Государственная политика и методы управления энергосбережением в Республике Беларусь
Стратегической цельюдеятельности в области энергосбережения является снижение энергоемкости ВВП в целях повышения конкурентоспособности отечественного производства и, соответственно, снижения зависимости республики от импорта ТЭР.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- структурная перестройка отраслей экономики и промышленности;
- повышение коэффициента полезного использования энергоносителей путем внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов, утилизации вторичных энергоресурсов;
- увеличение в топливном балансе республики доли местных видов топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Для решения указанных задач разрабатываются приоритетные направления энергосбережения, являющиеся основой проведения государственной политики в сфере энергосбережения и ежегодно уточняющиеся Департаментом по энергоэффективпости при Государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь совместно с другими республиканскими органами государственного управления, а также государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь. Приоритетные технические направления реализуются путем инвестирования энергоэффективных проектов в рамках отраслевых, региональных программ энергосбережения и перечня мероприятий по энергосбережению республиканского значения.
Кприоритетным направлениям в области энергосбережения относятся:
1. Организационно-экономические направления:
- разработка и принятие закона об использовании нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
- усовершенствование нормативной правовой базы в сфере производства и использования местных видов топлива;
-развитие новых рыночных механизмов финансирования энергосбережения в государственном секторе;
- повышение эффективности механизма разработки и выполнения республиканской, отраслевых и региональных программ энергосбережения;
- совершенствование государственной экспертизы энергетической эффективности развития отраслей экономики и проектных решений;
- обеспечение контроля за своевременным выполнением мероприятий, запланированных по результатам энергетических обследований, развитие системы прогрессивных норм расхода ТЭР;
- сертификация продукции по энергоемкости и энергопотреблению;
- увеличение доли финансирования энергосберегающих мероприятий из средств инновационных фондов на возвратной основе;
- создание условий для расширения использования банковских кредитов для реализации энергоэффективных инновационных проектов;
- активное внедрение новых энергоэффективных технологий, оборудования и материалов, разработанных в рамках научно-технических программ; внедрение повсеместного институционального и персонального стимулирования энергосбережения в организациях, финансируемых из бюджетов, и в государственных хозрасчетных организациях;
- создание экономических и институциональных условий для снижения сроков окупаемости нетрадиционных и возобновляемых источников энергии для их последующего масштабного внедрения;
- повышение качества образования и подготовки кадров для сферы энергосбережения, а также информационного! обеспечения деятельности по энергосбережению в Беларуси и зарубежных государствах
2. Технические направления:
- внедрение новых энергоэффективных технологических процессов производства продукции во всех отраслях экономики;
- модернизация электрогеперирующих источников, ввод в действие электрогенерирующего оборудования в котельных, создание мини-ТЭЦ на местных видах топлива;
- экономически целесообразная утилизация высоко- и среднетемпературных тепловых вторичных энергоресурсов с их использованием в схемах теплоснабжения;
- повышение эффективности работы тепловых сетей, оптимизация схем теплоснабжения, передача тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ, децентрализация теплоснабжения с ликвидацией длинных теплотрасс;
Замена электрокотлов и электронагревателей преимущественно на котельные установки на местных видах топлива;
- модернизация и повышение эффективности работы котельных;
- внедрение регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой;
- оснащение производства энергоэффективным оборудованием, использование сжатого воздуха и холода;
- автоматизация технологических процессов и применение автоматизированных систем управления потреблением ТЭР;
- внедрение систем непрерывного контроля за выбросами оксида углерода в атмосферный воздух на котельных мощностью свыше 50 МВт;
- переход на энергоэффективные светильники и автоматические системы управления освещением;
- использование инфракрасных излучателей для локального отопления и в технологических процессах.
Согласно Закону Республики Беларусь «Об энергосбережении», основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:
осуществление государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;
разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
приведение нормативных документов в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производвста, сферы услуг и быта;
создание финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и потребителей в эффективном использовании ТЭР, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
повышение уровня самообеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами;
осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
создание и распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования ТЭР;
реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
создание иных экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.
Методы государственного управления энергосбережением. Методы управления (регулирования) энергосбережением— это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых с целью снижения потребления топливно-энергетичсских ресурсов при сохранении или увеличении объемов производства. Выделяют следующие методы управления:
административные методы, основанные на использовании разрешительно-запретительного принципа государственного управления, выполнение которого обеспечивается возможностью государственного принуждения, а также на прямом задании значимых для отдельных предприятий целей и жестком контроле за их осуществлением;
финансово-экономические методы, базирующиеся на применении денежно-стоимостных отношений, обусловливающих экономическую заинтересованность в повышении эффективности использования субъектами хозяйствования топливно-энергетических ресурсов, внедрения ими энерго- и ресурсосберегающих технологий (в этом случае субъектам хозяйствования предоставляется значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения сокращения потребления энергии);
социально-психологические методы, или меры морального стимулирования, направленные на формирование сознания управляемых (инструментами этой группы методов являются воспитание, образование, обучение, информированность, переговорные процессы, добровольные соглашения, общественное давление).
Административный механизм управления энергосбережением. Основными инструментами административного управления являются:
формирование структуры управления;
создание законодательной базы;
разработка энергетических стандартов и нормативов;
организация энергетического менеджмента;
проведение энергетических аудитов;
энергетическая паспортизация;
лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с использованием ТЭР и энергии;
разработка целевых программ в области энергосбережения.
Разработанная в республике система энергетического менеджмента призвана повысить эффективность использования энергии на макро- и микроуровне.
Одним из инструментов административного управления является проведение энергетического аудита. В соответствии с Законом «Об энергосбережении» обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия с годовым потреблением топливно-энергетичсских ресурсов более 1,5 тыс. т у.т.
На основании проведенного аудита разрабатывается энергетический, паспорт предприятия, представляющий собой свод сведений об его энергетическом хозяйстве, видах и количестве потребляемой всеми структурными подразделениями и отдельными технологическими установками энергии и их потерях. В соответствии с национальным законодательством наличие энергетического паспорта не является обязательным, однако предприятия, проводившие энергетический аудит, заинтересованы в его наличии.
В Беларуси многие виды хозяйственной деятельности, связанной с производством энергии, распределением, доставкой и использованием энергии и ТЭР, подлежат лицензированию. 8. Реализуемая в республике Государственная программа энергосбережения содержит перспективные направления в области энергосбережения на заданный период времени, на основании которых все министерства и ведомства разрабатывают отраслевые программы энергосбережения. Предприятия, участвующие в государственной или отраслевых программах, имеют право на получение льготного финансирования энергосберегающих мероприятий.
Финансово- экономический механизм управления энергосбережением.
Реализация финансово-экономического механизма энергосбережения в Беларуси, призванного воздействовать по прямым заданием значимых для отдельных предприятий или общества в целом целей и жестким контролем за их соблюдением, а созданием системы экономической заинтересованности в реализации мероприятий по энергосбережению осуществляется с использованием следующих основных инструментов:
система финансирования энергосберегающих мероприятий;
кредитный механизм энергосбережения;
режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования;
тарифы на энергию;
цены па топливо;
энергетические налоги.
3. Основы энергетического аудита и менеджмента
Энергетический менеджмент — это совокупность организационных и технических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов. Он, по сути, представляет собой грамотное, гибкое, непрерывное и научно обоснованное управление энергетическими ресурсами производства, начиная с уровня цеха и заканчивая предприятием, концерном, отраслью.
Основная задача энергетического менеджмента — комплексный анализ энергопотребления и его изменения в зависимости от проводимых энергосберегающих мероприятий, включая учет, контроль и, в конечном итоге, минимизацию потребления ТЭР.
Являясь частью общего менеджмента, энергетический менеджмент повторяет его иерархическую структуру. Так, различают:
Каждому из уровней энергетического менеджмента соответствуют конкретные цели.
Функциями энергетического менеджмента являются:
взаимодействий с предприятиями — производителями энергии;
взаимодействие с энергоснабжающими организациями;
обработка информации об энергопотреблении по отдельным подразделениям;
подготовка предложений по энергосбережению;
запуск и управление энергосберегающими проектами;
работа с руководством и сотрудниками хозяйствующего субъекта по вопросам энергопотребления.
Энергетический менеджмент включает в себя: систему стимулирования энергосбережения и роста энергетической эффективности производства; планирование и выполнение энергетических проектов; закупку и внедрение энергетически эффективного оборудования; нормирование расхода энергетических ресурсов; разработку нормативов рационального расходования топлива, рационального отопления, охлаждения, теплопередачи, предотвращения теплопотерь, использования вторичных энергоресурсов, уменьшения потерь электроэнергии в сетях и т.д.
Наиболее важной характеристикой энергетического хозяйства предприятия является энергетический баланс. Энергетический баланс — это баланс добычи, переработки, транспортировки, преобразования, распределения, потребления всех видов энергетических ресурсов и энергии в производстве. Он составляется с целью выявления всех резервов экономии энергоресурсов на предприятии.Энергетический баланс дает возможность установить фактическое состояние использования энергии как па отдельных участках, так и на предприятии в целом, сделать выводы об эффективности его работы. Основными видами энергии, потребляемой в промышленности, городском и сельском хозяйстве, являются тепловая и электрическая. Соответственно здесь составляются частные энергобалансы — тепловые и электрические.
Анализ энергетического баланса заключается в качественной и количественной оценке состояния энергетического хозяйства предприятия. Анализ использования энергоносителей может быть произведен путем сравнения фактических показателей с нормативными, фактическими за предыдущий период, перспективными, аналогичными на других предприятиях. При этом сравнение должно проводиться с учетом условий сопоставимости (при одинаковых объемах производства, составе и качестве продукции и т.д.).
Энергетический аудит — это обследование предприятия с целью сбора информации об источниках энергии, и ее удельном потреблении на единицу выпускаемой продукции. Он является основным инструментом энергетического менеджмента. В ходе энергетического аудита проводится комплексное обследование энергопотребления конкретного производства с целью выявления резервов экономии энергии, разработки программы энергосбережения и определения размера инвестиций на энергосберегающие мероприятия.
Цели энергетического аудита:
определение форм используемой энергии;
изучение потребления энергии, сбор данных по ее затратам;
проверка текущей информации по энергетике и исследование рабочих процессов и операций;
определение структуры тарифов па электроэнергию;
разработка и совершенствование методики выполнения записи расхода энергии;
расчет потребления энергии на единицу выпускаемой продукции (удельного потребления энергии);
выявление потенциальных зон производства, где имеются наиболее существенные потери энергии;
разработка мероприятий по сокращению потребления энергии.
Объектами энергетического аудита являются:
паровые системы;
система сжатого воздуха;
система водоснабжения;
котельные установки;
печи;
бойлеры и теплообменники;
системы кондиционирования воздуха и отопления, вентиляция;
система освещения;
электрооборудование; здания.
Энергоаудит, как правило, выполняется с привлечением исполнителей от лицензионных организаций (аудиторских, проектных, исследовательских и ряда других).
Результатом проведения энергетического аудита является разработка программы мероприятий по снижению потерь энергии и повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на разных стадиях производства продукции. При выработке рекомендаций по повышению эффективности использования ТЭР необходимо учитывать, что проведение энергосберегающих мероприятий неизбежно связано с дополнительными затратами. Экономический эффект энергосберегающего мероприятия определяется по формуле:
Ээ - ДЭэ - ДЭ3,
где ДЭэ — снижение затрат, которое достигается в результате экономии энергии после проведения энергосберегающего мероприятия; ДЭ3 — дополнительные затраты, связанные с проведением энергосберегающего мероприятия.