Экспертная оценка уровня конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность товара (КСТ) – это его способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными товарами других производителей в условиях данного рынка. Уровень КСТ определяется качеством, ценой, условиями поставки, обслуживания, престижем производителя, эффективностью рекламы и др.
Для проведения оценки конкурентоспособности созданного продукта студенту необходимо самостоятельно или совместно с руководителем работы определить перечень наиболее важных его параметров и их относительную значимость.
На основе этого рассчитываются коэффициенты соответствия данного товара идеальному товару.
Индивидуальный коэффициент соответствия по каждому i параметру определяются по формуле:
Ксоотвi = или Ксоотвi =
где Pi – значение i –го параметра данного товара.
Pидеалi – значение i-го параметра идеального товара
Обобщенный коэффициент соответствия определяется по формуле:
,
где i – коэффициент значимости i параметра, i = 1.
Оценка конкурентоспособности осуществляется в следующей последовательности:
1) Определить перечень параметров, по которым будет оцениваться конкурентоспособность товара с учетом особенностей данного товара.
2) На основе паспортных данных и личных наблюдений измерить значения параметров товара различных фирм или марок.
3) Осуществить экспертную оценку коэффициентов значимости каждого параметра товара в отдельности так, чтобы их сумма по всем параметрам была равна единице. Коэффициенты значимости оцениваются в диапазоне от 0 од 1 с точностью до двух знаков после запятой.
4) На основе измеренных значений параметров определить значения параметров "идеального товара", удовлетворяющего потребности покупателя на 100%.
5) Для каждой фирмы (марки) в отдельности и по каждому параметру определить индивидуальные коэффициенты соответствия параметров реального товара параметрам "идеального товара" по формуле
6) Для каждой фирмы (марки) в отдельности определить обобщенный коэффициент соответствия реального товара "идеальному" по формуле ___
Данные пунктов 1 – 2 занести в таблицу 8.
Таблица 8
Параметры | Значения параметров | ||
Товар 1 | Товар 2 | и т.д. | |
1. 2. и т.д. |
Данные пунктов 3 – 6 занести в таблицу 9.
Таблица 9
Параметры | Значимость параметров | Значение параметров "идеального товара" | Значения индивидуальных коэффициентов соответствия | ||
Товар 1 | Товар 2 | и т.д. | |||
и т.д. | |||||
Обобщенные коэффициенты соответствия |
7) Провести ранжирование товаров в порядке убывания их обобщенных коэффициентов соответствия. Сделать выводы относительно конкурентоспособности разработанного товара.