НК РФ).

В конце месяца вы должны определить финансовый результат от ликвидации объекта основных средств (как правило, убыток):

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91-9

– отражен убыток от ликвидации объекта основных средств.

ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ

Начисление амортизации

Амортизация – это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).

Вы должны начислять амортизацию по каждому объекту основных средств ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем, когда вы зачислили объект в состав основных средств (после этого сделайте проводку):

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– объект основных средств принят к учету.

Пример

Организация приобрела технологическое оборудование и 15 марта учла его в составе основных средств. Амортизацию этого оборудования вы должны начислять начиная с апреля.

Начисление амортизации прекращают с первого числа месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств полностью самортизирован или списан с баланса вашей фирмы (продан, ликвидирован и т. п.).

Пример

Организация продала технологическое оборудование 15 сентября. Несмотря на это, за сентябрь амортизация по этому оборудованию должна быть начислена полностью.

Амортизацию по каждому объекту основных средств вы должны начислять только в пределах его стоимости, учтенной на счете 01 «Основные средства».

Если оборудование полностью самортизировано, но ваша компания продолжает его использовать, остаточная стоимость такого оборудования равна нулю. Начислять амортизацию на такое оборудование не нужно.

Однако если произвести его достройку (дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию), то в налоговом учете первоначальная стоимость оборудования должна увеличиться. Амортизировать эту стоимость нужно по тем же нормам, которые были определены для этого оборудования ранее при введении его в эксплуатацию (письмо Минфина России от 18 ноября 2013 г. № 03-03-06/4/49459).

Начисление амортизации в учете вы должны отражать по кредиту счета 02 и дебету соответствующего счета учета расходов:

ДЕБЕТ 08 (20, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 97) КРЕДИТ 02

– начислена амортизация основных средств.

Какой счет в каком случае нужно использовать, смотрите типовые проводки к счету 02 «Амортизация основных средств».

Начисление амортизации приостанавливают:

· в период восстановления объекта, продолжительность которого больше 12 месяцев;

· если объект по решению руководителя переведен на консервацию на срок более трех месяцев.

Амортизацию не начисляют по следующим основным средствам:

· по объектам жилищного фонда (если они не используются для получения дохода);

· по объектам основных средств, которые используются для реализации законодательства России о мобилизации и мобилизационной подготовке;

· по основным средствам некоммерческих организаций;

· по другим объектам основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не меняются (например, земельные участки, объекты природопользования, музейные предметы и коллекции).

Обратите внимание: даже если имущество временно не используется в деятельности вашей фирмы и не приносит доход, на него все равно нужно начислять амортизацию. На это указал Минфин России в своем письме от 28 февраля 2013 года № 03-03-10/5834. ФНС России, в свою очередь, разослала эти разъяснения всем своим ведомствам для исполнения. Об этом контролеры сообщили в своем письме от 22 мая 2013 года № ЕД-4-3/9165@.

Не учитывают при налогообложении прибыли амортизацию, начисленную по основным средствам:

· купленным за счет бюджетных средств целевого финансирования (за исключением имущества, полученного при приватизации);

· бюджетных организаций (за исключением имущества, приобретенного и используемого для осуществления предпринимательской деятельности);

· некоммерческих организаций (если эти основные средства приобретены за счет целевых средств и используются для осуществления некоммерческой деятельности).

Объекты основных средств стоимостью не более 40 000 рублей за единицу в бухгалтерском учете списывают на затраты по мере ввода их в эксплуатацию (без начисления амортизации). С 1 января 2011 года лимит стоимости амортизируемого имущества в налоговом учете также составляет 40 000 рублей.

В налоговом учете книги, брошюры и другие издания (независимо от их стоимости) можно списывать на затраты в полной сумме в момент их приобретения. В бухучете книги, брошюры и т. д. включают в расходы, если их стоимость не превышает 40 000 рублей или срок их службы не более года.

Наши рекомендации