Потребление, сбережения, инвестиции. Эффект мультипликатора.
Потребление (потребительские затраты) – это затраты домохозяйств на приобретение товаров и оплату услуг для удовлетворения личных потребностей.
Функция потребления
психологический закон -«люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход». Это объясняется тем, что поскольку располагаемый доход делится на потребление и сбережения: Yd = С + S,
то при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения.
Сбережения – это непотребленная часть личного безналогового дохода.
Мотивами сбережения домашних хозяйств являются:
1) покупки дорогостоящих товаров и туризм;
2) обеспечение в старости;
3) страхование от непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастный случай и т.д.);
4) обеспечение детей в будущем и т.п.
Функция сбережений Кейнса имеет вид:
В экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал «предельной склонностью к потреблению» и «предельной склонностью к сбережению».
Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume – mpc) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу:
, очевидно, что 0< mpc<1.
Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save – mps) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу:
(0< mps<1)
Кроме дохода на объемы потребления и сбережения влияют следующие недоходныефакторы:
1. Богатство — чем больше размер уже накопленного богатства (недвижимого имущества и финансовых средств), те меньше стимулы к сбережениям.
2. Налоги — чем меньший размер налогов, тем больший безналоговый доход и соответственно увеличивается возможности как потребления, так и сбережение.
3. Отчисление на социальное страхование — увеличение этих отчислений приводит к сокращению текущего потребления и сбережения, но вместе с тем чем лучше система социального обеспечения, тем меньше сбережения населения на протяжении трудовой жизни.
4. Уровень цен — рост цен ведет к сокращению потребления и сбережение, и наоборот.
5. Ожидания — если ожидания населения относительно будущих изменений цен, доходов, возникновения дефицита неблагоприятные, домашние хозяйства вынуждены создавать резервные запасы, тем самым увеличивая текущее потребление и уменьшая сбережения. Ожидание прироста денежных доходов в будущем также активизирует потребительский спрос в текущем периоде.
6. Потребительская задолженность — чем больше потребительская задолженность, тем меньше объемы потребления и сбережений, и наоборот.
7. Процентная ставка — при возрастании процентной ставки текущее потребление уменьшается, а сбережения возрастают, что вместе с тем увеличит будущее потребление.
С точки зрения Кейнса, объем потребительских расходов значительно воздействует на занятость в национальной экономике и на величину национального продукта (сбережения являются «утечкой» из потока расходы – доходы). Недостаток потребительских расходов должен быть компенсирован для обеспечения макроэкономической стабильности инвестиционными расходами бизнеса.
Инвестиции - экономические ресурсы, направленные на расширение и модернизацию производственного потенциала.
Под автономными инвестициями понимаются затраты на образование нового капитала, не зависящие от изменений национального дохода. График автономных инвестиций в координатах кейнсианской модели будет выглядеть как горизонтальная линия.
| |||
График предполагает постоянный уровень планируемых инвестиционных расходов, неизменный уровень инвестиционного спроса. В действительности он немного приподнимается.
Поскольку инвестиции в модели являются автономными, и не зависят ни от уровня дохода, ни от ставки процента, то для того, чтобы получить кривую совокупных (потребительских и инвестиционных) расходов необходимо кривую потребительских расходов сдвинуть параллельно вверх на величину инвестиционных расходов.
Анализируя динамику равновесного национального продукта, Кейнс столкнулся с эффектом мультипликатора. Мультипликатор – множитель, мультипликационный эффект – расширяющий результат.
Мультипликатор автономных инвестиций – коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.
| |||
=
Графическое изображение эффекта мультипликатора расходов (например, мультипликатора инвестиций) представлено на рис. На рисунке видно, что каждый следующий прирост дохода меньше, чем предыдущий. Процесс мультипликации длится до тех пор, пока прирост дохода не станет равным нулю. Чем выше предельная склонность к потреблению (mрс), тем величина мультипликатора автономных расходов больше.
Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономическим агентом обязательно превращаются в доход другого экономического агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем первоначальная сумма расходов.
Следует сказать, что мультипликатор действует как в режиме расширения, так и сжатия национального дохода, в зависимости от расширения или сжатия инвестиций.