Тема 2. Организация и управление производственной инфраструктурой предприятия.
1. Задачи и основные направления развития ремонтного хозяйства.
2. Организационная структура управления ремонтным производством предприятия.
3. Система технического обслуживания и ремонта оборудования.
4.Особенности энергохозяйства как объекта производственного менеджмента.
5. Организационная структура управления энергохозяйством предприятия.
6. Основы организации управления энергетическим хозяйством
7. Организация и управление производства транспортным обслуживанием.
8. Организация и управление складским хозяйством предприятия.
Задачи и основные направления развития ремонтного хозяйства
Прежде чем сформулировать понятие “производственная инфраструктура”, напомним установившееся определение“инфраструктура народного хозяйства” – комплекс отраслей хозяйства, обеспечивающих промышленное (или какое–либо другое) производство, а также население. Включает в себя транспорт, связь, торговлю, материально–техническое обеспечение, науку, образование, здравоохранение.
Для определения “производственная инфраструктура предприятия” нельзя воспользоваться по аналогии понятием “инфраструктура народного хозяйства”, так как на промышленных предприятиях не осуществляется в полном объеме, как это имеет место в народном хозяйстве, торговля, наука, образование, здравоохранение, а есть лишь комплекс производств, обеспечивающих нормальное функционирование основного производства.
Это дает основание сформулировать понятие“производственная инфраструктура предприятия” как комплекс обслуживающих вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, оснасткой, а также поддерживающих технологическое и энергетическое оборудование в работоспособном состоянии.
Комплекс вышеперечисленных работ составляет содержание технического обслуживания производства. Следовательно, состав подразделений технического обслуживания образуетпроизводственную инфраструктуру предприятия, в которую включают: вспомогательные цехи, службы или хозяйства: ремонтное, энергетическое, инструментальное, транспортное,снабженческо–складское,сбытовое и др.Состав и масштабы этих подразделений предприятия определяютсяособенностями основного производства, типом, размерами предприятия иего производственнымисвязями свнутренней и внешней средой.
Планирование и организация ремонтных цехов и служб предприятия
Ремонтные службы и цехи являются важнымиобъектамипроизводственного менеджмента.Это связано с тем, что в процессе эксплуатации технологическое оборудование подвергаетсяфизическому и моральному износу и требует постоянного технического обслуживания.Работоспособность оборудования восстанавливается путем его ремонта. Экономической основой существования ремонта является неравнопрочность деталей и узлов техники. Действительно, экономически необоснованно и технически невозможно изготовить машину, механизмы, агрегат с деталями и узлами с одинаковойпрочностью, равномерностью износа, спримерноравнымисроками службы.
Ремонт(франц. remonter – поправить, пополнить, снова собрать) – совокупность технико–экономических и организационных мероприятий, связанных с поддержанием и частичным (или полным) восстановлением потребительской стоимости основных фондов (средств производства) или предметов общего пользования.Согласно действующимстандартам ремонт – это комплекс операций по восстановлениюисправности или работоспособностиизделий или их составныхчастей. Значение ремонта основных производственных фондов, повышение эффективности его планирования и организации обусловливается следующими важнейшими факторами:
– капитальный ремонт является одним из способов простого воспроизводстваосновных фондов;
– на ремонт основных фондов затрачиваются ежегодно огромные средства;
– ремонтомосновных фондов в стране занята значительная часть трудовыхресурсов;
– затраты на ремонтосновных фондов в себестоимости продукции достигают 10–14%;
– простой техники в ремонте оказывает существенное влияние на конечные результаты деятельности предприятий и организаций;
– удельный вес неисправной техники в разных отраслях материального производства составляет от 4 до 12–15% – это приводит к большим потерям. В ремонте постоянно находится до 40% автомобилей, 25% строительных машин, 10% металлорежущих станков;
– в сфере ремонта занято более трети станочного парка страны. Средства, затрачиваемые на ремонт станка за времяегоработы, превышают стоимость нового в шесть с лишним раз;
– доля ручного труда на ремонте составляет 75–80% против 30% в маши- ностроении;
– ресурс отремонтированной техники не достигает проектных показателей.
В связи с этим задачи организации ремонта оборудования становятся весьма актуальными. Основными задачами ремонтного хозяйства предприятия являются:
– поддержание технологического оборудования в постоянной эксплуатационной готовности и его обновление;
– увеличение сроков эксплуатации оборудования без ремонта;
– совершенствование организации и повышение качества ремонта оборудования;
– снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание технологичес- кого оборудования.
Эти задачирешаются путем:
– разработки рациональной системы производственного менеджмента по техническому обслуживанию оборудования в процессе его эксплуатации в целях предупреждения прогрессирующего износа и аварий;
– своевременности качественного планово–предупредительного ремонта оборудования;
– модернизации устаревшего оборудования;
– повышения организационно–технического уровня ремонтного производства.
Это может быть обеспечено на основелогистического подхода к управлению техническим обслуживанием средств производства. Содержание этого подхода заключается в следующем:
– установление определенного порядка выполненияфункциональных обязанностей путем рациональногораспределения работ по исполнителям во времении объемах в установленной последовательности;
– разработка технологической, нормативной и организационно–методической документации, на основе которой функции технического обслуживания увязываются с режимом и графиком работы основных производственных подразделений;
– постоянное соизмерение затрат натехническое обслуживание средств производства с полученнымэкономическим эффектом, в целом по предприятию, за счет увеличения межремонтных периодов работы оборудования и сокращенияего простоев по винеремонтников.