Транспортное машиностроение.
К металлоёмким отраслям относятся:
· ж/д машиностроение:
- локомотивостроение – исторически возникло там, где появилась ж/д сеть (Центральная Россия). В последствии оно получило развитие вблизи металлургических баз.
Коломна, Муром. Производство электровозов – г. Новочеркасск.
- вагоностроение – является крупным потребителем не только металлов, но и пиломатериалов, поэтому производство вагонов развито в районах хорошо обеспеченных древесным сырьём.
УралВагонЗавод (Нижний Тагил). Тверь (пассажирские). Мытищи (метро). Абакан (контейнерные). Усть-Катав (Челябинская обл.) (трамвайные). Калининград (саморазгружающиеся).
· Судостроение – для него характерен ещё больший отрыв от металлургических баз. Крупнейшие судостроительные верфи находятся на северо-западе России. Г. Санкт-Петербург (Северная Верфь, Балтийский завод, Адмиралтейские верфи).
- морское. Выборг (Калининградская обл.), Мурманск, Архангельск, Северодвинск (атомные подводные лодки), Владивосток.
- речное. Красное Сормово, Волгоград, Тюмень, Красноярск, Благовещенск.
· Автомобилестроение – ведущая отрасль транспортного машиностроения традиционно ориентируется на районы с высокой технической культурой, развитой сетью путей сообщения, занимающее удобное ГП в отношении многочисленных предприятий-смежников. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают районы европейской части страны. Поволжский, Волго-вятский, Центральный, Уральский. В восточных районах автомобилестроение практически не развито. Первые автозаводы появились в Москве, Ярославле и в Нижнем Новгороде. Резкое увеличение производства автомобилей произошло в 7-е годы с пуском АВТОВАЗа. В конце 80х годов СССР занимал 1 место в мире по производству автобусов; 3 место по производству грузовиков и 6 место по производству легковых автомобилей. В 90е годы автостроение попало в полосу затяжного кризиса, к середине 90х выпуск грузовых авто сократился в 5,5 раз; автобусов большого класса в 10 раз; легковых авто на треть.
Обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредита) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшееся со времён СССР. А также морального старения и физического износа избыточных производственных мощностей. Некоторые заводы обанкротились (АЗЛК), большинство перешли на сборку иностранных машин, стали сотрудничать с иностранными гигантами. С начала 2000 гг в стране отмечается заметный рост производства легковых авто. В настоящее время объём производства легковых авто в 1,5 раза превышает показатель 1990 года. Объём производства троллейбусов в 3 аза ниже, грузовиков в 2,5 раза меньше, чем в СССР.
Г. Тольятти (АВТОВАЗ). Проектная мощность завода 670 тыс. автомобилей. Производится в настоящее время больше 800 тыс. Лада Калина, Приора, Гранта. Тольятти (GM-Автоваз) – Нива-Шевроле.
В последнее время сотрудничает с Рено.
Г. Москва. До 2002 г. существовал автозавод «Москвич», сейчас на его территории завод Автофрамос – Рено. Завод имени Лихачёва – грузовики, автобусы. Серпуховский автозавод – Ока, в наст. Вр. Запчасти. Голицинский автозавод – низкопольные междугородние автобусы. Ликино-Дулёво – ЛИАЗ.
Г. Нижний Новгород. Горьковский автозавод ГАЗ – Газель, среднетонажные грузовики Болдай. Выпуск Волг прекращён в 2010 г.
Г. Ижевск. Иж-Авто. Собирали автомобили Киа, бывшие автомобили ВАЗ.
г. Сызрань – бывшие ВАЗ.
Г. Павлово (Нижегородская область) – ПАЗ.
Г. Набережные Челны. Камский автозавод – КАМАЗ.
Г. Нефтекамск (Башкирия) – Нефаз на базе Камаза.
Челябинская область. Уралваз – Урал.
Г. Энгельс. Тролзав – троллейбусные завод.
Г. Уфа – Башкирский троллейбусный завод.
Ульяновск – УАЗ.
Последние годы в России строятся новые автозаводы, принадлежащие ведущим транснациональным корпорациям и производящие продукцию под иностранными марками. Для них характерна (особенно на первых этапах) отвёрточная сборка, зависимость от поставок иностранных комплектующих. В связи с этим происходит смещение производств к окраинам страны, к портам ввоза. Т.е. изменились факторы размещения автомобильной промышленности. Кроме того, большее значение стал иметь потребительский фактор. В результате количество производимых иномарок отечественного производства стало сопоставимо с выпуском традиционных российских автомобилей.
Шуршаны (Ленинградская обл.) – Тойота, ДженералМоторс, Опель.
Всеволодск – Форд.
Г. Калуга – Фольсваген, Шкода.
Г. Таганрог – корейские авто: Део, Хёндай, Тагаз.
Г. Ялабуда – особая эк. зона – Фиат.
Ведущие компании в российском автопроме.
Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000 г в холдинге. Автоваз (велика доля государства через компанию «Ростехнологии»), Камаз (часть компании контролируется правительством Татарстана), ГруппаГаз (Руспромавто) – Завод Газ, Саранский завод автосамосвалов, завод Автодизель (Ярославский моторный завод), Липинский автобусный завод, Павловский автобусный завод, Галицинский автобусный завод, Автозавод Урал.
Соллерс, ей принадлежит УАЗ, Заволжский моторный завод.
ЗИЛ.
В России находится большое количество филиалов иностранных компаний.