Развитие организационной структуры в соответствии с этапами жизненного цикла организации

Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи [12].

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами "сознательно координируемое" понимается управление, под "социальным образованием" - то, что организация состоит из людей или групп лиц, взаимодействующих между собой. Модели взаимодействия, которым следуют лица, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации.

Таким образом, фирма - это реально существующее, но преходящее и “смертное” образование, которое функционирует не просто во времени, но в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут “сжиматься” и “растягиваться” в зависимости от конкретного временного интервала (периода), в котором существует определенная фирма (от дней и месяцев до десятков и даже сотен лет).

При внимательном рассмотрении поведения “долгоживущей” фирмы можно заметить, что процессы, в ней протекающие, развиваются циклически. Собственно говоря, этот вывод не является неожиданным. Если мы приглядимся к формам неживой, живой и общественной материи, то либо обнаружим цикличность в чистом виде, либо увидим, что формы материи развиваются в основном поступательно и это развитие идет по спирали: от простых форм к более сложным.

Именно поэтому широко распространено понятие о жизненном цикле организаций как о предсказуемых их изменениях с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть: существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Чтобы определить, на каком этапе жизненного цикла находится компания в данный момент, знать, какие возможности и подводные камни появляются в этом периоде, и понимать, как избежать роковых ошибок, необходимо проанализировать, что же происходит с компанией на каждом отрезке ее жизни. Процессы роста и старения компании проявляются в двух критериях: гибкость и контролируемость. Молодая компания может легко перестраиваться, быть более гибкой, но менее контролируемой. Старая компания более контролируемая, но менее гибкая, более инертная. Если удается достичь баланса между гибкостью и контролируемостью, то компанию можно привести и удерживать в зоне максимальной эффективности достаточно долго. Именно в этом состоит основная задача менеджмента компании - как можно дольше удерживать компанию в периоде расцвета. Цель управления - обеспечить сбалансированный рост и омоложение компании для достижения зоны максимальной эффективности и нахождения на этом этапе.

Как жизнь человека полна проблем, так и каждая компания сталкивается с проблемами, характер которых также помогает понять, на каком этапе находится компания. Условно проблемы можно разделить на нормальные и ненормальные. Нормальные проблемы - это случаи и переходные проблемы, типичные для данного этапа жизненного цикла и исчезающие с переходом на другой этап жизненного цикла. Ненормальные проблемы - это сложности, повторяющиеся из раза в раз и требующие постороннего вмешательства, например, консультанта. Есть еще и патологии - редкие глобальные проблемы, которые приводят компанию к фатальному исходу. Принято считать, что избавиться от указанных проблем можно путем внедрения технологий. Но зачастую это не приносит желаемого результата, поскольку нельзя внедрять технологии ради самого их внедрения.

41Понятие закона единства анализа и синтеза. Практическое приложение закона единства анализа и синтеза.

Анализ и синтез — основные методы познания. Все фор­мы человеческой деятельности — производственной, научной, художе­ственной, как бы ни были они сложны и своеобразны, всегда пред­ставляют эти два аспекта познания — аналитический и синтетиче­ский, в их взаимной смене и сплетении. Сами понятия «система», «комплекс» предполагают разложение их на элементы, части, кото­рые образуют целое. Анализ — исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мыс­ленно или практически расчленяется на составные элементы (при­знаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе. Синтез — ис­следовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему. Целевая органи­зация компаний обеспечивается постоянным циклическим процессом анализа и синтеза: изученные в процессе анализа элементы подверга­ются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углу­бить исследование системы. Синтез переводит знания с одного уровня на другой, более высокий. Анализ поведения различных частей систе­мы (анализ связей с поставщиками, потребителями, анализ спроса и предложения, анализ продаж, анализ уровня технологий и пр.) проводится для того, чтобы оценить систему (организацию) как единое целое, выявить причины отклонения от главной цели.
Большой проблемой экономической науки является излишняя специализация, порой абсолютно необоснованная дифференциация экономических знаний, растаскивание знаний о едином целом на час­ти. Эти части дробятся, распадаются на узкие дисциплины и в конце концов превращаются в огромный свод маловразумительных течений, понятных лишь узкому кругу так называемых «специалистов-теоретиков». Овладение узкопрофессиональной терминологией не равно пониманию единых законов развития целого.
Менеджер любого уровня должен обладать методами системного анализа и синтеза как необходимым инструментом для принятия управ­ленческих решений.
Закон единства анализа и синтеза: каждая управляющая система стре­мится к наиболее эффективной функциональной и организационной структуре за счет постоянного циклического процесса анализа—синтеза (дедукции—индукции).
Дифференциация знаний должна сопровождаться их интеграци­ей, анализ — синтезом, иначе произойдут монополизация отделов, элементов, потеря чувства единой системы, потеря единой цели системы. С другой стороны, жесткая интеграция может задушить свободу, творчество элементов системы, их способность к внутрен­нему саморазвитию.
В сложной самоорганизующейся системе с помощью бесконеч­ного циклического процесса анализа и синтеза происходит струк­турная оптимизация системы; система отказывается от устаревших неэффективных элементов, заменяя их более прогрессивными. Од­ним словом, неразрывность и взаимодействие анализа и синтеза обеспечивают стремление системы к оптимальной самореализации.
На основании методов анализа—синтеза при моделировании экономических систем широко используются декомпозиционные и композиционные подходы к решению задач оптимизации. Деком­позиционный подход применяется к построению системы моделей, при котором цели нижних уровней иерархической структуры выво­дятся из целей верхнего уровня. При синтетическом, композицион­ном подходе, напротив, цели верхнего уровня иерархии выводятся путем согласования целей нижних уровней иерархии с помощью некоторых экономических механизмов.
Закон единства анализа и синтеза тесно взаимодействует с за­конами развития, информированности-упорядоченности, самосо­хранения и синергии. Важнейшую роль закон играет при стремле­нии системы к достижению соразмерности, пропорциональности
элементов между собой и в соотношении к целому, с его помощью реализуются принципы композиции, пропорциональности и гармонии.
Закон единства анализа и синтеза действует во всех сферах жизнедеятельности человека, от семьи до мировой системы. В на­стоящее время можно наблюдать, как, анализируя деятельность ме­ждународного терроризма, мировая система стремится оптимизиро­вать свою структуру, согласовать цели отдельных государств с глав­ной целью на этом этапе развития мировой системы — борьбой с терроризмом.

42.Понятие и практика использования закона композиции и пропорциональности

В окружающем нас мире все приспособлено для совместного существования: все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия. При этом осуществляются центростремительные (объединительные) и центробежные (разъединительные) процессы.

Гармония – это единственный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека.

Гармония в организации направлена на достижение определенной цели. Если конкретная цель не поставлена, то гармонизация все равно идет для какой-то неформальной цели. Гармонизацию остановить нельзя, а направить можно. Гармония имеет системное начало, она объективна и не зависит от желания и воли человека, который может либо помочь ей, либо испортить естественный ее ход.

Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительность (пропорциональность).

Закон композиции: элементы структуры должны быть подобраны, расположены и взаимосвязаны, чтобы достигались внутренняя слаженность, или гармония, и фундаментальное соответствие организационной ситуации (размер организации, используется техническая система, состояния внешней среды).

Т.о. закон композиции отражает необходимость согласования целей организации (дерево целей): они должны быть направлены на поддержание основной цели более общего характера (общая цель организации предоопрределяется внешней средой, цели внутренних подразделений -–должны обеспечивать достижения общей цели, т.е. выступать совместно как средства достижения этой цели).

Закон пропорциональности отражает необходимость определенного соотношения между частями целого, а также их соразмерность, соответствие или зависимость.

Пропорциональность в значении «соотношения» предполагает определение количественные соотношения между частями целого (соразмерность, направление пропорции и соответствие между ними).

Пропорциональность в значении «зависимость отражает также отношения между частями целого, при которых изменение одной из них влечет изменение другой во столько же раз.

закон композиции и пропорциональности: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).

Развитие организационной структуры в соответствии с этапами жизненного цикла организации - student2.ru Развитие организационной структуры в соответствии с этапами жизненного цикла организации - student2.ru Р1,Р2,…Рн >0 Наличие ресурсов

Развитие организационной структуры в соответствии с этапами жизненного цикла организации - student2.ru Композиция (набор) К1,К2,…Кн>0 Коммуникации между ресурсами

n

Пропорциональность в наборе å (кi*xi) ® Pmax ,

i=1

где Pi – ресурс системы в области i ;

Ki – коэффициент наилучшей соотносительности или подчинение в наборе элементов.

Практика использования закона состоит в обоснованном выборе состава и сочетания необходимых элементов организации и обеспечении требуемой их пропорции.

С этим законом связан Закон наименьших, как его характеризует А. Богданов, «громадного жизненного и научного значения», сформулирован им следующим образом: «Суммарная устойчивость комплекса по отношению к данной среде есть, очевидно, сложный результат частичных устойчивостей разных частей этого комплекса по отношению к направленным на них воздействия». Другими словами, «структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью». Этот общеорганизационный закон относится к любым видам целостных образований в природе и в обществе. Наглядным примером проявления закона наименьших является элементарная цепь, состоящая из звеньев неодинаковой прочности. Она выдерживает тот вес, который выдержит наиболее слабое в отношении прочности ее звено. Точно также логическая цепь доказательств рушится, если хотя бы одно из ее звеньев не выдерживает ударов критики.

Важно учесть, что, как правило, система подвергается неравным воздействиям в разных своих частях, Так, если композиция не гармонична внешней среде, то воздействия ее на отдельных участках структуры организации, могут быть существенными, а если сопротивление этого участка (сила внутренних связей) не будет им соответствовать (пропорциональность), то участок может быть нарушен и нарушится целостность организации.

Т.о. иерархия целей в организации играет очень важную роль, т.к. она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию всех структурных элементов организации на достижении общей. Для правильного выбора и согласования целей, а также формирования мотивационного механизма для исполнителей в социальных организациях действует общий закон учета системы потребностей.

Но для более эффективного развития целого и его части индивидуальное разнообразие должно соответствовать общей социальной стратегической цели как его составная часть.

В организационных социальных системах действует общий закон учета системы потребностей – индивидуальных, групповых, общефирменных и общественных. Действиями людей всегда движут потребности и интересы, ведущими из которых являются экономические и социальные – это обусловлено их природой и ролью в социально-экономической структуре мотивов жизнедеятельности человека.

Американский исследователь А. Маслоу всю совокупность потребностей разделил на две группы: первичные и вторичные потребности. В свою очередь, первичные потребности Маслоу подразделил на физиологические, потребность в безопасности и защищенности. Вторичные потребности включают в себя социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, социального взаимодействия, привязанности и поддержке, потребности в уважении и самоуважении, уважении со стороны окружающих, самоуважении, реализации потенциальных возможностей и роста как личности.

По мнению бихевиористов, в каждый конкретный момент времени человек стремится к удовлетворению потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения отдельной личности и социальной группы посредством потребности бесконечен.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень потребностей начал влиять на поведение людей, не обязательно полностью удовлетворять потребность более низкого уровня.

Предприятие (организация) является самостоятельным хозяйствующим субъектом рынка, что объективно порождает у его коллектива свои экономические, социальные и иные потребности и интересы. Отдельные группы фирмы (предприятия) исходя из функциональных видов деятельности решают разные задачи с разной степенью сложности, трудоемкости и интенсивности. Все это создает различные потребности и интересы у различных групп трудового коллектива.

Система интересов и потребностей должна составлять основу целевого механизма управления. Управление, учитывающее многообразие совокупности индивидуальных, групповых и фирменных интересов, будет эффективным.

Наши рекомендации