Факторы, влияющие на величину прибыли

Изменения социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводят к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и, главным образом, прибыли предприятий различных форм собственности.

На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторы изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

Далее более подробно остановимся на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного показателя эффективности хозяйствования предприятия.

Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.

Основной источник денежных накоплений предприятий — доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.

В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности.

Заинтересованность предприятий в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции.

Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также внепроизводственных затрат.

Факторы, влияющие на величину прибыли - student2.ru

Рис. 14.4. Факторы, влияющие на изменение прибыли.

Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.

Размер прибыли как конечного финансового результата работы предприятия зависит и от второй, не менее важной величины — объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.

Виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли.

Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Проведенная в Украине либерализация цен привела к резкому сокращению воздействия государства на процесс регулирования цен, следствием чего явился рост цен почти на все производимые товары. С помощью высоких цен предприятия возмещают любые по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению качества продукции и эффективности производства.

Следующий фактор, влияющий на величину прибыли — это амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений определяется на основании балансовой стоимости основных фондов и действующих норм амортизации и амортизации нематериальных активов, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов, но •не более 10 лет непрерывной эксплуатации. При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством более высоких нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов.

Таким образом, прибыль предприятия формируется под воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.

Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:

Обеспечение роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.

Улучшение условий продажи продукции, в том числе за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями.

Изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной.

Снижение валовых расходов на производство и обращение продукции.

Установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.

Увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т. д.).

6. Цены на продукцию (услуги): сущностная характеристика, виды, методы установления и регулирования.

Цена -это денежное выражение стоимости товара, количество денег, которое выплачивается|выплачивается| или получают за единицу товара или услуг. Одновременно цена отображает потребительские свойства (полезность) товара, покупательную способность денежной единицы, степень редкости товара, силу конкуренции, государственного контроля, экономическое|экономичное| поведение рыночных субъектов и другие субъективные моменты.

Цены, которые отображают общественно необходимые расходы на производство и реализацию продукции, согласовываются с требованиями|востребованиями| закона стоимости. Они обеспечивают эквивалентный обмен товарами, что отвечает принципу распределения|распределения| по количеству и качеству труда, дают возможность более правильно использовать стоимостные показатели для установления правильных хозяйственных пропорций, сравнивать расходы с результатами производства.

Цена выполняет ряд функций:

- учетно-аналитическая (является средством учета и измерения общественно необходимых затрат труда на выпуск и реализацию продукции. Это позволяет использовать ее для планово-экономических расчетов на всех стадиях воспроизводственного процесса);

- стимулирующая (проявляется в стимулирующем воздействии на ускорение научно-технического прогресса, ресурсосбережение, улучшение качества выпускаемой продукции, увеличение объема производства и потребления отдельных ее видов);

- распределительная (проявляется в распределении ресурсов), доходов в обществе и используется для решения важных экономических и социальных задач);

- регулирующая (осуществляется сбалансированность между отдельными производствами, спросом и предложением).

Цена на любой|какой-нибудь| товар состоит из отдельных элементов. Основным | является себестоимость и прибыль. Их наличие в цене является обязательным. Кроме того, в состав цены могут входить:

• акцизный сбор;

• налог на добавленную стоимость;

• наценки снабженческо-сбытовых организаций;

• торговые надбавки или скидки.

Ценообразование - это процесс обоснования, утверждения и пересмотра цен и тарифов, установления их уровня, соотношения и структуры.

В зависимости от того, какую цель преследует предприятие или фирма на рынке, существуют разные подходы к ценообразованию. Такими целями деятельности предприятия по оптимизации цены могут быть:

- выживание на рынке как цель ставят тогда, когда рынок достиг почти граничной емкости; для сохранения жизнедеятельности предприятия могут устанавливаться низкие цены, надеясь, что рынок будет чутким к ним;

- максимизация прибыли. В этом случае сопоставляется спрос и затраты на производство с альтернативными ценами и выбирают ту из них, которая обеспечивает максимальную прибыль;

- лидерство на рынке достигается путем снижения затрат и получения высокой прибыли; устанавливаются низкие цены с целью увеличения доли предприятия на рынке;

- лидерство в качестве товаров предусматривает установление относительно высоких цен, которые должны компенсировать большие затраты на научно-исследовательские работы и обеспечение высокого качества.

Цены можно разделить на две группы: производственные и потребительские.

Производственные цены - это цены, по которым реализуется продукция, и осуществляются услуги другим предприятиям и организациям. К ним относятся:

Оптовые цены - это цены, по которым государственные и частные предприятия рассчитываются между собой или с оптовыми посредниками за большие партии товаров. Оптовые цены подразделяются на оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности.

Закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители (кооперативные, коллективные, государственные, фермерские, личные подсобные хозяйства) продают свою продукцию государственным, кооперативным, перерабатывающим, торговым и другим фирмам. Закупочные цены используются также при заготовке продукции мехового звероводства, рыбоводства, вторсырья.

Сметные цены - цены и расценки, которые используются для определения расчетной стоимости нового строительства, реконструкции зданий и сооружений, их расширения и переоснащения.

Тарифы на перевозки всеми видами транспорта и на производственные услуги.

Потребительские цены - это цены на товары и услуги, реализуемые населению. К ним относятся розничные цены.

Розничные цены - это цены, по которым население покупает товары в государственной, коллективной и частной торговле.

Разновидностями розничных цен являются цены на продукцию объектов общественного питания, тарифы на коммунальные, бытовые, транспортные, туристические и другие услуги, цены на жилье.

По способу установления цены подразделяются на:

- государственные (устанавливаются государством на продукцию государственных предприятий, некоторые ресурсы, социально значимые товары. Подразделяются на фиксируемые и регулируемые);

- договорные (устанавливаются по договоренности между продавцом и покупателем товара и могут изменяться по взаимной договоренности сторон);

- свободные (устанавливаются предприятиями самостоятельно или на договорной основе с учетом спроса и предложений на рынке товаров, ориентированные на экономическую заинтересованность производителей в расширении ассортимента товаров и предотвращение ажиотажного спроса и спекуляции);

- ввозные (устанавливают на импортные подакцизные товары, облагаемые налогом на добавленную стоимость и подлежат обложению ввозной пошлиной; основой расчетов таких цен является пошлинная стоимость товаров, выраженная в национальной валюте).

Важную роль в решении заданий|задач| научно-технического прогресса играют - лимитные (устанавливаются на стадии разработки новой продукции и отображают предельно допустимый | уровень ее цены) и ступенчатые| цены (ступенчатые цены - это последовательно снижающиеся цены по мере освоения производства продукции в заранее установленные сроки и размеры).

Кроме того, в современной практике ведения хозяйства применяют разные|различные| виды рыночных цен, которые|какие| классифицируются без определенного признака: демпинговые, продажные, твердые, паритетные, базисные, престижные и другие цены.

В зависимости от порядка возмещения предприятиям-изготовителям транспортных расходов по доставке продукции потребителям оптовые цены подразделяются по виду «франко». Франко- вид внешнеторгового соглашения купли-продажи, когда в цену товара включают расходы на его страхование и доставку к месту, отмеченному в договоре.

Цены «Франко»- это оптовые цены, которые|какие| устанавливаются с учетом предусмотренного контрактом порядка возмещения| транспортных расходов на доставку товаров покупателю. Наиболее распространенными являются цены:

а) франко-вагон-станция отправления (включает расходы по доставке продукции с предприятия к станции отправления, а также погрузочные работы);

б) франко-вагон-станция назначения (включает все расходы, связанные|повязанные| с доставкой продукции к|до| месту нахождения потребителя);

в) франко-граница (используется во внешнеэкономических соглашениях и, кроме транспортных расходов по доставке товара к|до| соответствующей границе, включает расходы на его страхование и таможенные|пошлинные| расходы).

В основе формирования цен лежит себестоимость продукции, которая является нижней границей цен. При формировании оптовой цены предприятия к себестоимости единицы продукции прибавляют прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизный сбор (для высокорентабельных и монопольно подакцизных товаров).

Налог на добавленную стоимость (НДС) является частью вновь созданной стоимости, которая вносится в государственный бюджет на каждом этапе производства продукции, выполнения работ и услуг. НДС на материальные ресурсы, основные средства, нематериальные активы для потребностей основной деятельности по изготовлению продукции к затратам производства и обращения не относится. НДС включается в цену продукции по установленной ставке к налогооблагаемому обороту, который не включает НДС.

Акцизный сбор - это косвенный налог, который включается в цену товаров.

Сумма оптовой цены предприятия и снабженческо-сбытовой наценки является оптовой ценой промышленности. Снабженческо-сбытовая наценка включает затраты и прибыль снабженческо-сбытовых организаций.

Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую надбавку (скидку), предназначенную для покрытия издержек и получения торговыми организациями прибыли. Кроме этого, розничные цены могут включать специальные надбавки за качественные характеристики товаров, дополнительные услуги и др.

Специфика рыночного ценообразования состоит в том, что данные затраты непосредственно уровень цены не определяют. На уровень цены непосредственное влияние оказывает рыночная конъюнктура, а именно такие факторы:

- государственное регулирование цен;

- конкуренция производителей;

- соотношение спроса и предложения;

- покупательная способность;

- качество товара и другие.

Учитывая эти факторы, принятую предприятием рыночную стратегию с целью установления оптимального уровня цен, используются такие методы ценообразования:

1. Метод «затраты + прибыль». По этому методу цена (Ц) рассчитывается по формуле:

Ц=С+П,

где С - себестоимость единицы продукции, в денежных измерителях; П -прибыль в цене, в денежных измерителях.

В рыночных условиях сфера использования этого метода ограничена.

2. Получение целевой нормы прибыли - метод ценообразования, ориентированный на затраты и целевую норму прибыли. Фирмы пытаются установить цену, включая в нее прибыль, которая планируется в процентах на инвестированный капитал. При этом используется концепция безубыточности и при установлении цены с помощью данного метода учитывается зависимость общих затрат и выручки от объема продажи:

Факторы, влияющие на величину прибыли - student2.ru ,

где Факторы, влияющие на величину прибыли - student2.ru - переменные затраты на единицу продукции, в денежных измерителях; Факторы, влияющие на величину прибыли - student2.ru - постоянные затраты на продукцию за определенный период (год), в денежных измерителях; В - объем продажи продукции в натуральных единицах; Факторы, влияющие на величину прибыли - student2.ru - общая сумма прибыли, которая должна быть получена за определенный период (год) от продажи продукции, в денежных измерителях.

3. Оценка потребительской стоимости - метод, который базируется на оценке потребительского эффекта, который имеет потребитель от использования товара. Этот метод ценообразования имеет определенный риск вследствие неоправданного повышения или занижения цен.

4. Пропорциональное ценообразование - метод, при котором фирмы исходят не столько из собственных затрат, оценки потребительской стоимости или спроса, сколько из цен конкурентов. При этом методе (его еще называют «по уровню конкуренции») цена устанавливается как функция цен на аналогичную продукцию конкурентов:

Факторы, влияющие на величину прибыли - student2.ru ,

где n - количество продавцов аналогичной продукции.

5. Метод «ожидаемой прибыли» чаще всего применяют тогда, когда фирма планирует подписать контракт, предлагая более низкие цены, чем другие фирмы, имеет шанс выиграть борьбу за контракт.

6. Метод быстрого возвращения затрат используется предприятиями с целью активной продажи больших объемов продукции и быстрого возвращения затраченных средств. Такое поведение может быть вызвано неуверенностью производителей в длительном успехе их продукции на рынке.

Практически|практично| фирмы устанавливают не отдельные цены на товар, а используют целую систему цен, чтобы продавать весь ассортимент своих товаров, учитывать спрос на разных|различных|, территориально отдаленных рынках.

Внутри системы цен можно выделить такие типы модифицированных цен:

1) территориальные цены;

2) цены со снижением устанавливаются за объем покупки, выполнение определенных функций предприятиями сферы оборота, выполнение определенных функций по складированию и хранению продукции, сезонное снижение;

3) цены стимулирования покупок - фирмы в некоторых случаях, с целью привлечения внимания на другие товары, могут снижать цены на данный товар;

4) льготные цены используют тогда, когда фирма реализует товары по нескольким ценам, хотя это и не отражает пропорциональную разницу в. затратах;

5) цены на новые товары. При ценообразовании используют два метода:

- «снятие вершков на рынке» - на товары устанавливаются высокие цены для получения высоких прибылей, потом цены медленно снижаются и привлекают внимание покупателей;

- «проникновение на рынок» - устанавливаются низкие цены на новые товары для привлечения внимания большого числа покупателей и завоевание большей части рынка.

Проблемы совершенствования ценообразования в условиях рынка:

- более полное отражение в ценах общественно необходимых затрат труда;

- установление обоснованных соотношений цен на продукцию топливно-энергетических и обрабатывающих отраслей;

- более полный учет в ценах потребительских свойств изделий, достижение сбалансированности спроса и предложения товаров;

- усиление роли цен в ускорении научно-технического прогресса, повышении эффективности производства и качества продукции, обновлении ее ассортимента, ресурсосбережении;

- разработка антизатратного механизма формирования цен.

Наши рекомендации