Политика ресурсосбережения в Республике Беларусь.
Для успешного решения задач оптимизации ресурсопотребления и ресурсосбережения необходимо обеспечить условия их нормативно-правового регулирования, в частности, должны быть приняты законы о государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь; основы законодательства о рациональном ресурсопотреблении и ресурсосбережении; о рациональном использовании материально-сырьевых ресурсов.
Совершенствование организационно-экономических условий, обеспечивающих решение задач оптимизации ресурсопотребления и ресурсосбережения, требует создания сбалансированной Национальной инновационной системы и механизмов стимулирования освоения инноваций, включающих согласованную систему льгот и гарантий в таможенной, налоговой, амортизационной, кредитно-финансовой сферах.
Поскольку Беларусь не обладает достаточными собственными энергетическими ресурсами, оптимизация развития и функционирования энергетического сектора рассматривается как приоритет при осуществлении реформ в сферах законодательства, управления и организации. В качестве основных направлений развития были определены следующие ключевые направления:
- снижение энергоемкости экономики;
- энергосбережение;
- диверсификация импорта энергии;
- модернизация существующих и строительство новых электростанций на базе энергоэффективных технологий;
- максимальное развитие энергоисточников на местных видах топлива (прежде всего, древесина и торф) и ВИЭ;
- развитие атомной энергетики.
В республике уделяется большое внимание вопросам ресурсосбережения. Так, в 1998 г принят Закон Республики Беларусь "Об энергосбережении, За периоды 1996- 2000 гг., 2001-2005 гг. и 2006-2010 гг. приняты три "Республиканские программы энергосбережения", которые были успешно выполнены. В 2007 году Президентом Республики Беларусь были утверждены два стратегических документа, которые определили политику и стратегию страны в области энергетики вплоть до 2020 года: Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь; Директива N 3 Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства. Два вышеназванных документа определяют действующую энергетическую стратегию и цели страны до 2020 г. Основная цель всех программ заключалась в снижении энергоемкости и повышении энергоэффективности, как на стороне производства, так и на стороне потребления. Выполняемая в настоящее время программа ставит новые задачи по повышению энергоэффективности и придает особое значение развитию ВИЭ.
Дополнительно были приняты ряд документов, определивших организационные структуры и механизмы реализации Концепции и Директивы N 3. В их числе: "Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 г.";
"Целевая программа обеспечения в республике не менее 25 % объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 года";
"Республиканская программа по преобразованию котельных в мини-ТЭЦ на 2007 - 2010" и др. В 2010 г. были приняты два стратегических документа, в которых получила дальнейшее развитие государственная политика, направленная на повышение энергобезопасности страны с учетом происшедших изменений в мировой экономике и тенденций развития:
В 2010 году были разработаны и утверждены государственная программа строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010–2015 годах, а также программа строительства энергоисточников, работающих на биогазе, на 2010–2012 годы, а также Национальная программа «Развитие местных, возобновляемых и нетрадиционных энергоисточников на 2011-2015 годы». Вышеназванные документы определяют действующую энергетическую стратегию, цели и планы национальных действий страны.
Приоритеты и цели энергетической стратегии.Основные приоритеты энергетической политики и стратегии Беларуси следуют из стремления обеспечить безопасность энергоснабжения и уменьшить зависимость от импорта энергии, особенно из России, при одновременном использовании геополитического положения Беларуси как страны транзита энергии между Россией и Европейским Союзом.
Цели стратегии определены следующим образом:
Обеспечение надежного устойчивого энергоснабжения национальной экономики;
Модернизация энергосистемы страны на основе современных энергоэффективных технологий и оборудования;
Преодоление зависимости от импорта природного газа из России посредством диверсификации поставок топливно-энергетических ресурсов
Максимальное использование местных и возобновляемых источников энергии
Эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, энергосбережение
Одним из приоритетных направлений стратегии является диверсификация видов топлива и поставщиков энергоресурсов в энергетическом балансе посредством:
Сокращения использования природного газа в качестве первичного топлива для производства электрической и тепловой энергии;
Строительства атомной электростанции с установленной мощностью порядка 2000 МВт;
Строительства угольных электростанций установленной мощностью около 800 - 900 МВт;
Строительства гидроэлектростанций (Западная Двина и Неман) и использования местных видов топлива (древесное топливо, торф, бурый уголь, сланцы), ВИЭ, биомассы, малых гидроэлектростанций, биотоплива.
Литература
Основные законодательные акты:
Закон Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии» от 27 декабря 2010 г.
Закон Республики Беларусь “Об энергосбережении” от 15 июля 1998 г. № 190-3.
Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 “Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства”
Государственная программа инновационного развития на 2007-2010 гг.
Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. №1180).
Национальная программа «Развитие местных, возобновляемых и нетрадиционных энергоисточников на 2011-2015 годы»
Программа развития энергоэффективности и ВИЭ:
Республиканская программа энергосбережения на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. №1882)
Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 575 “Об утверждении Государственной комплексной программы модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов на период до 2011 года.
Литература
1. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда: учебник / В.В. Адамчук. - М.: «Дашков и К», 2002. -324 с.
2. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Практикум: учеб. пособие / Н.Л. Зайцев. - М.: ИНФРА_М, 2001. 635 с.
3. Смирницкий, Е.К. Экономические показатели промышленности / Е.К. Смирницкий. - М.: Экономика, 2007. - 435 с.
4. Экономика предприятия: учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин. - М.: Новое знание, 2003. - 726 с.
5. Экономика предприятия: учеб. пособие / под ред. Л.Н. Нехорошевой. - Минск: БГЭУ, 2008.
6.Устойчивое развитие экономики Беларуси: теоретические и организационные аспекты. Монография под ред . Шимова В.Н., Короленка Г.П. Мн. БГЭУ,2006.
7.Экономика ресурсосбережения Невелев А.М., Сидоренко В.А., Габ В.И. Киев: Нак.думка,1989.
7. http://naviny.by/rubrics/economic/2006/03.