Тема 24 Безработица и политика занятости

1 Механизм функционирования рынка труда. Факторы, влияющие на соотношение спроса и предложения на рынке труда.

2 Уровень занятости и уровень безработицы. Виды безработицы: фрикционная, структурная и циклическая.

3 Фактический и естественный уровень безработицы и факторы, его определяющие.

4 Рекомендации по преодолению безработицы с точки зрения различных теоретических концепций.

5 Уровень и виды безработицы в Украине.

6 Экономические и социальные последствия безработицы в Украине. Закон и кривая Оукена.

7 Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филипса.

8 Средства государственного регулирования занятости. Политика спроса и политика предложения в регулировании рынка труда: преимущества и эффективность.

9 Социальная защита безработных в Украине.

10 Макроэкономические основы политики занятости.

Тема 25 Макроэкономическая политика в открытой экономике

1 Механизм внешнеэкономической политики. Инструменты внешнеторговой политики.

2 Платежный баланс. Типичные компоненты платежного баланса.

3 Классификация статей платежного баланса и их взаимосвязь. Платежный баланс Украины.

4 Валютный курс. Реальный и номинальный валютные курсы.

5 Влияние инфляции на номинальный валютный курс. Виды валютных курсов.

6 Системы валютных курсов Бреттон-Вудская и Ямайская.

7 Международный поток товаров и капиталов. Влияние внешней торговли на ВВП.

8 Влияние чистого экспорта на ВВП. Влияние обменного курса на чистый экспорт.

9 Модель Мандела-Флеминга для открытой экономики.

10 Равновесие модели IS-LM и влияние на нее денежной, фискальной и внешнеэкономической политики.

Тематика и содержание научно-исследовательской работы

Индивидуальное учебно-исследовательское задание состоит в разработке курсантами / слушателями учебного проекта.

Проект по макроэкономике способствует формированию профессиональных навыков будущего менеджера в сфере экономики. Целью проекта является закрепление теоретических знаний и приобретение навыков самостоятельного анализа процессов происходящих в сфере экономических отношений.

Содержание проекта должно отражать результат самостоятельного исследования избранной темы. В процессе работы по теме исследования формируются и закрепляются навыки самостоятельного анализа теоретического и статистического материала.

Последующая защита проекта отражает кругозор и уровень знания предмета исследования; способность четко и аргументировано излагать свои взгляды.

Тема представляемого проекта должна соответствовать содержанию материала курса «Макроэкономика». Ниже приводится перечень тем научно-исследовательских проектов.Данный перечень не является исчерпывающим. Возможны изменения названия и появление новых тем, но при обязательном условии согласования с научным руководителем.

Представление в группе одноименных тем не допускается.

Избранную тему проекта и его план следует согласовать с преподавателем. Литература и статистический материал по теме формируются самостоятельно.

Предварительным условием работы над проектом является внимательное изучение учебного материала по теме исследования (лекции, рекомендуемые учебники и учебные пособия). Итогом этого предварительного этапа является формирование предварительного перечня вопросов для рассмотрения, которых необходимо составление списка научной литературы. Библиографический список должен включать не менее 15-20 источников.

Следующий, центральный этап – изучение и анализ подобранной литературы и фактологических источников. Актуальная информация для исследования содержится в периодических изданиях: «Экономист», «Экономика Украины», «Менеджер» «Эксперт», а также в сети Интернета.

В результате работы на этом этапе формируется план проекта и его содержание.

Основные требования к проекту:

- самостоятельный характер исследования;

- актуальность исследования;

- использование в работе современного статистического и фактологического материала;

- оформление в соответствии с правилами;

- представление в печатном виде;

- объем 30-55 печатных страниц.

Структура проекта включает:

- оглавление с нумерацией страниц

- введение (определяется цель работы, ее актуальность), объем 3-4стр

- план основной части (2-3 главы в которых отражаются теоретические положения исследования, подкрепляемые статистическим или фактическими данными) – Объем 25-30стр. Как правило, 1 глава – теоретическая характеристика, 2 – пример разных стран, в том числе Украины.

- заключение (выводы) – объем 2-3стр.

- список использованной литературы. Список литературы приводится в следующей последовательности:

1 Законы Украины. Указы Президента Украины. Постановления КМУ. Другие нормативные документы в сфере экономики и управления.

2 Научные источники в алфавитном порядке авторов).

Законченная работа сдается на кафедру для проверки и рецензии преподавателем. Если работа удовлетворяет требованиям – она допускается к защите, о чем делается соответствующая пометка на титульном листе. Отрецензированная работа с замечаниями преподавателя возвращается автору для внесения в конце работы необходимых дополнений по устранению отмеченных преподавателем недостатков.

Защита проекта проводится в учебной группе. Защита включает:

- краткое (5-7мин) изложение автором сути исследования и его выводы

- ответы на замечания и вопросы рецензента, в обсуждении участвуют студенты группы.

- защита завершается ответом автора на поступившие в ходе защиты вопросы и замечания.

Лучшие из защищенных проектов могут быть представлены в качестве доклада на студенческой научной конференции или для публикации в сборнике студенческих научных работ.

Студенты не представившие в установленный срок проект или не защитившие его, согласно требованиям кредитно-модульной системы, не набирают необходимое количество баллов для освобождения от экзамена.

Индивидуальные темы научно-исследовательских проектов

1 Анализ влияния реального обменного курса на экономический рост Украины.

2 Антимонопольная система регулирования экономики за рубежом.

3 Антимонопольное регулирование в Украине: успехи и проблемы.

4 Банковская система Украины и денежный мультипликатор.

5 Денежный рынок Украины, механизм его функционирования.

6 Безработица в Украине, ее виды, причины возникновения и социальные последствия.

7 Бюджетный дефицит Украины: причины возникновения, динамика, направления устранения.

8 Государственный долг Украины: причины возникновения, динамика, последствия и направления погашения.

9 Инфляция в Украине: причины возникновения, динамика, направления погашения. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

10 Модели кругооборота доходов и расходов в Украине: открытая и зарытая экономика.

11 ВВП и ВНД Украины, динамика, уровень, сравнительный анализ с развитыми и развивающимися странами.

12 Влияние портфельных инвестиций на экономику Украины в кратко- и долгосрочной перспективе.

13 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Украины.

14 Государственное регулирование экономики Украины.

15 Профицит бюджета: причины и последствия.

16 Динамика развития потребительского кредитования в Украине.

17 Индекс человеческого развития и другие показатели качества жизни в Украине.

18 Инновационный и инвестиционный факторы экономического роста в Украине.

19 Коммерческие банки в экономике Украины.

20 Лизинг и его роль в развитии рынка средств производства в Украине.

21 Макроэкономическая нестабильность: цикличность, безработица, инфляция.

22 Макроэкономическая структура и структурная политика государства.

23 Макроэкономический анализ: совокупный спрос и совокупное предложение в Украине.

24 Теневая и серая экономика Украины: причины возникновения, методы расчета, направления преодоления.

25 Рынок потребления и сбережения в Украине, влияние на экономику.

26 Инвестирование: влияние на развитие экономики Украины. Инвестиции заграницу.

27 Рынок товаров и услуг Украины, равновесное состояние.

28 Рынок денег и ценных бумаг Украины, механизм функционирования.

29 Рынок рабочей силы Украины, механизм функционирования. Проблемы миграции.

30 Механизм фискальной политика Украины.

31 Налоговое регулирование экономики Украины.

32 Национальный банк Украины: механизм и инструменты функционирования.

33 Государственное антициклическое регулирование. Особенности экономического цикла в Украине.

34 Источники роста экономики Украины. Факторы, сдерживающие экономический рост.

35 Антиинфляционная политика Украины.

36 Роль антимонопольного законодательства Украины в регулировании экономики.

37 Государственный бюджет Украины: доходы и расходы, состояние, динамика.

38 Механизм внешнеэкономической политики Украины.

39 Платежный баланс Украины: составляющие элементы, уровень, состояние, динамика.

40 Валютный курс: формирование, состояние в Украине, влияние на экономику страны.

41 Международный поток товаров и капиталов в Украине. Влияние внешней торговли на ВВП страны.

42 Роль прямых частных инвестиций в ускорении экономического роста в Украине.

43 Уровень и качество жизни: понятие, индикаторы, современное состояние в Украине.

44 Человеческий капитал и неоднозначность его трактовок.

45 Фондовая биржа: механизм функционирования, роль в экономике Украины.

Структура содержательных модулей зачетного кредита учебной дисциплины для очной и заочной форм обучения (модульно-зачетый план)

а) Модульно-зачетный план для курсантов очной формы обучения

Содержательные модули (СМ) Темы Зачетные модули (Зкм) по видам работ и распределение баллов, которые присваиваются курсантам Сумма баллов по видам учебной деятельности курсанта по темам, модулям и общая
Аудиторная работа Самостоятельная подготовка (СРС)
ЗкМ1 ЗкМ2 ЗкМ3 ЗкМ4 ЗкМ5
Лекционные занятия Практические занятия Самостоятельная работа Индивидуальная работа Научная работа
Экспресс-контроль знаний лекционного материала Текущее диагностическое тестирование Текущий письменный опрос Решение типовых задач/ситуационных упражнений Изучение вопросов самостоятельной подготовки Выполнение творческих задач (задач/упражнений) Терминологический анализ ключевых понятий Выполнение индивидуальных задач Реферирование научных статей/выполнение ИНДЗ Подготовка научной работы/выполнение ИНДЗ
Модуль 1
СМ1 Т1
Т2
Т3
Т4
Т5
Т6
Т7
Модульный контроль 1
Модуль 2
Среднее к-во баллов по модулю 1
СМ2 Т8
Т9
Т10
Т11
Т12
Среднее к-во баллов по модулю 2
Модульный контроль 2
Итоговый контроль
                             

б) Модульно-зачетный план для слушателей заочной формы обучения

Модули Содержательные модули, темы Зачетные модули (Зкм) по видам работ и распределение баллов, которые присваиваются слушателям Сумма баллов по видам учебной деятельности слушателя заочной формы обучения
Аудиторная работа Самостоятельная подготовка (СРС)
ЗкМ1 ЗкМ2 ЗкМ3, ЗкМ4, ЗкМ5
Лекционные занятие Практические занятие Выполнение модульной контрольной работы
Обзорно-учредительская лекция (посещение, конспектирование, активность, мышление, усвоение) Установочно-консультативне практическое занятие (посещение, записывание, активность, мышление, усвоение) Письменный опрос Диагностическое тестирование Решение типовых задач/ситуационных упражнений Выполнение творческих задач (задач/упражнений)
1 (1-6)
(7-12)
Всего баллов
Итоговый контроль

Методы обучения

При изучении курса используются следующие методы обучения:

10 Аудиторные методы обучения:

10.1 Лекционные:

- конспектирования лекций;

10.2 Практические:

- диагностирования качества учебной деятельности:

по групповым задачами самостоятельной подготовки:

- усвоение знаний лекционного материала (экспресс-контроль);

- проработка вопросов самостоятельной подготовки;

по индивидуальным заданиям самостоятельной подготовки (домашней контрольной работы):

- анализ ключевых понятий терминологического словаря по курсу;

- выполнение индивидуальных заданий;

- реферирование научных статей по проблематике курса;

- подготовка научных работ;

проведение контрольных мероприятий (текущий, модульный, итоговый контроль):

- диагностическое тестирование;

- письменный опрос;

- решения типовых задач/ситуационных упражнений;

- решение творческих задач (нестандартных задач/ситуационных упражнений).

текущее консультирование по проблематике курса.

10.3 Методы самостоятельной подготовки:

- обработки материалов по подготовке к лекционным занятиям;

- изучение (проработка и конспектирование) теоретического учебного материала для самостоятельной подготовки;

- анализ ключевых понятий терминологического словаря по курсу;

- выполнение индивидуальных заданий (аналитических записок, обзоров, сообщений, аннотаций, анализов, тематических рефератов, разработка схем, моделей, структур и т.п.);

- участие в деятельности научных кружков и проблемных научно-исследовательских групп профильного направления;

- участие в проведении научно - исследовательских работ по проблематике курса;

- реферирования научных статей по проблематике курса;

- подготовка научных работ (докладов, тезисов докладов на конференцию, научных статей, работ на конкурс и т.д.);

- участие в научно - практических конференциях, олимпиадах, конкурсах и т.п.

- выполнение индивидуальных учебно-исследовательских задач/учебных проектов;

- обработки материалов по подготовке к проведению контрольных работ:

- тестовых заданий;

- контрольных вопросов;

- типовых задач / ситуационных упражнений;

- творческих задач (нестандартных задач / ситуационных упражнений).

Наши рекомендации