Проблемы создания ТОСЭР в регионе
Проблемными являются следующие аспекты создания ТОСЭР в Республике Тыва:
· В настоящее время на федеральном уровне отсутствует механизм оказания оговоренной законом поддержки за счет средств Инвестиционного фонда РФ регионам, участвующим в программе ТОСЭР. Поэтому основное бремя реализации задач по созданию таких зон легли на сами регионы. В результате пока основными мерами поддержки бизнеса на указанных территориях остаются главным образом нефинансовые инструменты.
· В республике с помощью налоговых каникул стимулируются более активные действия крупных инвестиционных компаний, работающих в Туве. Благодаря предусмотренному законодательно снижение до 0% ставок налогов на прибыль и добычу полезных ископаемых удалось, к примеру, ускорить ввод в эксплуатацию Кызыл-Таштыгского горно-обогатительного комбината, строительство которого велось с 2006 г. С 2014 г. комбинат начал реализацию концентратов трех металлов - цинка, меди и свинца. За три неполных года компания, владеющая комбинатом, увеличила объемы добычи полиметаллической руды с 200 тысяч до 900 тысяч тонн в год. Однако, на производстве трудоустроено только около 600 жителей Тувы.
· Частный бизнес, разрабатывающий месторождения минерального сырья в Туве, участвует в строительстве региональных дорог, буддийского храмового комплекса, помогает возрождению оленеводческой отрасли в республике. Тем не менее, необходимо системное привлечение инвесторов к развитию социальной инфраструктуры региона.
· Долгосрочная программа создания ТОСЭР в Туве должна быть разработана с учетом условий устойчивого развития региона, законодательно утверждена после проведения ее экологической экспертизы, широкого обсуждения представителями общественности, власти и бизнеса.
Возможные сценарии перспективного развития Тувы
Консервативный сценарий
Развитие по консервативной стратегии является продолжением сложившихся тенденций развития, когда подавляющая часть бюджетных средств расходуется на решение социальных проблем. Такое положение обосновывается тем, что республика по составляющим уровня жизни имеет кратное отставание от среднероссийских параметров и показателей соседних регионов.
Целями стратегии консервативного варианта станут снижение уровня бедности, реализация социальных гарантий, рост качества человеческого капитала за счёт социальной помощи из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ вне зависимости от эффективности развития экономики региона, с целью реализации принципа равных возможностей для всех граждан, независимо от их места жительства.
Однако при этом сохраняются неблагоприятные тенденции в развитии хозяйства: набор отраслей экономики по-прежнему будет нерациональным, республика останется поставщиком сырья. Темпы роста основных показателей развития объёма валового регионального продукта, промышленной и сельскохозяйственной продукции будут ниже средних по России, а в ряде отраслей предполагается продолжение стагнационных явлений. Поскольку темпы роста количества рабочих мест в силу «потребительского» характера развития будут ниже темпов роста трудоспособного населения, сохранится высокий уровень безработицы.
Существенное развитие за счёт бюджетного финансирования получат институты, обеспечивающие развитие человеческого капитала: образование и наука, здравоохранение, пенсионная система, строительство жилья и др. Но основной проблемой, сдерживающей их развитие, останется недостаточное финансирование в силу ограниченности средств федерального бюджета и низкого уровня доходов республиканского бюджета. Сохранится значительное отставание показателей развития отраслей от средних по Российской Федерации. Объём социальных благ, предоставляемых населению республики, будет обеспечен на минимально допустимом уровне.
Консервативная стратегия предполагает сохранение доминирования топливно-сырьевого сектора при стагнации объёмов добычи вследствие неразвитости производственной инфраструктуры. Будет затруднена реализация крупных инвестиционных проектов по вовлечению в хозяйственный оборот месторождений минерального сырья, рост конкурентоспособности и объёмов продукции обрабатывающих производств и вытеснение импортных и привозных товаров.
Модернизационный сценарий
Развитие по стратегии динамичного развития, которую также можно назвать модернизационной, предполагает активное использование конкурентных преимуществ республики в секторе добычи минерального сырья, реализацию крупных инфраструктурных проектов, в т. ч. строительство железной дороги, создание экономического коридора Россия-Монголия- Китай, позволяющих наращивать производственный потенциал традиционных отраслей её специализации, осуществление модернизации и реиндустриализации экономики Тувы.
Модернизационный сценарий подразумевает постепенное приближение к среднему уровню социально-экономического развития по Сибирскому Федеральному округу. Объем частных инвестиций существенно увеличится благодаря достижению транспортной связанности, полноценной интеграции Республики Тыва в финансовую систему Российской Федерации и обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
Предусматриваются кардинальные изменения процессов на рынке труда вследствие реализации масштабных проектов, формирования целевой экономической зоны в республике. При реализации стратегии динамичного развития возможно значительное снижение уровня общей безработицы до 6-7 %, снижение нагрузки незанятого населения на одну заявленную вакансию, рост потребности в труде.
Основное внимание будет уделено развитию энергетики и транспорта как основных поставщиков ресурсов, лимитирующих рост темпов развития. Финансовой основой развития региона по стратегии динамичного развития станут масштабные государственные и связанные с ними частные инвестиции в сырьевые и инфраструктурные секторы экономики. При этом необходимо проведение институциональных реформ, создающих благоприятные условия для деятельности экономических агентов, а также стимулы ускоренного развития социальных отраслей.
Прогнозируется многократный рост добычи полезных ископаемых при усилении зависимости развития экономики республики от конъюнктуры мировых цен на минеральное сырьё. Это обеспечит заметный, хотя и неровный экономический рост, диверсификацию и качественное обновление экономики. Значительно снизится уровень дотационности хозяйства республики, предположительно через 2–3 года после начала эксплуатации железной дороги доходы республиканского бюджета сравняются с расходами.
Показатели развития социальной сферы будут динамично улучшаться за счёт значительного роста доходов республиканского бюджета, при этом объём предоставляемых социальных услуг будет выше, чем в консервативной стратегии. Сохранится высокий естественный прирост населения, который будет обусловлен также и притоком квалифицированных работников из других регионов. Уровень безработицы резко снизится за счёт масштабного создания новых рабочих мест и достигнет нормативного для рыночной экономики значения в 6–7 % от численности экономически активного населения.
Важным фактором успеха реализации стратегических направлений будет снижение социальной напряжённости в сельской местности, предусматривается интенсификация создания заготавливающих и перерабатывающих производств на селе с созданием большого количества рабочих мест с достойной заработной платой. Развитие социальной составляющей экономики направлено на повышение уровня доступности и качества оказываемых сельским жителям услуг. Сам факт того, что наполняемость бюджета собственными доходами значительно вырастет, говорит о радикальном изменении социально-экономического климата в республике: увеличатся расходы на социальные программы, в т. ч. на строительство и оснащение социальных объектов, строительство социального жилья; станет возможным увеличить объём инвестиций в экономику, кредитовать предприятия, снизить дотационность собственного бюджета.
Возможное снижение дотационности бюджета республики с 71 до 14 % открывает новые возможности для самостоятельного развития её социальной сферы, создания новейших инновационных производств, направляя на это растущие собственные доходы республиканского бюджета.