Этап сертификационных контрольных испытаний

Этап сертификационных контрольных испытаний (СКИ) типа АТ имеет следующие цели:

- контрольная проверка и подтверждение соответствия типа АТ, его характеристик и эксплуатационной документации требованиям СБ;

- окончательное уточнение и утверждение типовой конструкции АТ;

- оценка надежной работы воздушного судна, двигателя, воздушного винта, компонентов и систем.

СКИ являются этапом испытаний Авиарегистра МАК, проводятся под его руководством сертификационным центром, определяемым Авиарегистром МАК, и обеспечиваются Разработчиком.

Часть СКИ, которая проводится с целью демонстрации надежной работы АТ, выполняется на экземплярах АТ, соответствующих типовой конструкции по всем функциональным системам. Применительно к воздушным судам (ВС) объем указанной части летных испытаний должен составлять не менее 300 летных часов для ВС с газотурбинными маршевыми двигателями, которые ранее не устанавливались на ВС, сертифицированных Авиарегистром МАК, не менее 150 летных часов для других транспортных и легких ВС, не менее 50 летных часов для очень легких самолетов.

СКИ проводятся в соответствии с программой, которая разрабатывается и утверждается сертификационным центром, проводящим испытания, согласовывается Разработчиком и одобряется Авиарегистром МАК.

Если группа экспертов Авиарегистра МАК в заключении, оформленном по результатам СЗИ, дала положительную оценку выполнения процедур сертификации, признала достаточными полноту и качество выполненных сертификационных работ и испытаний для установления соответствия типа АТ требованиям СБ, а также пришла к выводу о необходимом объеме участия сертификационных центров в СЗИ, то в этом случае объем СКИ может быть ограничен испытаниями, проводимыми для оценки надежной работы АТ. Решение о составе и объеме СКИ принимает Авиарегистр МАК.

При выявлении в процессе СКИ несоответствий типа АТ требованиям СБ Авиарегистр МАК обязывает Разработчика устранить эти несоответствия до завершения СКИ и продемонстрировать эффективность принятых им мер. СКИ могут быть приостановлены решением Авиарегистра МАК, если выявлены недостатки и несоответствия, вследствие которых дальнейшее проведение СКИ связано с неоправданным риском. В этом случае Авиарегистр МАК обязывает Разработчика предпринять соответствующие корректирующие действия и доказать их эффективность, после чего решением Авиарегистра МАК СКИ могут быть возобновлены.

По окончании СКИ сертификационный центр, проводивший испытания, оформляет, согласовывает с Разработчиком и утверждает Акт сертификационных контрольных испытаний, заключение которого должно отвечать целям СКИ. Акт СКИ подлежит одобрению Авиарегистром МАК.

В отдельных случаях Министерство транспорта РФ и специально уполномоченный орган в области авиационной промышленности совместно с Разработчиком воздушного судна или только Разработчик могут принять решение о необходимости проведения эксплуатационных испытаний воздушного судна (ЭИ). Проведение ЭИ не является обязательным условием для сертификации типа ВС.

После одобрения Авиарегистром МАК Акта сертификационных контрольных испытаний и Акта эксплуатационных испытаний (если они проводились) Разработчик направляет в Авиарегистр МАК Представление на получение Сертификата типа, согласованное с независимой инспекцией.

К Представлению прилагаются:

1. Таблица соответствия типа АТ требованиям СБ, уточненная по результатам СКИ, утвержденная Разработчиком и согласованная независимой инспекцией;

2. Комплект эксплуатационной документации (ЭД), уточненный по результатам СКИ, утвержденный Разработчиком и согласованный сертификационным центром, проводившим СКИ. ЭД одобряется Авиарегистром МАК в части, предусмотренной авиационными правилами;

3. Уведомление Разработчика и Изготовителя, согласованное с независимыми инспекциями в этих организациях, о том, что рабочая конструкторская документация откорректирована по результатам сертификационных работ, отражает типовую конструкцию АТ, пригодна для серийного производства данного типа АТ, утверждена и хранится в установленном порядке. Контроль за хранением и внесением изменений в рабочую конструкторскую и эксплуатационную документацию осуществляют независимые инспекции у Разработчика и Изготовителя.

Структура материалов, рассматриваемых при выдаче сертификата типа ВС, приведена на рис. 9.



1. Общие положения   2. Надежность и отказобезопасность   3. Летные характе-ристики. Устойчивость и управляемость   4. Прочность
5. Система управления     6. Шасси   7. Гидравлическая система     8. Силовая установка, шум на местности, эмиссия вредных веществ
9. Противопожарная система   10. Система кондиционирования   11. Кислородное оборудование   12. Противообледе-нительная система
13. Кабина экипажа   14. Конструкция планера   15. Аварийно-спасательное оборудование   16. Пассажирская и грузовая кабины
17. Технология производства   18. Защита от молнии   19. Система электроснабжения   20. Светотехничес-кое оборудование
21. Радиосвязное оборудование   22. Пилотажное и навигационное оборудование   23. Радиотехничес-кое оборудование   24. Бортовые самописцы
25. Эксплуатацион-ная документация   26. Шум на местно-сти. Эмиссия вредных веществ   27. Требования СБ, по которым установлено эвкивален-ное соответствие   26. Специальные технические условия

Рис. 9. Структура материалов, рассматриваемых при выдаче

сертификата типа ВС

При сохранении основных положений описанной процедуры сертификации типа АТ, сертификация типа очень легких самолетов (ОЛС), авиационных маршевых двигателей (АМД), вспомогательных двигателей (ВД) и воздушных винтов (ВВ) имеет особенности.


Наши рекомендации