Тема 11 Экономика управленческих решений энергохозяйства промпредприятий

Цель занятия:изучить законы и принципы управления энергохозяйством, определить функции и объекты управления.

Ключевые слова:управление, руководство, оперативный учет, статистический учет и отчетность, организация взаимоотношений, норматив, объект управление.

Лекция

1. Понятие, законы и принципы управления энергохозяйством.

2. Классификация методов и функции управления.

3. Объекты управления.

Управление — это процесс сбора, обработки, передачи и предос­тавления информации о состоянии управляемого объекта; разработки вариантов управленческого решения; выбор наилучшего решения по зара­нее выработанным критериям его оптимальности; организация выпол­нения принятого решения для достижения поставленных целей; кон­троль исполнения и сбор информации о новом состоянии управляемого объекта.

Другое определение содержит характеристику основного средства ведения управленческого процесса: управление — это процесс движения информации: учетной по вос­ходящей ветви (от объекта к субъекту управления) и руководящей по нис­ходящей ветви цикла управления (от субъекта к объекту управления).

Процесс управления следует рассматривать как цикл управленческих действий, проходящих определенные фазы (этапы), которые можно опре­делить как:

1) сбор информации о состоянии управляемого объекта;

2) первичная обработка и передача информации от управляемого объекта (управляемой системы) к субъекту управления (в управляющую систему);

3) предоставление информации в удобном для восприятия виде должностным лицам и служащим в аппарате управления для первичного заключения о состоянии управляемого объекта;

4) заключение о разработке некоего решения, принимаемое для изменения каких-либо показателей (параметров) в управляемой системе
либо руководителем определенного уровня, либо традиционно, по заведенному порядку работ, либо как само собой разумеющееся исходя из положении дел на управляемом объекте;

5) Разработка вариантов управленческого решения, в том числе и с оптимизационными расчетами и предварительными предложениями о выборе наилучшего из них, сделанных по известным или специально
разработанным критериям оптимальности, с предварительным расчетом планового эффекта от реализации данного решения;

6) представление вариантов руководителю определенного уровня для окончательного выбора и принятия управленческого решения для достижения поставленной цели;

7) организация выполнения принятого решения путем подготовки выпуска определенных руководящих документов — приказов, распоряжений, указаний (в том числе устных) и др.;

8) контроль исполнения принятого решения;

9) сбор информации о новом состоянии управляемого объекта после
реализации принятого решения;

10)оценка эффективности принятого и реализованного решения;

11) анализ информации о новом состоянии управляемого объекта — здесь заканчивается один управленческий цикл и начинается другой с прохождением всех отмеченных стадий.

Таким образом, управление представляет собой непрерывный цикл действий управленческого персонала для достижения определенных це­лей и решения определенных задач.

Целевая функция энергетики — это:

1) бесперебойность — специфическая для энергетики, не характер­ная ни для одной другой отрасли материального производства;

2) сбалансированность — производиться должно столько, сколько потребляется;

3) качество — соблюдение необходимых энергетических парамет­ров: напряжение, частота, синусоидальность кривой тока — для электро­энергии; давление и температура — для пара и горячей воды; теплота сгорания, влажность, зольность — для топлива и др.;

экономичность — максимальная прибыльность при минимальных затратах;

5) соблюдение интересов трудового коллектива и собственника-
На выполнение производственных и экономических задач для достижения этих подцелей и выполнения всей целевой функции и направлен
весь процесс управления.

Среди за­конов управления наиболее известны следующие.

Закон единства системы управления производством. Система долж­на быть построена таким образом, чтобы исключить или свести к мини­муму посторонние возмущающие воздействия на производственный про­цесс. Иными словами, один объект — один субъект управления.

Закон пропорциональности производства и управления. Этот закон имеет три аспекта:

1) пропорциональность и соотносительность отдель­ных частей производства;

2) пропорциональное построение системы управления в соответствии с установленными функциями и решаемыми задачами;

3) пропорциональность (адекватность) управляемой и управ­ляющей систем.

Закон оптимального соотношения централизации и децентрализации управления.

Закон участия трудящихся в управлении производством.

Принцип единства политики и экономики означает, с одной сторо­ны, определение политических задач в развитии общества с учетом со­стояния экономики, а с другой—требование политического, законода­тельного обеспечения подъема и развития национальной экономики.

Принцип научности управления имеет три аспекта:

1) необходимость учета в управлении взаимосвязи природных и общественных явлений закон диалектики);

2) обязательность применения на практике научных положений теории управления;

3) современные требования широкого применения в управлении экономико-математических и вычислительной техники.

Принцип демократического централизма означает необходим полного учета местных условий при централизованной выработке рещений, а также делегирование существенной доли полномочий нижестоящим органам управления: из заводоуправления — в цех, от руководства цеха — на участки, в бригады.

Принцип сочетания отраслевого и территориального управления так же, как и принцип демократического централизма, означает сегодня необходимость наряду с отраслевыми интересами в полной мере учиты­вать интересы регионов.

Принцип морального и материального стимулирования (мотива­ции) труда является проявлением закона непрерывного роста благосос­тояния трудящихся, а также выражением одного из законов управле­ния — участия в управлении трудящихся.

Принцип планового ведения хозяйства отражает необходимость следования одному из фундаментальных законов экономики — закону планомерного, пропорционального развития.

Принцип ответственности, означающий: создание четкой органи­зационной структуры; тщательную разработку положений о подразделе­ниях в организационной структуре, положений о правах и обязанностях руководителей всех уровней, должностных инструкций на каждом рабо­чем, в том числе управленческом месте; установление точно определен­ной материальной (коммерческой) ответственности подразделений и должностных лиц за упущения в работе; разработку положений о преми­ровании и депремировании по совершенно четко определяемым и легко проверяемым показателям, и др.

Принцип правильного подбора и расстановки кадров, оптимальное кадровое обеспечение процессов производства и управления является не­пременным условием успешной производственно-хозяйственной дея­тельности.

Принцип экономичности и эффективности. Главным показателем положительных результатов производства и

Принцип преемственности хозяйственных решений.

Для управления производственно-экономическими системами выра­ботан целый арсенал различных методов, которые применяются по от­дельности или совместно, комплексно.

Методы управления образуют четыре группы:

1) организационно-распорядительные (или административно-распорядительные);

2)экономические;

3)социально-психологические;

4)социально-политические (идеологические).

Организационно-распорядительные методы — это управление с по­мощью приказов, распоряжений, указаний, не терпящих возражений и требующих неукоснительного выполнения. Одним из главных таких ме­тодов, дающий наибольший управленческий эффект, является подбор и расстановка кадров — производственных и управленческих.

Экономические методы управления во все времена давали наилуч­ший управляющий эффект, поскольку содержат самую главную мотива­цию в обществе с товарно-денежными отношениями — материальный стимул. Сегодня в числе этих методов можно назвать такие:

оплата труда в соответствии с квалификацией работника; это заставляет стремиться к повышению квалификации, расширению и Улучшению трудовых навыков, в том числе и в управлении.

премирование за выполнение установленных производственных показателей, расширение зон обслуживания, улучшение качества
работы;

внутрипроизводственный коммерческий (бывший хозяйственный) расчет. Материальная (коммерческая заинтересованность остается главным стимулом высокопродуктивн38 труда, необходимо только должным образом организовать на предприятии внутрипроизводственные коммерческие отношения;

мотивация трудовой деятельности, состоящая в участии работников в собственности, прибылях и управлении.

Существуют и другие формы и разновидности экономических мето­дов управления: выдача льготных ссуд и кредитов; оплата социальных нужд работников; предоставление жилья — бесплатно или по льготным ценам; обеспечение медицинским и санаторным обслуживанием также по льготным ценам или бесплатно; оплата учебы самих работников и чле­нов их семей и т.д. (Эти формы нередко относят к социально-психологи­ческим методам управления, поскольку они экономически затрагивают социальную сферу жизни.)

Социально-психологические методы управления — методы, основан­ные на использовании социально-психологических факторов и направ­ленные на управление социально-психологическими процессами, проте­кающими в коллективе, для оказания необходимого воздействия в инте­ресах достижения поставленных целей.

Социально-политические методы управления состоят в стимулиро­вании качественного труда на основе политических, нравственных, рели­гиозных, патриотических убеждений работников.

Критерием качества управления является его эффективность. Для эф­фективного управления требуется решать очень большое количество управленческих задач, стараясь ни одну из них не упустить из вида. Затем на основе достоверных сведений и с должной оперативностью принять необходимые решения, организовать и проконтролировать их осуществ­ление.

Эффективное управление производственно-хозяйственной деятель­ностью — это обеспечение социально-экономической стабильности при разумном государственном регулировании и организационно-правовом обеспечении рыночных отношений, при всесторонней поддержке любых позитивных тенденций к развитию экономики независимо от форм собст­венности, осуществляемое с наименьшими материальными, трудовыми и финансовыми затратами.

Чтобы разобраться во всем сложном комплексе управленческих задач на любом производственном объекте, следует тщательно изучить всю систему управления. Одним из наиболее эффективных способов такого изучения является умозрительное расчленение этой системы на состав­ные части, выделенные по определенным признакам, т. е. следует провес­ти декомпозицию системы управления.

Функция управления — это особый вид работ, однородных по сво­ему назначению и обеспечивающих функционирование системы управле­ния, выполнение всех этапов управленческого цикла подготовки, приня­тия и осуществления управляющего решения для достижения постав­ленной цели, а именно:

1)руководство работами во всех фазах цикла;

2)организацию информации, циркулирующей по всему циклу;

3)учет, т. е. сбор сведений о состоянии управляемого объекта;

4)анализ учетной информации как одно из условий подготовки управленческого решения;

5)нормирование различных показателей, выработка их эталонных значений для сравнения при анализе и для последующего планирования, а также отбор критериев для выбора оптимального управленческого ре­шения;

6)планирование как акт реализации принятого решения, включая ор­ганизацию его выполнения;

7)контроль исполнения и регулирование процесса осуществления управленческого решения — завершение одного цикла управления и на­чало другого;

8)учет, т.е. сбор сведений о новом состоянии управляемого объекта после осуществления управленческого решения и т.д.

Функция «организация» употребляется в качестве широкого, емкого термина относящегося ко всей управленческой, распорядительной дея­тельности.

Организация включает подфункции:

руководство, осуществляемое административно-распоряди­тельными, социально-психологическими, социально-политическими (идеологическими) и преимущественно экономическими методами;

организация взаимоотношений в процессах произ­водства и управления, т. е. в управляемой, управляющей системах и при взаимодействии между людьми, имея в виду их экономическую заинтере­сованность в наиболее эффективном совместном труде;

организация информации во всех фазах и на всех про­межуточных стадиях единого цикла управления при подготовке, приня­тии и осуществлении управленческого решения.

Учет представляет собой сбор информации о состоянии управляемо­го объекта и управляющей системы в их разных подразделениях на раз­личных стадиях производственных и информационных процессов для це­лей управления во всех фазах управленческого цикла. Существуют сле­дующие виды учета:

оперативный учет, т. е. сбор информации на оперативный момент времени, который в разных отраслях определяется по-разно­му— от мгновения (долей секунды) до суток;

статистический учет и отчетность, которые точ­нее следует определить как текущие, поскольку они призваны отражать состояние всей системы в текущий момент, границы которого также оп­ределяются по-разному — от суток или месяца, но всегда до года; суще­ственным обстоятельством этой подфункции управления является нали­чие заявленной в названии отчетности, т.е. статистической (текущей) ин­формации, почти всегда документированной;

бухгалтерский учет, который вместе с бухгалтерским ана­лизом хозяйственной деятельности образует комплекс управленческих решений выполняемых по устоявшейся и хорошо отработанной методике.

Нормированием называют процесс определения какой-либо нормы (лат. погта — руководящее начало, правило, образец), представляю­щей собой узаконенное установление, признанный обязательным поря­док. В производственно-хозяйственной деятельности под нормировани­ем понимают научно-техническое обоснование расхода какого-либо ре­сурса (сырья, материалов, энергии, трудозатрат, финансов и т.п.) Дл* производства единицы продукции или работы, в том числе и работ управления.

В энергетике общее определение конкретизируется: норма расхо­да энергетических ресурсов — необходимое и достаточное, технически и экономически обоснованное количество энергии для производства еди­ницы продукции (работы, услуги) в реальных условиях энергетического или промышленного производства.

Норматив — количество ресурса, теоретически необходимого для выпуска единицы продукции или выполнения работы установленного ка­чества, установленное научно-техническими расчетами без учета реаль­ных организационно-технических условий производства

С учетом данных определений и пояснений следует сформулировать понятие нормирования как функции управления. Планирование — это целенаправленная деятельность государства (как его центрального аппарата, так и местных, региональных администраций) по определению на ближнюю и дальнюю перспективу объемов пропорций и темпов общественного воспроизводства во всех (государев венных и негосударственных) секторах экономики при реализации эконо­мических, социальных и научно-технических задач.

Планирование, отталкиваясь от этих глобальных задач в экономике страны, должно вестись тем детальней, чем меньше производственно-хо­зяйственный объект. Так, на уровне региона объемы, пропорции и темпы воспроизводства требуют достаточно подробной расшифровки и привяз­ки к отраслям и даже к конкретным предприятиям.

Контроль и регулирование — две тесно взаимосвязанные функции, причем контроль необходим только в целях регулирования выявленных отклонений от нормального (нормированного) хода производственно-хо­зяйственной деятельности, которые всегда могут иметь место в жизни. По периодам их осуществления они различаются как:

оперативные — на оперативный момент времени, что особен­но важно для непрерывных быстропротекающих процессов, например при электроснабжении потребителей;

текущие — в текущий, плановый период, т.е. в течение года или в любой период, больший, чем оперативный.

Из рассмотрения каждой отдельной функции управления видно, что они вместе со своими подфункциями играют важнейшую роль в управле­нии социальной и производственно-хозяйственной жизнью страны, ре­гиона, города, предприятия, организации, учреждения. Для каждого кон­кретного случая их перечень может приниматься по соображениям целе­сообразности, наибольшей значимости той или иной функции и подфункции, а также исходя из требований оптимального кодирования. Для энергетических систем принят следующий перечень:

1 Общее управление (организация).

2 Перспективное планирование.

3 Текущее технико-экономическое планирование.

4 Оперативное планирование.

5 Оперативное управление, контроль и регулирование.

6 Оперативный учет.

7 Бухгалтерский и статистический учет и отчетность. 7. Анализ деятельности.

8 Нормирование.

Все эти функции в хозяйственной практике и при декомпозиции темы управления прилагаются (проецируются) на другие координирующие, прежде всего на области деятельности и объекты управления.

Понятие «объект управления» может относиться к таким разнокаче­ственным явлениям, что практически в каждом конкретном случае требу­ется уточнять, какого именно рода объект имеется в виду. Поэтому целе­сообразно дать развернутое определение.

Объект управления — это квалификационное понятие, которое мо­жет относиться к:

1) управляемой системе в целом (как антитеза «субъекту управле­ния» —управляющей системы);

2) структурному подразделению крупного объекта управления (ре­гиона, города) — предприятию, организации, учреждению независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности;

3) производственному или управленческому подразделению пред­приятия и организаций — бюро, сектору, отделу, службе и т.п.;

4) виду продукции, работ и услуг или предметов эксплуатации средств и предметов труда) — основным и оборотным производственным и непроизводственным фондам, сырью, материалам и т.п.;

5) любому показателю как единице информации в процессе управления (в управленческом цикле).

Очевидно, что каждый комплекс управленческих задач в матрице
может относиться к любому структурному подразделению энергосистем
или к любому другому объекту в сфере управления.

Контрольные вопросы

1.Что включает в себя «управление»?

2. Перечислите этапы управленческих решений.

3. Целевая функция энергетики это –

4. Перечислите и охарактеризуйте законы управления.

5. Какие группы образуют методы управления?

6. Как реализуются функции управления?

7. Что включает в себя «объект управления»?

Задания для семинарского и практического занятия

Тема 11 Экономика управленческих решений энергохозяйства промпредприятий - student2.ru Тема 11 Экономика управленческих решений энергохозяйства промпредприятий - student2.ru Тема 11 Экономика управленческих решений энергохозяйства промпредприятий - student2.ru 1. Вставьте пропущенные функции управления описанные Анри Файолем в 1916 году:

?
?
?
планирование

2.Нарисуйте графически линейно-функциональную схему.

3. Составьте таблицу принципов управления по приведенной схеме:

Принцип планирование Характеристика принципа
   
   

Методические указания

Для выполнения заданий необходимо изучить принципы планирования, схемы управления предприятия.

Литература

Основная

1. Златопольский А. Н., Прузнер С. Л. и др. Экономика, организация и планирование теплосилового хозяйства промышленного предприятия. М. Энергоатомиздат, 1995, 320 с.

2. Рогалев Н.Д. Экономика энергетики: учебное пособие для вузов.М.: Издательство МЭИ, 2005 г.-288 с.

3. Самсонов В.С., Вяткин М.А. Экономика предприятий энергетического комплекса. М. Высшая школа, 2003 г.-208 с.

Дополнительная

1. Зельцбург Л. М. Экономика электроснабжения промышленных предприятий. Из-во «Высшая школа», М. 1976г.

2. Нагорная В.Н. Экономика энергетики. Издательство ДВГТУ.Владивосток, 2007 г.- 157 с.

3. Прузнер С.Л., Златопольский А.М., Некрасов А.И. Экономика энергетики СССР Учебник М. , «Высшая школа». 1984г.

Наши рекомендации