Государственная политика и методы управления энергосбережением в Республике Беларусь

Стратегической цельюдеятельности в области энерго­сбережения является снижение энергоемкости ВВП в целях повышения конкурентоспособности отечественного произ­водства и, соответственно, снижения зависимости республи­ки от импорта ТЭР.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- структурная перестройка отраслей экономики и про­мышленности;

- повышение коэффициента полезного использования энергоносителей путем внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилиза­ции вторичных энергоресурсов;

- увеличение в топливном балансе республики доли мест­ных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Для решения указанных задач разрабатываются прио­ритетные направления энергосбережения, являющиеся основой проведения государственной политики в сфере энер­госбережения и ежегодно уточняющиеся Департаментом по энергоэффективпости при Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь совместно с другими республиканскими органами государственного управления, а также государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь. Приоритетные техни­ческие направления реализуются путем инвестирования энергоэффективных проектов в рамках отраслевых, регио­нальных программ энергосбережения и перечня мероприя­тий по энергосбережению республиканского значения.

Кприоритетным направлениям в области энергосбереже­ния относятся:

1. Организационно-экономические направления:

- разработка и принятие закона об использовании нетра­диционных и возобновляемых источников энергии;

- усовершенствование нормативной правовой базы в сфе­ре производства и использования местных видов топлива;

-развитие новых рыночных механизмов финансирова­ния энергосбережения в государственном секторе;

- повышение эффективности механизма разработки и выполнения республиканской, отраслевых и региональных программ энергосбережения;

- совершенствование государственной экспертизы энер­гетической эффективности развития отраслей экономики и проектных решений;

- обеспечение контроля за своевременным выполнением мероприятий, запланированных по результатам энергети­ческих обследований, развитие системы прогрессивных норм расхода ТЭР;

- сертификация продукции по энергоемкости и энерго­потреблению;

- увеличение доли финансирования энергосберегающих мероприятий из средств инновационных фондов на возврат­ной основе;

- создание условий для расширения использования бан­ковских кредитов для реализации энергоэффективных инно­вационных проектов;

- активное внедрение новых энергоэффективных техно­логий, оборудования и материалов, разработанных в рамках научно-технических программ; внедрение повсеместного институционального и персо­нального стимулирования энергосбережения в организаци­ях, финансируемых из бюджетов, и в государственных хоз­расчетных организациях;

- создание экономических и институциональных усло­вий для снижения сроков окупаемости нетрадиционных и возобновляемых источников энергии для их последующего масштабного внедрения;

- повышение качества образования и подготовки кадров для сферы энергосбережения, а также информационного! обеспечения деятельности по энергосбережению в Беларуси и зарубежных государствах

2. Технические направления:

- внедрение новых энергоэффективных технологических процессов производства продукции во всех отраслях экономики;

- модернизация электрогеперирующих источников, ввод в действие электрогенерирующего оборудования в котельных, создание мини-ТЭЦ на местных видах топлива;

- экономически целесообразная утилизация высоко- и среднетемпературных тепловых вторичных энергоресурсов с их использованием в схемах теплоснабжения;

- повышение эффективности работы тепловых сетей, оп­тимизация схем теплоснабжения, передача тепловых нагру­зок от ведомственных котельных на ТЭЦ, децентрализация теплоснабжения с ликвидацией длинных теплотрасс;

Замена электрокотлов и электронагревателей преиму­щественно на котельные установки на местных видах топлива;

- модернизация и повышение эффективности работы ко­тельных;

- внедрение регулируемых электроприводов на механиз­мах с переменной нагрузкой;

- оснащение производства энергоэффективным оборудо­ванием, использование сжатого воздуха и холода;

- автоматизация технологических процессов и применение автоматизированных систем управления потреблением ТЭР;

- внедрение систем непрерывного контроля за выбросами оксида углерода в атмосферный воздух на котельных мощ­ностью свыше 50 МВт;

- переход на энергоэффективные светильники и автома­тические системы управления освещением;

- использование инфракрасных излучателей для локаль­ного отопления и в технологических процессах.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об энергосбере­жении», основными принципами государственного управ­ления в сфере энергосбережения являются:

осуществление государственного надзора за рациональ­ным использованием ТЭР;

разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и регио­нальных программ энергосбережения и их финансирование;

приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального про­изводвста, сферы услуг и быта;

создание финансово-экономических механизмов, обес­печивающих экономическую заинтересованность производи­телей и потребителей в эффективном использовании ТЭР, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадицион­ных и возобновляемых источников энергии, в инвестирова­нии средств в энергосберегающие мероприятия;

повышение уровня самообеспечения республики мест­ными топливно-энергетическими ресурсами;

осуществление государственной экспертизы энергети­ческой эффективности проектных решений;

создание и распространение экологически чистых и бе­зопасных энергетических технологий, обеспечение безопас­ного для населения состояния окружающей среды в процессе использования ТЭР;

реализация демонстрационных проектов высокой энер­гетической эффективности;

информационное обеспечение деятельности по энерго­сбережению и пропаганда передового отечественного и зару­бежного опыта в этой области;

обучение производственного персонала и населения ме­тодам экономии топлива и энергии;

создание иных экономических, информационных, ор­ганизационных условий для реализации принципов энерго­сбережения.

Методы государственного управления энергосбережением. Методы управления (регулирования) энергосбереже­нием— это способы воздействия на поведение и деятель­ность управляемых с целью снижения потребления топливно-энергетичсских ресурсов при сохранении или увеличении объемов производства. Выделяют следующие методы управ­ления:

административные методы, основанные на использо­вании разрешительно-запретительного принципа государ­ственного управления, выполнение которого обеспечивается возможностью государственного принуждения, а также на прямом задании значимых для отдельных предприятий це­лей и жестком контроле за их осуществлением;

финансово-экономические методы, базирующиеся на применении денежно-стоимостных отношений, обусловли­вающих экономическую заинтересованность в повышении эффективности использования субъектами хозяйствования топливно-энергетических ресурсов, внедрения ими энерго- и ресурсосберегающих технологий (в этом случае субъектам хозяйствования предоставляется значительная свобода вы­бора в поиске эффективных путей достижения сокращения потребления энергии);

социально-психологические методы, или меры мораль­ного стимулирования, направленные на формирование со­знания управляемых (инструментами этой группы методов являются воспитание, образование, обучение, информиро­ванность, переговорные процессы, добровольные соглаше­ния, общественное давление).

Административный механизм управления энергосбережением. Основными инструментами административного уп­равления являются:

формирование структуры управления;

создание законодательной базы;

разработка энергетических стандартов и нормативов;

организация энергетического менеджмента;

проведение энергетических аудитов;

энергетическая паспортизация;

лицензирование хозяйственной деятельности, связан­ной с использованием ТЭР и энергии;

разработка целевых программ в области энергосбере­жения.

Разработанная в республике система энергетическо­го менеджмента призвана повысить эффективность исполь­зования энергии на макро- и микроуровне.

Одним из инструментов административного управле­ния является проведение энергетического аудита. В соот­ветствии с Законом «Об энергосбережении» обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия с го­довым потреблением топливно-энергетичсских ресурсов бо­лее 1,5 тыс. т у.т.

На основании проведенного аудита разрабатывается энергетический, паспорт предприятия, представляющий со­бой свод сведений об его энергетическом хозяйстве, видах и количестве потребляемой всеми структурными подразделе­ниями и отдельными технологическими установками энер­гии и их потерях. В соответствии с национальным законода­тельством наличие энергетического паспорта не является обязательным, однако предприятия, проводившие энергети­ческий аудит, заинтересованы в его наличии.

В Беларуси многие виды хозяйственной деятельно­сти, связанной с производством энергии, распределением, доставкой и использованием энергии и ТЭР, подлежат лицен­зированию. 8. Реализуемая в республике Государственная прог­рамма энергосбережения содержит перспективные направ­ления в области энергосбережения на заданный период вре­мени, на основании которых все министерства и ведомства разрабатывают отраслевые программы энергосбережения. Предприятия, участвующие в государственной или отрасле­вых программах, имеют право на получение льготного фи­нансирования энергосберегающих мероприятий.

Финансово- экономический механизм управления энергосбережением.

Реализация финансово-экономического механизма энер­госбережения в Беларуси, призванного воздействовать по прямым заданием значимых для отдельных предприятий или общества в целом целей и жестким контролем за их соб­людением, а созданием системы экономической заинтересованности в реализации мероприятий по энергосбережению осуществляется с использованием следующих основных ин­струментов:

система финансирования энергосберегающих мероприя­тий;

кредитный механизм энергосбережения;

режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;

тарифы на энергию;

цены па топливо;

энергетические налоги.

3. Основы энергетического аудита и менеджмента

Энергетический менеджмент — это совокупность орга­низационных и технических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энер­гетических ресурсов. Он, по сути, представляет собой гра­мотное, гибкое, непрерывное и научно обоснованное управ­ление энергетическими ресурсами производства, начиная с уровня цеха и заканчивая предприятием, концерном, от­раслью.

Основная задача энергетического менеджмента — ком­плексный анализ энергопотребления и его изменения в зави­симости от проводимых энергосберегающих мероприятий, включая учет, контроль и, в конечном итоге, минимизацию потребления ТЭР.

Являясь частью общего менеджмента, энергетический менеджмент повторяет его иерархическую структуру. Так, различают:

Каждому из уровней энергетического менеджмента соот­ветствуют конкретные цели.

Функциями энергетического менеджмента являются:

взаимодействий с предприятиями — производителями энергии;

взаимодействие с энергоснабжающими организациями;

обработка информации об энергопотреблении по от­дельным подразделениям;

подготовка предложений по энергосбережению;

запуск и управление энергосберегающими проектами;

работа с руководством и сотрудниками хозяйствующе­го субъекта по вопросам энергопотребления.

Энергетический менеджмент включает в себя: систему стимулирования энергосбережения и роста энергетической эффективности производства; планирование и выполнение энергетических проектов; закупку и внедрение энергетиче­ски эффективного оборудования; нормирование расхода энер­гетических ресурсов; разработку нормативов рационального расходования топлива, рационального отопления, охлажде­ния, теплопередачи, предотвращения теплопотерь, использо­вания вторичных энергоресурсов, уменьшения потерь элек­троэнергии в сетях и т.д.

Наиболее важной характеристи­кой энергетического хозяйства предприятия является энергетический баланс. Энергетический баланс — это баланс добычи, переработки, транспортировки, преобразования, распределения, потребления всех видов энергетических ресурсов и энергии в производстве. Он составляется с целью выявления всех резервов экономии энергоресурсов на предприятии.Энергетический баланс дает возможность установить фактическое состояние использования энергии как па от­дельных участках, так и на предприятии в целом, сделать выводы об эффективности его работы. Основными видами энергии, потребляемой в промышленности, город­ском и сельском хозяйстве, являются тепловая и электриче­ская. Соответственно здесь составляются частные энергоба­лансы — тепловые и электрические.

Анализ энергетического баланса заключается в качес­твенной и количественной оценке состояния энергетическо­го хозяйства предприятия. Анализ использования энергоно­сителей может быть произведен путем сравнения фактичес­ких показателей с нормативными, фактическими за пред­ыдущий период, перспективными, аналогичными на других предприятиях. При этом сравнение должно проводиться с учетом условий сопоставимости (при одинаковых объемах производства, составе и качестве продукции и т.д.).

Энергетический аудит — это обследование предприя­тия с целью сбора информации об источниках энергии, и ее удельном потреблении на единицу выпускаемой продукции. Он является основным инструментом энергетического ме­неджмента. В ходе энергетического аудита проводится комп­лексное обследование энергопотребления конкретного про­изводства с целью выявления резервов экономии энергии, разработки программы энергосбережения и определения раз­мера инвестиций на энергосберегающие мероприятия.

Цели энергетического аудита:

определение форм используемой энергии;

изучение потребления энергии, сбор данных по ее за­тратам;

проверка текущей информации по энергетике и иссле­дование рабочих процессов и операций;

определение структуры тарифов па электроэнергию;

разработка и совершенствование методики выполнения записи расхода энергии;

расчет потребления энергии на единицу выпускаемой продукции (удельного потребления энергии);

выявление потенциальных зон производства, где име­ются наиболее существенные потери энергии;

разработка мероприятий по сокращению потребления энергии.

Объектами энергетического аудита являются:

паровые системы;

система сжатого воздуха;

система водоснабжения;

котельные установки;

печи;

бойлеры и теплообменники;

системы кондиционирования воздуха и отопления, вен­тиляция;

система освещения;

электрооборудование; здания.

Энергоаудит, как правило, выполняется с привлечением исполнителей от лицензионных организаций (аудиторских, проектных, исследовательских и ряда других).

Результатом проведения энергетического аудита являет­ся разработка программы мероприятий по снижению потерь энергии и повышению эффективности использования топ­ливно-энергетических ресурсов на разных стадиях производ­ства продукции. При выработке рекомендаций по повышению эффективности использования ТЭР необходимо учитывать, что проведение энергосберегающих мероприятий неизбежно связано с дополнительными затратами. Экономический эф­фект энергосберегающего мероприятия определяется по формуле:

Ээ - ДЭэ - ДЭ3,

где ДЭэ — снижение затрат, которое достигается в результате эконо­мии энергии после проведения энергосберегающего мероприятия; ДЭ3 — дополнительные затраты, связанные с проведением энерго­сберегающего мероприятия.

Наши рекомендации