Тема 2.2. Спрос и факторы, на него влияющие. Эластичность спроса
Количество экономических благ и услуг, реализуемых на рынке, определяется спросом на эти блага и их предложением.
Спрос – это желание и возможность потребителя купить определенное количество товаров и услуг по определенной цене в определенный период времени.
Спрос характеризует не просто желание купить какой-то товар или получить услугу, но и способность заплатить за этот товар. Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения товара при разных ценах и прочих равных условиях.
Важнейшими характеристиками спроса являются цена спроса и величина спроса.
Цена спроса – это максимальная цена, которую готов заплатить покупатель за определенное количество товаров или услуг.
Величина спроса – это количество товаров и услуг, на которое предъявлен спрос по определенной цене в течение определенного периода времени.
В экономической теории при анализе спроса принято использовать условные обозначения:
D – спрос,
Qd – объём/величина спроса,
Pd – цена спроса
Зависимость между ценой спроса и величиной спроса выражает закон спроса. Эта зависимость обратная (отрицательная).
Сущность закона спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению величины спроса и, наоборот, рост цены ведет к уменьшению величины спроса.
На рис. 2.2. представлено графическое изображение рыночного спроса. Видно, что повышение цены с уровня P1 до уровня P2 к снижению величины спроса сQd1 до Qd2.Если изменение величины спроса возникает только под действием цены, то графически это означает скольжение по кривой спроса без изменения положения этой кривой.
Отрицательная зависимость между ценой спроса и величиной спроса определяется следующими факторами:
1. Законом убывающей предельной полезности. В соответствии с законом убывающей предельной полезности каждая последующая единица конкретного товара приносит все меньшее и меньшее удовлетворение. Поэтому покупатель приобретает дополнительные единицы товара при условии, что их цена снижается.
2. Эффектом дохода. При постоянном доходе и прочих равных условиях покупатель при понижении цены купит больше данного товара, то есть спрос возрастет. Снижение цены приведет к росту покупательной способности или, другими словами, к росту реального дохода потребителя. Одновременно потребитель будет замещать подешевевшим товаром другие товары, ставшие относительно дорогими. Под эффектом дохода понимается изменение спроса исключительно вследствие изменения реального дохода.
3. Эффектом замещения. Эффект замещения (замены) означает изменение спроса на товар исключительно вследствие изменения его относительной цены.
Эффекты дохода и замещения проявляются одновременно и их трудно отделить один от другого. Как эффект дохода, так и эффект замены в российской экономике переходного состояния нередко проявляются в нетрадиционной форме. Эффект дохода в условиях роста общего уровня цен обозначается очень редко или вообще отсутствует. В большей мере в переходной экономике действует эффект замещения, который вынуждает покупателя приобретать более дешевые товары с низкими качественными характеристиками, а это означает снижение реального уровня жизни населения. Инфляционные процессы обычно вызывают рост общего уровня цен. В таких условиях товар может стать относительно более дешевым даже при росте текущей цены, поскольку растут цены и на другие товары. Эффект замещения и в данном случае проявляется в нетрадиционной форме. Итак, спрос находится под влиянием множества факторов. Все их учесть очень сложно, но выделить главные вполне возможно. Зависимость спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса.
Рисунок 2.2. – Кривая рыночного спроса
Возможно ли нарушение закона спроса? Да.
Впервые ситуация, не соответствующая механизму действия закона спроса, была исследована английским экономистом Робертом Гиффеном во время голода в Ирландии в конце ХIX в. и известна в экономической литературе как «парадокс Гиффена». Сущность парадокса заключается в том, что в ситуации неурожая спрос на картофель, цена на который существенно поднялась, возрастал. Объяснить подобную ситуацию несложно. В повседневной жизни мы часто наблюдаем рост спроса на некоторые продукты питания (например, хлеб) при многократном повышении цен на эти товары (к хлебу можно добавить молоко, крупу низкого сорта). Причина состоит в том, что некоторые товары повседневного спроса потребляются беднейшими слоями населения, повышение цен на эти товары вынуждает постепенно отказываться от потребления всех других видов товаров и покупать тот единственный товар, который позволяет выжить. Не менее интересным представляется «эффект Веблена», который описывает спрос на престижные дорогостоящие товары. По мнению покупателей, обладание такими товарами свидетельствует о высоком социальном статусе. Поэтому если цены на престижные товары начнут снижаться, то спрос на них резко уменьшится, так как со снижением цены теряется смысл иметь теперь уже обыденный, доступный большинству покупателей товар.
Таким образом, отклонение от закона спроса означает нарушение тенденции убывания спроса при росте цен.
На спрос влияют неценовые факторы. Влияние этих факторов на графике приводят к смещению кривой рыночного спроса. Сдвиг кривой влево от D0кD2 означает уменьшение спроса. Если происходит увеличение спроса, кривая спроса сдвигается вправо (от D0кD1)
Рисунок 2.3. - Влияние неценовых факторов на рыночный спрос
К неценовым факторам, влияющим на спрос, относят:
1. Личные вкусы и предпочтения потребителей. Изменение моды, социального или семейного положения, возраст, традиции, но главное, научно-технический прогресс, меняют спрос потребителя.
2. Доходы потребителей. Рост реальных доходов потребителей приводит к росту спроса (кривая сдвигается вправо от исходного положения), и наоборот.
3. Реклама. Хорошо подготовленная реклама какого-либо товара вызывает положительные изменения во вкусах и предпочтениях потребителя.
4. Цены на сопряженные товары.
а) если товары являются взаимозаменяемыми, то повышение цены на товар А, приведет к увеличению спроса на товар B, и наоборот. Например, более дешёвым заменителем сливочного масла, является маргарин. Если цена на сливочное масло будет увеличиваться, то при прочих равных условиях, потребитель будет замещать дорогой товар относительно дешёвым заменителем – маргарином. Спрос на маргарин возрастет.
б) если товары являются взаимодополняемыми, то рост цены на товар А, приведет к сокращению спроса на товар В. Так, при прочих равных условиях, если увеличится цена компьютера, спрос на компьютеры снизиться, но одновременно снизится спрос на программное обеспечение, интернет-услуги, мышки и т.п. (сдвиг кривой спроса влево от исходного положения)
5. Ожидания потребителей. Ожидания потребителей могут быть связаны с инфляционными процессами, с сезонными колебаниями производства и продаж. Например, ожидание распродаж в ближайшем будущем, могут привести к сокращению спроса на товар в данный момент времени. Ожидание роста цен, напротив, будет способствовать увеличению спроса в текущем периоде.
6. Число покупателей на рынке. Увеличение числа потребителей на рынке приводит к увеличению спроса, и наоборот, сокращение числа покупателей приводит к снижению спроса на рынке.
Зависимость спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса:
Qd= f (P, I,H,N)
где – величина спроса на i-й товар в определенный период времени (Q – от англ. quantity – количество, D – demand – спрос; Qi – величина спроса);
Pi, Pn – цены всех товаров, включая i-й (P – от англ. price – цена);
I – денежный доход покупателей (income – доход);
H – вкусы и предпочтения покупателей;
N – количество покупателей.
Если все факторы, кроме цены самого товара, постоянны, то есть не изменяются в данный период времени, то величина спроса на товар зависит только от цены этого товара:
Qd= f (P)
Мы уже выяснили, что возможны отклонения от закона спроса. Это значит, что спрос на разные товары по-разному реагирует на изменение цены.
Степень реакции спроса на изменение цены называется эластичностью спроса по цене или ценовой эластичностью.
Эластичность спроса по цене оценивается с помощью коэффициента эластичности (Ep):
Ep = процентное изменение объема спроса / процентное изменение цены
или
Ep = | ΔQd | : | Δ P |
Qd | P |
где Δ Qd – абсолютное изменение величину спроса, шт.
Qd - средняя величина спроса, шт.
ΔP – абсолютное изменение цены, ден. ед.
Р – средняя цена товара, ден. ед.
В зависимости от значения коэффициента эластичности принято выделять пять типов эластичности спроса:
1) абсолютно неэластичный спрос (Ep = 0). Изменение цены не вызовет изменений в объемах спроса. Это крайний случай, наблюдается на товары первой необходимости. Например, больной диабетом ежедневно нуждается в инсулине, поэтому при прочих равных условиях он будет его приобретать независимо от уровня цены на инсулин.
2) неэластичный спрос (0 < Ep < 1). Неэластичный спрос означает, что если цена товара изменится хотя бы на 1%, объем спроса изменится меньше чем на 1%, то есть реакция спроса на изменение цены будет слабая. Неэластичный спрос наблюдается на товары первой необходимости: хлеб, коммунальные услуги, услуги общественного транспорта, электроэнергия, бензин, ритуальные услуги и т.п.
3) спрос единичной эластичности (Ep = 1). Если цена товара изменится хотя бы на 1%, объем спроса изменится тоже на 1%,. Например, спрос на бытовую технику.
4) эластичный спрос (Ep > 1). Если цена товара изменится хотя бы на 1%, объем спроса изменится больше чем на 1%. Реакция спроса на изменение цены значительная. Например, спрос на овощи, фрукты, дорогие виды одежды и обуви.
5) абсолютно эластичный спрос (Ep = ∞ ). Цена стабильна, а объем спроса может варьироваться. Абсолютно эластичный спрос является крайним случаем. Может наблюдаться на рынках совершенной (чистой) конкуренции, когда огромная конкуренция на рынке обеспечивает стабильный уровень цен.
Кроме ценовой эластичности, принято выделять эластичность спроса по доходу и перекрёстную эластичность.
Эластичность спроса по доходу отражает степень реакции спроса на изменение доходов потребителей.
Перекрестная эластичность спроса показывает степень реакции спроса на изменение цен на сопряженные товары.
Таким образом, спрос находится под влиянием множества факторов. Все их учесть очень сложно, но выделить главные вполне возможно.