Макроэкономическая нестабильность. Механизм циклических колебаний.
Понятие экономической конъюнктуры. Циклическая форма движения процесса воспроизводства. Классификация экономических циклов. Деловой цикл и его фазы. Механизм выхода из кризиса.
«Конъюнктура» (лат) - соединение, связь, постановка в зависимость, сочетание обстоятельств, создающих ситуацию. Экономическую конъюнктуру следует интерпретировать как сочетание обстоятельств, определяющих социально-экономическую динамику общества как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе. Экономика перемещается из одного состояния равновесия в другое.
Показатели (индикаторы) экономической конъюнктуры: динамика производства и строительства, уровень товарных запасов, цен, процента, курсов ценных бумаг, прибыли, степень загрузки производственных мощностей, численность безработных, динамика зарплаты. Индикаторы конъюнктуры можно разделить на опережающие, совпадающие и запаздывающие. Наибольшую значимость имеют опережающие индикаторы (индикаторы «раннего предупреждения»): динамика заказов на новые машины и оборудование, строительство жилья, потребительские товары длительного пользования, средняя продолжительность рабочей недели, динамика цен на важнейшие виды топлива и сырья (особенно, нефть), сводные индексы курсов акций (например, индекс Доу-Джонса) и др. Для оценки инфляции учитывается соотношение темпа прироста денежной массы и масштабов изменения спроса на деньги.
При этом одни показатели конъюнктуры являются проциклическими, то есть изменяются синхронно с колебаниями реального ВНП (инвестиции в основной капитал, уровень цен, предложение денег, объем заказов, курсы акций и т.п.), а другие – контрциклическими, изменяющимися в обратном направлении (инвестиции в товарные запасы, уровень безработицы, дефицит государственного бюджета, величина госдолга и др.).
Запаздывающие индикаторы: динамика безработицы. Совпадающие индикаторы: динамика цен, ВВП; темпы инфляции.
Периодические взлеты и падения конъюнктуры проявляются в несоответствии совокупного спроса и совокупного предложения. При этом наиболее характерными состояниями экономической конъюнктуры являются:
1) повышательная - формируется в условиях, когда совокупный спрос значительно превосходит совокупное предложение. Как следствие, объем производства нарастает; снижается безработица; цены вначале стабильны, а затем постепенно повышаются.
2) высокая - складывается в условиях полной занятости, когда производство работает на полную мощность, а цены растут или стабильно высоки.
Повышательная и высокая конъюнктура неблагоприятны для покупателей товаров и услуг и потому характеризуются понятием «рынок продавца».
3) понижательная - характеризуется превышением совокупного предложения над совокупным спросом. В результате сокращается объем производства и занятость населения. В то же время цены далеко не всегда и не сразу понижаются - проявляется эффект храповика, - их снижение происходит лишь в случае затяжного и глубокого спада.
4) низкая - проявляется в относительно стабильных низких ценах в обстановке кризисных процессов в производстве и занятости.
Понижательная и низкая конъюнктура объединяются понятием «рынок покупателя».
В соответствии с классификацией инвестиций на реальные и производные можно выделить следующие разновидности циклов:
1) циклы Д. Китчина, имеющие продолжительность 3-5 лет и имеющие своей движущей силой динамику инвестиций в товарно-материальные запасы;
2) циклы К. Жугляра продолжительностью 7-11 лет, обусловленные динамикой инвестиций в активную часть основного капитала (машины и оборудование);
3) циклы С. Кузнеца, проявляющиеся в строительстве (их называют строительными), где 20-25 лет составляет период обновления зданий и сооружений за счет инвестиций;
4) циклы Н. Кондратьева («длинноволновые циклы») - продолжительностью 48-55 лет, - связанные с неравномерностью научно-технического прогресса, в результате которого регулярно происходят радикальные изменения в технологической базе производства, его структурная перестройка.
Считается, что средний циклы Жугляра состоят из двух коротких циклов Китчина, два цикла Жугляра образуют цикл Кузнеца, а два последних – «большой цикл конъюнктуры» Кондратьева, играющий определяющую роль в экономическом развитии общества.
Экономический цикл - идущие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течение определенного времени.
Экономический (промышленный, деловой) цикл – регулярное чередование периодов оживления и сокращения экономической активности вдоль тренда долговременного роста.
Все циклы имеют одни и те же фазы, которые по-разному называются разными учеными:
1) спад, кризис, сжатие;
2) нижняя точка спада, депрессия;
3) оживление;
4) подъем, экспансия, завершающиеся пиком цикла или вершиной процветания.
Но не следует однозначно негативно оценивать происходящее при этом падение объема национального производства. Дело в том, что кризис наряду со своими разрушительными последствиями выполняет важные созидательные функции:
1) во время кризисов, пусть на короткий период времени, но приводятся в соответствие структура производства и структура платежеспособных потребностей, то есть достигается сбалансированность спроса и предложения.
2) выход из кризиса обеспечивается за счет массового обновления основного капитала на основе использования технологических достижений. Обесценивая имеющиеся элементы основного капитала и создавая условия для его интенсивной замены, кризис «провоцирует» ускорение научно-технического прогресса, обновление производства на новой основе.
3) кризис «вычищает» из народного хозяйства неконкурентоспособные предприятия, что содействует повышению общего уровня производительности труда, а значит, и снижению издержек производства многих товаров. В результате потребители получают на рынке возможность покупки подешевевших товаров и услуг.
4) кризис обеспечивает рассасывание товарных излишков, происходящее в этот период снижение цен приводит к расширению сбыта, повышению стимулов внешнеторговой экспансии фирм данной страны.
Механизм выхода из кризиса.
Стихийный механизм рынка: в фазе депрессии зарплата минимальна, ставка процента за кредит минимальна, цены на инвестиционные товары падают, спрос на кредиты маленький. Отсюда издержки производства падают, совокупное предложение растет, а значит увеличиваются объемы производства и снижается уровень безработицы. Чтобы сделать издержки производства еще ниже, чтобы улучшить качество и конкурентоспособность, нужно обновить оборудование. Это позволяет повысить производительность труда быстрее, а так как заказы на новое оборудование возросли, то заводы производят оборудование, а спрос на потребительские товары растет. То есть выход из рецессии связан с массовым обновлением машин и оборудования.
Сознательные действия государства: снижение налоговых ставок и увеличение госрасходов – это способствует увеличению совокупного спроса, а значит и увеличению объемов производства и снижению безработицы. Еще один инструмент – денежная масса. Государство увеличивает предложение денег, это способствует снижению процента за кредит и увеличению инвестиций. А это, в свою очередь, способствует увеличению производства и снижению безработицы