Эластичность предложения. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения
Эластичность предложения по цене представляет собой степень реагирования величины предложения на изменение цены товара или услуги. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает на сколько процентов изменится величина предложения при изменении цены на один процент. Еs=%∆Qs/%∆p.
Значение коэффициента эластичности предложения по цене изменяется в пределах от нуля до плюс бесконечности. Методика расчета эластичности по цене тождественна расчету эластичности спроса по цене. Однако, если реакция величины спроса на изменение цены слабо зависит от временного интервала, то важнейшим фактором эластичности предложения, в соответствии с которым и определяются периоды, становится время.
Кратчайший (мгновенный период – реализации подлежит уже произведенный товар). Это означает, что товар поступает в продажу по установившейся цене и предложение подстраивается под спрос. Кривая предложения принимает вертикальный характер, коэффициент эластичности предложения равен нулю (рис. 6.6).
Рис. 6.6. Совершенно неэластичное предложение
Краткосрочный период – производитель в определенной мере может отреагировать на изменение рыночной цены путем изменения переменных факторов: интенсивность труда, количество материалов, товарных запасов и т.п. Кривая предложения отклоняется от вертикали по закону предложения и принимает положительный наклон. В результате роста спроса произойдет изменение количества предлагаемой продукции и относительно кратчайшего периода меньшее изменение цены (рис. 6.7).
Рис. 6.7. Эластичность предложения в краткосрочном периоде
Долгосрочный период – производители могут изменить производственные мощности, обновить оборудование, изменить численность фирм в отрасли. Кривая предложения стремится к горизонтали. Если мы имеем отрасль с растущими издержками, то кривая предложения восходящая; если с постоянными - принимает горизонтальный вид. В этом случает увеличение спроса будет приводить к росту объемов производства и реализации, если отрасль с растущими издержками, то при этом произойдет и рост цен, а в случае постоянных издержек – цены сохранятся на прежнем уровне (рис. 6.8).
Рис. 6.8. Эластичность предложения в долгосрочном периоде.
Все возможные варианты эластичности предложения по цене можно представить следующим образом (рис. 6.9). Предложение S1 совершенно неэластично, коэффициент эластичности предложения по цене равен нулю; предложение S2 неэластично, он изменяется в пределах от нуля до 1; предложение S3 единично эластично, равен 1; предложение S4 эластично, больше 1; предложение S5 эластично, равен бесконечности:
Рис. 6.9. Эластичность предложения по цене: 5 вариантов.
На эластичность предложения влияют следующие факторы:
Типы предлагаемых товаров и услуг. Предложение ряда товаров требует значительных затрат, улучшения технологии, поэтому увеличить их производство можно лишь по истечении времени, в коротком же промежутке времени их предложение неэластично.
Наличие свободных производственных мощностей. Чем их больше, тем в большей мере можно увеличить производство, а значит и предложение более эластично. Чем более загружены мощности, тем предложение менее эластично.
Возможность длительного хранения продукции. При увеличении возможности длительного хранения продукции растет эластичность предложения, так как в случае роста цен производители могут легко увеличить объем предлагаемого товара за счет запасов.
Ситуация на рынке. Если имеет место дефицит, продавцы реализуют товар по высоким ценам и предложение неэластично. Насыщение рынка сопровождается падением цен, и предложение становится эластичным.
Временной интервал. Чем длиннее временной период для приспособления к конъюнктуре рынка, тем эластичнее предложение.