Тема 11 Экономика управленческих решений энергохозяйства промпредприятий
Цель занятия:изучить законы и принципы управления энергохозяйством, определить функции и объекты управления.
Ключевые слова:управление, руководство, оперативный учет, статистический учет и отчетность, организация взаимоотношений, норматив, объект управление.
Лекция
1. Понятие, законы и принципы управления энергохозяйством.
2. Классификация методов и функции управления.
3. Объекты управления.
Управление — это процесс сбора, обработки, передачи и предоставления информации о состоянии управляемого объекта; разработки вариантов управленческого решения; выбор наилучшего решения по заранее выработанным критериям его оптимальности; организация выполнения принятого решения для достижения поставленных целей; контроль исполнения и сбор информации о новом состоянии управляемого объекта.
Другое определение содержит характеристику основного средства ведения управленческого процесса: управление — это процесс движения информации: учетной по восходящей ветви (от объекта к субъекту управления) и руководящей по нисходящей ветви цикла управления (от субъекта к объекту управления).
Процесс управления следует рассматривать как цикл управленческих действий, проходящих определенные фазы (этапы), которые можно определить как:
1) сбор информации о состоянии управляемого объекта;
2) первичная обработка и передача информации от управляемого объекта (управляемой системы) к субъекту управления (в управляющую систему);
3) предоставление информации в удобном для восприятия виде должностным лицам и служащим в аппарате управления для первичного заключения о состоянии управляемого объекта;
4) заключение о разработке некоего решения, принимаемое для изменения каких-либо показателей (параметров) в управляемой системе
либо руководителем определенного уровня, либо традиционно, по заведенному порядку работ, либо как само собой разумеющееся исходя из положении дел на управляемом объекте;
5) Разработка вариантов управленческого решения, в том числе и с оптимизационными расчетами и предварительными предложениями о выборе наилучшего из них, сделанных по известным или специально
разработанным критериям оптимальности, с предварительным расчетом планового эффекта от реализации данного решения;
6) представление вариантов руководителю определенного уровня для окончательного выбора и принятия управленческого решения для достижения поставленной цели;
7) организация выполнения принятого решения путем подготовки выпуска определенных руководящих документов — приказов, распоряжений, указаний (в том числе устных) и др.;
8) контроль исполнения принятого решения;
9) сбор информации о новом состоянии управляемого объекта после
реализации принятого решения;
10)оценка эффективности принятого и реализованного решения;
11) анализ информации о новом состоянии управляемого объекта — здесь заканчивается один управленческий цикл и начинается другой с прохождением всех отмеченных стадий.
Таким образом, управление представляет собой непрерывный цикл действий управленческого персонала для достижения определенных целей и решения определенных задач.
Целевая функция энергетики — это:
1) бесперебойность — специфическая для энергетики, не характерная ни для одной другой отрасли материального производства;
2) сбалансированность — производиться должно столько, сколько потребляется;
3) качество — соблюдение необходимых энергетических параметров: напряжение, частота, синусоидальность кривой тока — для электроэнергии; давление и температура — для пара и горячей воды; теплота сгорания, влажность, зольность — для топлива и др.;
экономичность — максимальная прибыльность при минимальных затратах;
5) соблюдение интересов трудового коллектива и собственника-
На выполнение производственных и экономических задач для достижения этих подцелей и выполнения всей целевой функции и направлен
весь процесс управления.
Среди законов управления наиболее известны следующие.
Закон единства системы управления производством. Система должна быть построена таким образом, чтобы исключить или свести к минимуму посторонние возмущающие воздействия на производственный процесс. Иными словами, один объект — один субъект управления.
Закон пропорциональности производства и управления. Этот закон имеет три аспекта:
1) пропорциональность и соотносительность отдельных частей производства;
2) пропорциональное построение системы управления в соответствии с установленными функциями и решаемыми задачами;
3) пропорциональность (адекватность) управляемой и управляющей систем.
Закон оптимального соотношения централизации и децентрализации управления.
Закон участия трудящихся в управлении производством.
Принцип единства политики и экономики означает, с одной стороны, определение политических задач в развитии общества с учетом состояния экономики, а с другой—требование политического, законодательного обеспечения подъема и развития национальной экономики.
Принцип научности управления имеет три аспекта:
1) необходимость учета в управлении взаимосвязи природных и общественных явлений закон диалектики);
2) обязательность применения на практике научных положений теории управления;
3) современные требования широкого применения в управлении экономико-математических и вычислительной техники.
Принцип демократического централизма означает необходим полного учета местных условий при централизованной выработке рещений, а также делегирование существенной доли полномочий нижестоящим органам управления: из заводоуправления — в цех, от руководства цеха — на участки, в бригады.
Принцип сочетания отраслевого и территориального управления так же, как и принцип демократического централизма, означает сегодня необходимость наряду с отраслевыми интересами в полной мере учитывать интересы регионов.
Принцип морального и материального стимулирования (мотивации) труда является проявлением закона непрерывного роста благосостояния трудящихся, а также выражением одного из законов управления — участия в управлении трудящихся.
Принцип планового ведения хозяйства отражает необходимость следования одному из фундаментальных законов экономики — закону планомерного, пропорционального развития.
Принцип ответственности, означающий: создание четкой организационной структуры; тщательную разработку положений о подразделениях в организационной структуре, положений о правах и обязанностях руководителей всех уровней, должностных инструкций на каждом рабочем, в том числе управленческом месте; установление точно определенной материальной (коммерческой) ответственности подразделений и должностных лиц за упущения в работе; разработку положений о премировании и депремировании по совершенно четко определяемым и легко проверяемым показателям, и др.
Принцип правильного подбора и расстановки кадров, оптимальное кадровое обеспечение процессов производства и управления является непременным условием успешной производственно-хозяйственной деятельности.
Принцип экономичности и эффективности. Главным показателем положительных результатов производства и
Принцип преемственности хозяйственных решений.
Для управления производственно-экономическими системами выработан целый арсенал различных методов, которые применяются по отдельности или совместно, комплексно.
Методы управления образуют четыре группы:
1) организационно-распорядительные (или административно-распорядительные);
2)экономические;
3)социально-психологические;
4)социально-политические (идеологические).
Организационно-распорядительные методы — это управление с помощью приказов, распоряжений, указаний, не терпящих возражений и требующих неукоснительного выполнения. Одним из главных таких методов, дающий наибольший управленческий эффект, является подбор и расстановка кадров — производственных и управленческих.
Экономические методы управления во все времена давали наилучший управляющий эффект, поскольку содержат самую главную мотивацию в обществе с товарно-денежными отношениями — материальный стимул. Сегодня в числе этих методов можно назвать такие:
оплата труда в соответствии с квалификацией работника; это заставляет стремиться к повышению квалификации, расширению и Улучшению трудовых навыков, в том числе и в управлении.
премирование за выполнение установленных производственных показателей, расширение зон обслуживания, улучшение качества
работы;
внутрипроизводственный коммерческий (бывший хозяйственный) расчет. Материальная (коммерческая заинтересованность остается главным стимулом высокопродуктивн38 труда, необходимо только должным образом организовать на предприятии внутрипроизводственные коммерческие отношения;
мотивация трудовой деятельности, состоящая в участии работников в собственности, прибылях и управлении.
Существуют и другие формы и разновидности экономических методов управления: выдача льготных ссуд и кредитов; оплата социальных нужд работников; предоставление жилья — бесплатно или по льготным ценам; обеспечение медицинским и санаторным обслуживанием также по льготным ценам или бесплатно; оплата учебы самих работников и членов их семей и т.д. (Эти формы нередко относят к социально-психологическим методам управления, поскольку они экономически затрагивают социальную сферу жизни.)
Социально-психологические методы управления — методы, основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе, для оказания необходимого воздействия в интересах достижения поставленных целей.
Социально-политические методы управления состоят в стимулировании качественного труда на основе политических, нравственных, религиозных, патриотических убеждений работников.
Критерием качества управления является его эффективность. Для эффективного управления требуется решать очень большое количество управленческих задач, стараясь ни одну из них не упустить из вида. Затем на основе достоверных сведений и с должной оперативностью принять необходимые решения, организовать и проконтролировать их осуществление.
Эффективное управление производственно-хозяйственной деятельностью — это обеспечение социально-экономической стабильности при разумном государственном регулировании и организационно-правовом обеспечении рыночных отношений, при всесторонней поддержке любых позитивных тенденций к развитию экономики независимо от форм собственности, осуществляемое с наименьшими материальными, трудовыми и финансовыми затратами.
Чтобы разобраться во всем сложном комплексе управленческих задач на любом производственном объекте, следует тщательно изучить всю систему управления. Одним из наиболее эффективных способов такого изучения является умозрительное расчленение этой системы на составные части, выделенные по определенным признакам, т. е. следует провести декомпозицию системы управления.
Функция управления — это особый вид работ, однородных по своему назначению и обеспечивающих функционирование системы управления, выполнение всех этапов управленческого цикла подготовки, принятия и осуществления управляющего решения для достижения поставленной цели, а именно:
1)руководство работами во всех фазах цикла;
2)организацию информации, циркулирующей по всему циклу;
3)учет, т. е. сбор сведений о состоянии управляемого объекта;
4)анализ учетной информации как одно из условий подготовки управленческого решения;
5)нормирование различных показателей, выработка их эталонных значений для сравнения при анализе и для последующего планирования, а также отбор критериев для выбора оптимального управленческого решения;
6)планирование как акт реализации принятого решения, включая организацию его выполнения;
7)контроль исполнения и регулирование процесса осуществления управленческого решения — завершение одного цикла управления и начало другого;
8)учет, т.е. сбор сведений о новом состоянии управляемого объекта после осуществления управленческого решения и т.д.
Функция «организация» употребляется в качестве широкого, емкого термина относящегося ко всей управленческой, распорядительной деятельности.
Организация включает подфункции:
руководство, осуществляемое административно-распорядительными, социально-психологическими, социально-политическими (идеологическими) и преимущественно экономическими методами;
организация взаимоотношений в процессах производства и управления, т. е. в управляемой, управляющей системах и при взаимодействии между людьми, имея в виду их экономическую заинтересованность в наиболее эффективном совместном труде;
организация информации во всех фазах и на всех промежуточных стадиях единого цикла управления при подготовке, принятии и осуществлении управленческого решения.
Учет представляет собой сбор информации о состоянии управляемого объекта и управляющей системы в их разных подразделениях на различных стадиях производственных и информационных процессов для целей управления во всех фазах управленческого цикла. Существуют следующие виды учета:
оперативный учет, т. е. сбор информации на оперативный момент времени, который в разных отраслях определяется по-разному— от мгновения (долей секунды) до суток;
статистический учет и отчетность, которые точнее следует определить как текущие, поскольку они призваны отражать состояние всей системы в текущий момент, границы которого также определяются по-разному — от суток или месяца, но всегда до года; существенным обстоятельством этой подфункции управления является наличие заявленной в названии отчетности, т.е. статистической (текущей) информации, почти всегда документированной;
бухгалтерский учет, который вместе с бухгалтерским анализом хозяйственной деятельности образует комплекс управленческих решений выполняемых по устоявшейся и хорошо отработанной методике.
Нормированием называют процесс определения какой-либо нормы (лат. погта — руководящее начало, правило, образец), представляющей собой узаконенное установление, признанный обязательным порядок. В производственно-хозяйственной деятельности под нормированием понимают научно-техническое обоснование расхода какого-либо ресурса (сырья, материалов, энергии, трудозатрат, финансов и т.п.) Дл* производства единицы продукции или работы, в том числе и работ управления.
В энергетике общее определение конкретизируется: норма расхода энергетических ресурсов — необходимое и достаточное, технически и экономически обоснованное количество энергии для производства единицы продукции (работы, услуги) в реальных условиях энергетического или промышленного производства.
Норматив — количество ресурса, теоретически необходимого для выпуска единицы продукции или выполнения работы установленного качества, установленное научно-техническими расчетами без учета реальных организационно-технических условий производства
С учетом данных определений и пояснений следует сформулировать понятие нормирования как функции управления. Планирование — это целенаправленная деятельность государства (как его центрального аппарата, так и местных, региональных администраций) по определению на ближнюю и дальнюю перспективу объемов пропорций и темпов общественного воспроизводства во всех (государев венных и негосударственных) секторах экономики при реализации экономических, социальных и научно-технических задач.
Планирование, отталкиваясь от этих глобальных задач в экономике страны, должно вестись тем детальней, чем меньше производственно-хозяйственный объект. Так, на уровне региона объемы, пропорции и темпы воспроизводства требуют достаточно подробной расшифровки и привязки к отраслям и даже к конкретным предприятиям.
Контроль и регулирование — две тесно взаимосвязанные функции, причем контроль необходим только в целях регулирования выявленных отклонений от нормального (нормированного) хода производственно-хозяйственной деятельности, которые всегда могут иметь место в жизни. По периодам их осуществления они различаются как:
оперативные — на оперативный момент времени, что особенно важно для непрерывных быстропротекающих процессов, например при электроснабжении потребителей;
текущие — в текущий, плановый период, т.е. в течение года или в любой период, больший, чем оперативный.
Из рассмотрения каждой отдельной функции управления видно, что они вместе со своими подфункциями играют важнейшую роль в управлении социальной и производственно-хозяйственной жизнью страны, региона, города, предприятия, организации, учреждения. Для каждого конкретного случая их перечень может приниматься по соображениям целесообразности, наибольшей значимости той или иной функции и подфункции, а также исходя из требований оптимального кодирования. Для энергетических систем принят следующий перечень:
1 Общее управление (организация).
2 Перспективное планирование.
3 Текущее технико-экономическое планирование.
4 Оперативное планирование.
5 Оперативное управление, контроль и регулирование.
6 Оперативный учет.
7 Бухгалтерский и статистический учет и отчетность. 7. Анализ деятельности.
8 Нормирование.
Все эти функции в хозяйственной практике и при декомпозиции темы управления прилагаются (проецируются) на другие координирующие, прежде всего на области деятельности и объекты управления.
Понятие «объект управления» может относиться к таким разнокачественным явлениям, что практически в каждом конкретном случае требуется уточнять, какого именно рода объект имеется в виду. Поэтому целесообразно дать развернутое определение.
Объект управления — это квалификационное понятие, которое может относиться к:
1) управляемой системе в целом (как антитеза «субъекту управления» —управляющей системы);
2) структурному подразделению крупного объекта управления (региона, города) — предприятию, организации, учреждению независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;
3) производственному или управленческому подразделению предприятия и организаций — бюро, сектору, отделу, службе и т.п.;
4) виду продукции, работ и услуг или предметов эксплуатации средств и предметов труда) — основным и оборотным производственным и непроизводственным фондам, сырью, материалам и т.п.;
5) любому показателю как единице информации в процессе управления (в управленческом цикле).
Очевидно, что каждый комплекс управленческих задач в матрице
может относиться к любому структурному подразделению энергосистем
или к любому другому объекту в сфере управления.
Контрольные вопросы
1.Что включает в себя «управление»?
2. Перечислите этапы управленческих решений.
3. Целевая функция энергетики это –
4. Перечислите и охарактеризуйте законы управления.
5. Какие группы образуют методы управления?
6. Как реализуются функции управления?
7. Что включает в себя «объект управления»?
Задания для семинарского и практического занятия
1. Вставьте пропущенные функции управления описанные Анри Файолем в 1916 году:
|
|
|
|
2.Нарисуйте графически линейно-функциональную схему.
3. Составьте таблицу принципов управления по приведенной схеме:
Принцип планирование | Характеристика принципа |
Методические указания
Для выполнения заданий необходимо изучить принципы планирования, схемы управления предприятия.
Литература
Основная
1. Златопольский А. Н., Прузнер С. Л. и др. Экономика, организация и планирование теплосилового хозяйства промышленного предприятия. М. Энергоатомиздат, 1995, 320 с.
2. Рогалев Н.Д. Экономика энергетики: учебное пособие для вузов.М.: Издательство МЭИ, 2005 г.-288 с.
3. Самсонов В.С., Вяткин М.А. Экономика предприятий энергетического комплекса. М. Высшая школа, 2003 г.-208 с.
Дополнительная
1. Зельцбург Л. М. Экономика электроснабжения промышленных предприятий. Из-во «Высшая школа», М. 1976г.
2. Нагорная В.Н. Экономика энергетики. Издательство ДВГТУ.Владивосток, 2007 г.- 157 с.
3. Прузнер С.Л., Златопольский А.М., Некрасов А.И. Экономика энергетики СССР Учебник М. , «Высшая школа». 1984г.