Безработица. Политика занятости
Понятие, уровень и типы безработицы. Полная занятость. Сравнительный анализ классической и кейнсианской концепций занятости. Социально-экономические последствия безработицы. Правило Оукена. Государственное регулирование рынка труда.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую самое сильное и прямое воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто становится ключевой в предвыборных баталиях политиков. Для оценки состояния экономики используется показатель «уровень безработицы».
Пусть L - рабочая сила, Е - число работающих, а U - число безработных. При этом L = E + U.
Уровень безработицы (u) измеряется как отношение числа безработных (U) к общей численности рабочей силы (L).
u = U / L = U / E + U
Человек считается безработным, если он нигде не работает и в то же время достаточно активно занимается поиском работы. Многие же люди нигде не работают и при этом не числятся безработными: пенсионеры; люди, сидящие дома с детьми; люди, прекратившие поиск работы; люди, проходящие период профессиональной подготовки к новой работе, и т.д.
Безработица может быть разделена на структурную и циклическую. Структурная - это безработица в условиях полной занятости (или естественного уровня безработицы). В таком случае циклическая безработица, связанная со спадом производства в условиях кризиса, равна нулю. В то же время возможна структурная безработица. Она связана с периодически происходящими сдвигами в структуре совокупного спроса и совокупного предложения, в технологии, а значит, и в структуре общего спроса на рабочую силу: спрос на одни профессии повышается, на другие падает.
Региональная безработица как вид структурной - результат сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств. Она связана с тем, что географическое перемещение работников требует определенных затрат времени и средств. Структурная и региональная безработица могут быть скрытыми: работа в течение неполного рабочего дня или 1-2 дня в неделю; отчаявшиеся найти рабочее место и утратившие право на получение пособий по безработице.
Еще одна разновидность структурной безработицы - фрикционная. Она вызвана тем, что установление соответствия между работниками и свободными рабочими местами требует определенного периода времени. Поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может отказаться от первого предложенного ему рабочего места. Да и предприниматель не обязан заполнять вакансии первым, кто предложит ему свои трудовые услуги. Фрикционная безработица связана с добровольной переменой места работы по обстоятельствам личного плана. Но она обычно является временной и непродолжительной (обычно около двух месяцев). Фрикционная безработица неизбежна и даже желательна, она характеризует наилучший для функционирования рыночной экономики резерв рабочей силы.
Институциональная безработица как форма структурной вызывается к жизни институтами:
- чрезмерное развитие системы страхования по безработице может породить у части работников выбор ими праздного образа жизни и воздействовать на предложение труда в сторону его понижения;
- введение гарантированного минимума заработной платы. Сторонники высокого уровня минимальной зарплаты рассматривают ее как средство поддержания доходов малоимущих семей. Противники считают, что повышение способно увеличить безработицу: работник согласен трудиться и за меньшую зарплату, предприниматель готов ее платить, но их контракту препятствует закон.
- несовершенство налоговой системы. Чрезмерное завышение подоходного налога приводит к сближению заработной платы и пособия по безработице, что удлиняет срок добровольной безработицы;
- несовершенство информации о претендентах на рабочие места и вакансиях.
Циклическая безработица непосредственно определяется изменениями экономической конъюнктуры, повышаясь во время циклических спадов и сокращаясь в периоды подъемов. Полная занятость вовсе не означает отсутствия структурных безработных: фрикционная, региональная, институциональная безработица неизбежны. Уровень безработицы при полной занятости соответствует ситуации, при которой циклическая безработица равна нулю.
Естественный уровень безработицы (т.е. средний ее уровень, вокруг которого происходят циклические колебания) достигается при сбалансированности рынка рабочей силы, когда количество ищущих работу равняется сумме свободных рабочих мест. Если число ведущих поиск рабочего места выше числа вакансий, то налицо циклическая безработица, если же ниже - то неизбежна инфляция.
Сегодня полная занятость достигается при 5-7%-ой безработице. Некоторые причины поднятия «планки»: в структуре рабочей силы повысилась доля женщин и молодежи (безработица среди которых выше); институциональные изменения на рынке труда (повысились уровень пособий по безработице и продолжительность его выплат и уровень минимальной зарплаты); ускорение структурных сдвигов в экономике в последнее время. Полная занятость достигается при использовании 93-95% рабочей силы.
1) Классическая концепция занятости. Связывала безработицу с высокой заработной платой. В то же время утверждалось, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов, в том числе трудовых. Но если все-таки безработица возникла, то включается рыночный механизм саморегулирования, и полная занятость быстро восстанавливается.
Таким образом, вполне возможно поддержание полной занятости в экономике. Это - норма, а вынужденная безработица - случайное явление. Помощь государства в обеспечении занятости излишня и вредна. Позиция классиков: конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу. Для преодоления временной, случайной безработицы надо исключить деформации рыночного механизма.
2) Кейнсианская концепция занятости опирается на следующие принципы:
а) в рыночной экономике просто не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Полная занятость - случайное явление, наличие вынужденной безработицы - норма.
б) Кейнс не отрицал, что сокращение реальной заработной платы может привести к расширению занятости. Но это - далеко не главное лекарство против безработицы:
- на практике сложно сократить реальную зарплату: на рынке труда представлены внеконкурентные факторы, способствующие устойчивости отклонения зарплаты вверх от ее равновесного состояния: государство, лишающее зарплату ее рыночной гибкости, проводящее ее индексацию; профсоюзы;
- снижение реальной заработной платы не только создает возможность найма большего количества работников, но и уменьшает покупательную способность населения, что приводит к сокращению производства и, соответственно, занятости.
Таким образом, заработная плата устойчива к понижению, а если это понижение произошло, то неизвестно, какие факторы перевесят: увеличение количества занятых или их сокращение.
в) Причина безработицы - не внешние факторы, а факторы внутренне присущие экономической системе, главный среди которых - недостаток совокупного спроса. Именно совокупный спрос в данной концепции управляет объемом производства и спросом на рабочую силу. Поэтому государство должно бороться с безработицей с помощью экспансионистской фискальной политики: увеличение госрасходов или снижение налогов - увеличение AD - рост спроса на рабочую силу - снижение уровня безработицы.
Классический и кейнсианский взгляд на причины безработицы существенно расходятся: высокая зарплата и низкий совокупный спрос. Но между ними существует и сходство: повышение зарплаты - увеличение издержек производства - утрата конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке (затруднен экспорт и стимулируется импорт) - спрос на отечественную продукцию за рубежом падает - увеличение безработицы, которая является одновременно и кейнсианской, и классической, поскольку объясняется и слишком высокой зарплатой и недостаточным AD.
Безработица в определенном отношении является благом для общества. Необходимым условием существования рыночной экономики выступает наличие определенного резерва производственных ресурсов, в том числе рабочей силы. В этом смысле безработица является формой резервирования на прогресс. Угроза безработицы является мощным фактором, ограничивающим аппетиты работников и профсоюзов, ориентирующихся на максимизацию заработной платы и социальных выплат. А это в случае отставания производительности труда способно спровоцировать инфляцию спроса и издержек.
Государственная политика занятости сводится к двум основным направлениям:
1) регулированию уровня и продолжительности безработицы (активная политика занятости).
2) социальной защите пострадавших от нее людей (пассивная политика занятости).
Активная политика занятости включает комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин, вызывающих к жизни вынужденную безработицу. Данная безработица представляет собой разницу между безработицей фактической и естественной. При этом существуют 2 варианта ликвидации данного разрыва: 1) путем подтягивания фактической занятости к уровню полной (например, от 90 %-го к 93 %) 2) путем приближения полной занятости к фактической (через повышение естественного уровня безработицы, скажем, от 4 до 7%).
Важнейшей причиной безработицы выступает спад производства, сокращающий в каждой стране потребность в рабочей силы в некой пропорции (по аналогии с правилом Оукена). Если каждый «лишний», превышающий уровень полной занятости процент безработицы чреват недопроизводством ВНП в размере 2 -2.5 %, то из этого вполне логично вытекает, что для сокращения вынужденной безработицы на 1% требуется экономический рост в 2- 2.5 %.
Под активной политикой занятости понимаются меры:
1) по изменению структуры спроса на рабочую силу за счет сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест;
2) по регулированию предложения и повышению качества рабочей силы за счет ее подготовки;
3) по поощрению мобильности рабочей силы за счет ее трудоустройства, профориентации.
Целью осуществления активной политики занятости является превращение реальной безработицы в естественную - и по уровню, и по продолжительности. Если эта цель достигнута, то правительство может бездействовать на рынке труда.
Государство как субъект активной политики на рынке труда:
1) предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики;
2) регулирует спрос на рабочую силу в частном секторе (например, через налоговые льготы предпринимателям, принимающим на работу наименее защищенные социальные группы);
3) ограничивает предложение рабочей силы (например, через регулирование численности армии и студенчества как некого резерва рабочей силы).
Меры государственного регулирования занятости:
1) организация и совершенствование системы информации о свободных рабочих местах с целью сокращения времени, в течение которого человек занят поисками работы;
2) подготовка, профессиональное обучение и переквалификация кадров.
3) постоянный контроль состояния рынка рабочей силы, его неуклонно проводимая демонополизация. Главный монополист на рынке труда - профсоюзы. Объекты регулирования: уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды соцобеспечения. Главной задачей является повышение зарплаты, достигаемое через:
а) ограничение предложения труда путем:
- лоббирования в парламентах введения высоких иммиграционных барьеров
- содействия принятию законов о невысокой продолжительности рабочей недели (35-36 часов);
- удлинения срока ученичества при подготовке к той или иной профессии;
- запрещения принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзе одновременно с повышением вступительных взносов.
б) повышение спроса на труд.
4) создание новых рабочих мест в государственном и частном секторах.