Понятие и типы экономических систем
Определенным образом упорядоченную совокупность отношений между производителями и потребителями благ в обществе называют экономической системой. Иначе, экономическая система – это сообщность людей, объединенных общим экономическим интересом. Основной задачей экономической системы является размещение имеющихся и создаваемых в ней благ между различными потребностями, видами производств и экономическими субъектами.
Экономические действия людей в обществе можно регулировать различными способами – на основе традиций; через рынок; посредством командных (административных) методов. Соответственно выделяют и несколько основных типов экономических систем: традиционную экономику, рыночную экономику, командную экономику и смешанную экономику.
Традиционная экономика (патриархальная система) представляет первичный тип экономической системы, основанной на обычаях, традициях, передающихся от поколения к поколению и определяющих какие блага, как и для кого производить. Экономические роли индивидов диктуют наследственность и сословность. Характерной чертой традиционной экономики является соединение экономической власти с политической. Данная система всячески противится изменению норм и правил экономического поведения. Такой тип экономики присущ многим развивающимся странам, и, прежде всего, тем странам, которые являются неразвитыми с точки зрения технического прогресса.
Командная экономика (административно-плановая экономика) – это экономическая система, в которой хозяйственная деятельность координируется из единого центра путем установления обязательных планов распределения ресурсов и объемов производства, директивного утверждения цен. Иначе говоря, в командной экономике все решения о производстве и потреблении принимаются государством. Для этой системы характерна государственная (общественная) собственность практически на все средства производства. Управляющее воздействие из центра обеспечивается в первую очередь внеэкономическими средствами, которые включают не только идеологию, но также аппарат принуждения. Принцип равной оплаты за одинаковый труд подменялся уравниловкой в оплате труда.
Рыночная экономика (свободная конкурентная экономика, чистый капитализм) – это такая экономическая система, в которой все решения относительно распределения ресурсов и производства принимаются на основе цен в результате добровольного обмена между хозяйствующими субъектами. Ценовой механизм определяет что производить, как и для кого. Каждая экономическая единица стремится максимизировать свою выгоду на основе индивидуально принятых решений. Средства производства находятся в частной собственности. Экономическая деятельность государства ограничивается тем, чтобы удовлетворять только самые насущные коллективные потребности, например, контролировать выполнение правовых норм.
В теоретическом плане считается, что командная экономика уменьшает несогласованность экономической деятельности, способствуя более эффективному использованию имеющихся ресурсов, например, помогает решать проблемы безработицы, загрязнения окружающей среды, чрезмерной дифференциации продукта. В слаборазвитых странах такая экономическая система может обеспечить ускоренный экономический рост за счет концентрации ресурсов в ключевых отраслях экономики. Однако необходимость контролировать большое число компонентов плана делает командную экономику негибкой. Негибкость усиливается развитием бюрократизма в крупных управленческих организациях. Поэтому на практике типичной чертой командных экономик становится устойчивый дефицит одних товаров и избыток других.
Рыночная и плановая экономики в чистом виде - это абстрактные понятия, теоретические модели, позволяющие выделить характерные элементы экономических систем. В действительности не существует чистых экономических систем. Экономики большинства стран в большей или меньшей мере содержат элементы обеих экономических систем, то есть они являются смешанными экономиками.
Смешанная экономика – это экономическая система, в которой при определяющей роли рынка государство выступает его регулятором. В такой экономике распределение ресурсов между альтернативными целями определяется, как правило, индивидуальными действиями на основе механизма цен. Государство играет определенную роль в установлении совокупного объема производства через проведение денежно-кредитной, фискальной, социальной и других видов экономической политики. В некоторых случаях государство может контролировать отрасли экономики через национализацию предприятий (национализация – это процесс отчуждения имущества у частных лиц в собственность государства). Необходимость отведения государству активной роли регулирующего органа обусловлена тем, что предоставленное самому себе рыночное хозяйство проявило себя как несоциальное и нестабильное. Усиление экономической роли государства в развитых странах произошло после второй мировой войны.
Взаимодействие основных черт смешанных систем выдвигает в центр их развития человеческую личность, реализацию ее потенциала и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Личность и реализация ее интересов – внутренний источник развития систем смешенного типа.
Все высокоразвитые страны имеют общие черты, характеризующие их смешенную экономическую систему:
1. Многообразие форм собственности.
2. Высокоразвитая государственная система социальных услуг (здравоохранение, образование, социальное обеспечение), что обеспечивает равный доступ к благам современной цивилизации и высокую квалификацию работников.
3. Рыночный механизм, являющийся основным регулятором, сочетается с активным государственным вмешательством в экономику.
Следует иметь в виду, что в рамках каждой экономической системы существуют свои национальные модели организации экономики. С точки зрения достигнутых высоких результатов развития особый интерес для изучения представляют американская, японская, немецкая и шведская национальные модели экономики.
1. Американская модель. Она построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащением наиболее активной части населения. При низкой доле государственной собственности используются разнообразные формы гос вмешеательства в экономику (контрактная система, формы участия гос-ва в предпринимательстве). Главное – создать условия для развития частного сектора при достижении личного успеха. Больший, чем в странах Западной Европы разрыв между бедностью и богатством. Задача социального равенства вообще не ставится. Для удовлетворения общественных потребностей и реализации социальных программ Через госбюджет перераспределяется до 40 % ВНП.
2. Немецкая модель (Франция, Германия, Италия, Испания, Португалия) – характерно сохранение госсектором прочных позиций в экономическом потенциале страны, а также высокой доли ВНП, перераспределяемой через бюджет 30-40 %), рекомендательное стратегическое планирование.
3. Шведская модель. Социализация распределения – т.е. перераспределение через госбюджет от 60 до 70% ВНП.Особая развитость всеобщей системы социальной защищенности граждан, наименьшая острота проблем безработицы и бедности, меньшая дифференциация доходов. Высокие социальные расходы государства позволяют обеспечивать подавляющей части населения действенные гарантии социального страхования, доступность различных видов медицинского обслуживания и образования. Отрицательная сторона – подрыв экономических стимулов к труду.
4. Японская модель. Системный хар-р гос. вмешательства на всех экономических уровнях, долговременная стратегия экономической политики. Принцип коллективизма (человек-частица коллектива – не существует вне его – кружки качества). Из истории: в 50-6—е гг. 20 века Япония насытила свой внутренний рынок товарами и услугами и была на краю кризиса перепроизводства, как в США в 30-е гг. Выход из положения был найден с помощью командных методов работы – придумали новые дополнительные св-ва к известным товарам (авторучка-фонарик, свисток; сотовый телефон – не только для связи…) и тем самым привлекли внимание и повысили спрос на внутреннем рынке, а затем в 70-е гг. завоевали и внешний (анекдот – попуас-бананы с пальмы в рот сами сыпятся, зачем что-то еще делать). Деперсонификация крупной собственности (В Японии трудно выделить индивидуальных обладателей больших пакетов акций). Для 90 % всего населения ведущим источником доходов является зарплата, а доходы от собственности не играют большой роли в формировании бюджета страны. Наибольшее по сравнению с развитыми странами отставание темпов роста уровня жизни населения (рост ЗП) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение издержек производства и резкое повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке.
5. Неоиндустриальные страны Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Малайзия, Китай). Тесная интеграция государственных и частных начал в научно-технической, инвестиционной и внешнеторговой сферах. Плановое управление на макроуровне и рыночное - на микроуровне. Общественная форма собственности на важнейшие стратегические средства производства.
6. Китайская модель. Госсобственность на стратегически важные ср-ва пр-ва. Стратегическое планирование на макроуровне и рыночное регулирование на микроуровне.