Экономические факторы, влияющие на величину прибыли
Прибыль до налогообложения отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде с учетом всех ее сторон, и важнейшей составляющей этого показателя является прибыль от продажи товаров. Прибыль от продаж в общем случае изменяется под воздействием множества факторов, таких как изменение объема продажи, структуры продукции, продажных цен, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Факторный анализ прибыли организации ведется, исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в т.ч. роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.
Таблица 8.2
Исходные данные для анализа прибыли от продаж
Составляющие прибыли | По отчету предыдущего периода, тыс. руб. | По ценам предыдущего периода при объеме продаж текущего периода, тыс. руб. | По отчету текущего периода, тыс. руб. |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, (объем продаж), (S) | |||
Полная себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, (C) | |||
Прибыль от продаж, (П) |
Факторный анализ прибыли организации ведется, исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в т.ч. роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.
Расчеты проводятся в следующем порядке:
1) Изменение прибыли от продаж за период (∆П):
∆П = ПТП – ППП ; (8.4)
∆П = 49978 – 32855 = 17123 тыс.руб.
2) Влияние на прибыль изменений цен на проданные товары(∆П1):
∆П1 = SТП – S1 (8.5)
где SТП объем продаж в текущем периоде в ценах текущего периода;
S1 - объем продаж в текущем периоде в ценах предыдущего периода.
∆П 1= 701605– 692048 = 9557 тыс. руб.
3) Влияние на прибыль изменений объема продаж товаров (∆П2 ):
∆П2 = ППП *k1 – ППП = ППП (k1 – 1) , (8.6)
где ППП - прибыль предыдущего периода;
К1 - коэффициент изменения себестоимости товаров по ценам предыдущего периода:
k 1= С1 / СПП , (8.7)
где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;
СПП- себестоимость проданных товаров в предыдущем периоде.
k 1 =651040 / 530234 = 1,2278;
∆П2 = 32855* (1,2278 – 1) = 7484 тыс. руб.
4) Влияние на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре товаров (∆П3):
∆П3 = ППП * (k2 - k1) (8.8)
где К2 - коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего периода:
k2 = S1 / SПП (8.9)
где S1 – объем продаж в текущем периоде по ценам предыдущего периода;
SПП – объем продаж в предыдущем периоде.
k 2 =692048 / 563089 = 1,229;
∆П3 = 32855 * (1,229 - 1,2278)= 32855* 0,0012 = 39тыс. руб.
5) Изменение прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы (∆П4 ):
∆П4 = С1 - СТП (8.10)
где С1 - себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;
СТП - фактическая себестоимость проданных товаров за текущий период.
∆П4 = 651040 – 651627 = -587 тыс. руб.
6) Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆П5 ):
∆П5 = СПП *k2 – С1 . (8.11)
∆П5 = 530234 * 1,229 – 651040 = 627 тыс. руб.
7) Сложив величины изменения прибыли под влиянием каждого их факторов, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от продаж (∆П):
∆П = , 1(8.12)
где Пi – влияние i-ого фактора;
n - количество факторов.
Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли от продажи товаров ∆П составило:
∆П = 9557+7484+39+(-587)+627=17120 тыс. руб.
Полученные результаты целесообразно представить в виде таблицы.
Таблица 8.3
Результаты факторного анализа прибыли от продаж
Факторы, вызвавшие изменение прибыли в текущем периоде | Сумма, тыс.руб. | Структура, % |
1. Изменение цен | +9557 | 55,82 |
2. Объема продаж | +7484 | 43,71 |
3. Изменение структуры продаж | +39 | 0,23 |
4. Изменение себестоимости за счет цен на потребляемые ресурсы | -587 | -3,43 |
5. Изменение себестоимости продаж за счет изменения структуры продаж | +627 | 3,66 |
Итого: | +17120 | +100 |
Наибольший вес в увеличении прибыли имели факторы изменения цен (55,82%) и объемов продаж (43,71%). Снижение прибыли на 587 тыс.руб. произошло за счет изменения себестоимости в результате изменения цен на потребляемые ресурсы, но вес этого фактора составляет всего 3,43 % в общей структуре, и он оказал незначительное влияние на снижение прибыли.
После уплаты налогов прибыль может быть распределена между различными фондами: накопления, социальной сферы, потребления и др. Может быть создан резервный фонд для организаций в форме обществ, если это определено их Уставом, и отчисления в резервный фонд в этом случае должны быть не менее 5% в год. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д. Фонд социальной сферы может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления – на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).
Распределение чистой прибыли для исследуемой организации за текущий период приведено в таблице 8.4.
Таблица 8.4
Распределение чистой прибыли
Вид фонда | Сумма от распределяемой прибыли, тыс. руб. | Доля чистой прибыли, % |
Чистая прибыль | ||
Резервный | ||
Накопления | ||
Потребления | ||
Социальной сферы | - | - |
В данном случае значительная часть чистой прибыли организации направлена в фонды накопления (60%)и потребления (30%). Это характеризует направленность организации на развитие средств производства и стимулирование труда работников.
В ходе анализа изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект. Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли были учтены интересы государства, владельцев бизнеса, организации и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше денег в бюджет. Владельцы бизнеса заинтересованы в том, чтобы бизнес приносил дивиденды. Руководство организации стремится направить большую сумму прибыли на расширенное воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда. Одна из важнейших задач управления бизнесом – оптимизация распределения прибыли для наилучшего удовлетворения всех заинтересованных сторон.