Оценка эластичности спроса по показателю общей выручки фирмы.
Степень эластичности спроса на товар имеет стратегическое значение для любой фирмы, поскольку от этого зависит цена за единицу товара, а, следовательно, общий доход и прибыль фирмы. Для того чтобы проверить эластичным или неэластичным является спрос на товар, фирма может изменить его цену и посмотреть, что произойдет в этом случае с ее общей выручкой или денежными поступлениями потребителей.
I. Эластичный спрос.
1) Если спрос эластичен, то при уменьшении цены единицы товара общая выручка фирмы увеличится. Это произойдет, потому что дополнительная выручка, полученная от увеличения спроса вследствие уменьшения цены, окажется больше, чем потери фирмы от снижения цены. Так что в результате общая выручка фирмы увеличится.
Вывод.
В данном случае при снижении цены товара на столько увеличивается количество покупателей, что это позволило фирме не только покрыть потери от снижения цены, но и получить дополнительную выручку. В результате общая выручка фирмы возрастет.
P Д
P1 5 -------- A
P2 4 ---------C---- B
P3 3 -------------------------
P4 2 -------------------------------------- F
P5 1 --------------------------------------H-------------- G
0 | | | | | | | | |
2000 4000 7000 11000 16000 Q
Q1 Q2 Q3 Q4 Q5
На данной кривой спроса Д эластичный спрос рассматривается в ценовом интервале от 5 $ до 4 $ при цене Р1 = 5 $ спрос Q1 = 2000 единиц, то есть общая выручка фирмы 10 000 $, что выражено площадью прямоугольника OP1AQ1. При уменьшении цены на 1 $, то есть от Р1 до Р2 и предположении, что спрос не изменится, то есть останется в точке Q1=2000 ед. фирма потеряет 2000 $, что выражено площадью P2P1AC. Однако при снижении цены происходит параллельный рост спроса от Q1 до Q2, то есть на 2000 единиц. В результате фирма получает дополнительную выручку 8000 $ (4 $ * 2000 ед.), что выражено площадью прямоугольника Q1СВQ2.
Таким образом, при уменьшении цены фирма потеряла 2000$, а дополнительно получила 8000$, то есть чистый рост общей выручки 6000$, следовательно, спрос эластичен.
2) Если спрос эластичен, то при увеличении цены единицы товара общая выручка фирмы уменьшится. Это произойдет, потому что дополнительная выручка, полученная фирмой от увеличения цены, окажется меньше, чем потери фирмы от уменьшения спроса из-за роста цены. Так что в результате общая выручка фирмы снизится.
Таким образом, в данном случае увеличения цены товара привело к такому значительному уменьшению количества покупателей товара, что даже рост цены не позволил фирме покрыть потери от уменьшения спроса. В результате общая выручка фирмы снизится.
Вывод.
Если спрос эластичен, то цена за единицу товара и общая выручка изменяются в противоположном направлении.
II. Неэластичный спрос.
1) Если спрос неэластичен, то при уменьшении цены единицы товара общая выручка фирмы уменьшится. Это произойдет, потому что дополнительная выручка, полученная фирмой от увеличения спроса вследствие уменьшения цены, окажется меньше, чем потери фирмы от уменьшения цены. Так что в результате общая выручка фирмы уменьшится.
Пример. Неэластичный спрос рассматривается на кривой спроса от 2$ до 1$. При цене Р4 =2$ спрос Q4 = 11000 единиц, то есть общая выручка 22000$, что выражено площадью прямоугольника OP4FQ4. При снижении цены на 1$, то есть до Р5 и предположении, что спрос не изменится, то есть останется в точке Q4 = 11000 единиц фирма потеряет 11000$, что выражено площадью прямоугольника P5P4FH. Однако при уменьшении цены происходит параллельный рост спроса от Q4 до Q5, то есть на 5000 единиц. Тем самым фирма получает дополнительную выручку 5000$, что выражено площадью прямоугольника.Q4HGQ5.
Таким образом, при снижении цены фирма потеряла 11000$, а дополнительно получила только 5000$, то есть чистая потеря общей выручки 6000$, следовательно, спрос неэластичен.
2) Если спрос неэластичен, то при увеличении цены единицы товара общая выручка фирмы увеличивается, потому что дополнительная выручка, полученная от увеличения цены, окажется больше, чем потери фирмы от уменьшения спроса вследствие роста цены. Так что в результате общая выручка фирмы увеличится.
Таким образом, в первом случае при уменьшении цены произошло лишь незначительное увеличение количества покупок, что не позволило фирме компенсировать потери от снижения цены. В результате общая выручка снизилась. Во втором случае увеличение цены привело лишь к незначительному уменьшению количества покупок, что не повлекло за собой уменьшение общей выручки и, более того, было компенсировано ростом цены. В результате общая выручка увеличилась.
Вывод.
Если спрос неэластичен, то цена за единицу товара и общая выручка фирмы изменяются в одном и том же направлении.
Эластичность предложения.
Если производители товаров и услуг чувствительны к изменению спроса и цены, то есть могут отреагировать на эти изменения изменением объема производства, то предложение эластично и наоборот.
Эластичность предложения измеряют при помощи коэффициента Еs, который вычисляется по той же формуле, что и коэффициент Еd , но в данном случае необходимо заменить «спрашиваемую» продукцию, на «предлагаемую» продукцию.
Основным фактором, определяющим степень эластичности предложения, является время, которое необходимо производителю, чтобы отреагировать на изменение спроса и цены изменением объема производства, а изменение объема производства требует изменения количества всех используемых ресурсов, изменение количества ресурсов требует значительного времени.
То есть следует ожидать, что чем продолжительнее время, которым располагает производитель, чтобы изменить количество всех используемых ресурсов, тем больше изменится объем производства и выше будет эластичность предложения.
В связи с этим при анализе эластичности предложения рассматривают три временных рыночных периода:
1. Кратчайший рыночный период.
2. Краткосрочный (короткий) рыночный период.
3. Долгосрочный (долгий) рыночный период.