Этап сертификационных контрольных испытаний
Этап сертификационных контрольных испытаний (СКИ) типа АТ имеет следующие цели:
- контрольная проверка и подтверждение соответствия типа АТ, его характеристик и эксплуатационной документации требованиям СБ;
- окончательное уточнение и утверждение типовой конструкции АТ;
- оценка надежной работы воздушного судна, двигателя, воздушного винта, компонентов и систем.
СКИ являются этапом испытаний Авиарегистра МАК, проводятся под его руководством сертификационным центром, определяемым Авиарегистром МАК, и обеспечиваются Разработчиком.
Часть СКИ, которая проводится с целью демонстрации надежной работы АТ, выполняется на экземплярах АТ, соответствующих типовой конструкции по всем функциональным системам. Применительно к воздушным судам (ВС) объем указанной части летных испытаний должен составлять не менее 300 летных часов для ВС с газотурбинными маршевыми двигателями, которые ранее не устанавливались на ВС, сертифицированных Авиарегистром МАК, не менее 150 летных часов для других транспортных и легких ВС, не менее 50 летных часов для очень легких самолетов.
СКИ проводятся в соответствии с программой, которая разрабатывается и утверждается сертификационным центром, проводящим испытания, согласовывается Разработчиком и одобряется Авиарегистром МАК.
Если группа экспертов Авиарегистра МАК в заключении, оформленном по результатам СЗИ, дала положительную оценку выполнения процедур сертификации, признала достаточными полноту и качество выполненных сертификационных работ и испытаний для установления соответствия типа АТ требованиям СБ, а также пришла к выводу о необходимом объеме участия сертификационных центров в СЗИ, то в этом случае объем СКИ может быть ограничен испытаниями, проводимыми для оценки надежной работы АТ. Решение о составе и объеме СКИ принимает Авиарегистр МАК.
При выявлении в процессе СКИ несоответствий типа АТ требованиям СБ Авиарегистр МАК обязывает Разработчика устранить эти несоответствия до завершения СКИ и продемонстрировать эффективность принятых им мер. СКИ могут быть приостановлены решением Авиарегистра МАК, если выявлены недостатки и несоответствия, вследствие которых дальнейшее проведение СКИ связано с неоправданным риском. В этом случае Авиарегистр МАК обязывает Разработчика предпринять соответствующие корректирующие действия и доказать их эффективность, после чего решением Авиарегистра МАК СКИ могут быть возобновлены.
По окончании СКИ сертификационный центр, проводивший испытания, оформляет, согласовывает с Разработчиком и утверждает Акт сертификационных контрольных испытаний, заключение которого должно отвечать целям СКИ. Акт СКИ подлежит одобрению Авиарегистром МАК.
В отдельных случаях Министерство транспорта РФ и специально уполномоченный орган в области авиационной промышленности совместно с Разработчиком воздушного судна или только Разработчик могут принять решение о необходимости проведения эксплуатационных испытаний воздушного судна (ЭИ). Проведение ЭИ не является обязательным условием для сертификации типа ВС.
После одобрения Авиарегистром МАК Акта сертификационных контрольных испытаний и Акта эксплуатационных испытаний (если они проводились) Разработчик направляет в Авиарегистр МАК Представление на получение Сертификата типа, согласованное с независимой инспекцией.
К Представлению прилагаются:
1. Таблица соответствия типа АТ требованиям СБ, уточненная по результатам СКИ, утвержденная Разработчиком и согласованная независимой инспекцией;
2. Комплект эксплуатационной документации (ЭД), уточненный по результатам СКИ, утвержденный Разработчиком и согласованный сертификационным центром, проводившим СКИ. ЭД одобряется Авиарегистром МАК в части, предусмотренной авиационными правилами;
3. Уведомление Разработчика и Изготовителя, согласованное с независимыми инспекциями в этих организациях, о том, что рабочая конструкторская документация откорректирована по результатам сертификационных работ, отражает типовую конструкцию АТ, пригодна для серийного производства данного типа АТ, утверждена и хранится в установленном порядке. Контроль за хранением и внесением изменений в рабочую конструкторскую и эксплуатационную документацию осуществляют независимые инспекции у Разработчика и Изготовителя.
Структура материалов, рассматриваемых при выдаче сертификата типа ВС, приведена на рис. 9.
1. Общие положения | 2. Надежность и отказобезопасность | 3. Летные характе-ристики. Устойчивость и управляемость | 4. Прочность |
5. Система управления | 6. Шасси | 7. Гидравлическая система | 8. Силовая установка, шум на местности, эмиссия вредных веществ |
9. Противопожарная система | 10. Система кондиционирования | 11. Кислородное оборудование | 12. Противообледе-нительная система |
13. Кабина экипажа | 14. Конструкция планера | 15. Аварийно-спасательное оборудование | 16. Пассажирская и грузовая кабины |
17. Технология производства | 18. Защита от молнии | 19. Система электроснабжения | 20. Светотехничес-кое оборудование |
21. Радиосвязное оборудование | 22. Пилотажное и навигационное оборудование | 23. Радиотехничес-кое оборудование | 24. Бортовые самописцы |
25. Эксплуатацион-ная документация | 26. Шум на местно-сти. Эмиссия вредных веществ | 27. Требования СБ, по которым установлено эвкивален-ное соответствие | 26. Специальные технические условия |
Рис. 9. Структура материалов, рассматриваемых при выдаче
сертификата типа ВС
При сохранении основных положений описанной процедуры сертификации типа АТ, сертификация типа очень легких самолетов (ОЛС), авиационных маршевых двигателей (АМД), вспомогательных двигателей (ВД) и воздушных винтов (ВВ) имеет особенности.