Поиск путей решения глобальных проблем.
Поскольку глобальные проблемы носят наднациональный характер, то и решаться они должны, очевидно, также путем наднационального регулирования. Предполагалось, что если правительства отдельных стран «заражены» национальным эгоизмом, то наднациональные «арбитры» будут от него избавлены. Однако реальная практика заставляет внести в эти рассуждения коррективы.
В сфере экономических отношений наднациональное регулирование стало развиваться после Второй мировой войны: с 1945 г. начинают действовать международные финансовые организации Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ), с 1947 г. – регулирующее международную торговлю Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Однако в деятельности всех этих организаций изначально был заметен перекос, который можно охарактеризовать афоризмом «кто платит, тот и заказывает музыку». Поскольку лидером международной торговой и финансовой деятельности являлась небольшая группа развитых стран (прежде всего, США), постольку наднациональное регулирование выливалось в защиту интересов именно этих стран-лидеров. «Третий мир» получал помощь на тех направлениях и в той степени, в какой это было выгодно развитым странам.
В 1960-е гг., когда вполне четко обозначилась недостаточность «американизированных» форм глобального регулирования, Организация Объединенных Наций (ООН) попыталась сделать следующий шаг. В 1964 г. основана Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а в 1966 г. – Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО). Главной целью этих организаций должна была стать помощь не просто развитию мирохозяйственных отношений (как у МБРР, МВФ, ГАТТ, ВТО), но именно экономическому развитию развивающихся стран. Соответственно, большинство голосов в этих организациях принадлежало представителям «третьего мира». Фактически ЮНКТАД и ЮНИДО превратились в легальные инструменты давления «отсталого Юга» на «развитый Север». Но развитые страны стали уклоняться от исполнения решений, принятых «международными бюрократами», и даже от финансирования их деятельности.
В результате сложилась патовая ситуация: те надгосударственные организации, чьи решения по-настоящему действенны, не считают решение глобальных проблем своей главной задачей; те надгосударственные организации, которые заняты именно решением глобальных проблем, не имеют реального веса. Процесс развития глобального регулирования ощутимо затормозился уже в 1970-е гг., показателем чего является судьба 3-его доклада Римскому клубу, подготовленного группой под руководством нидерландского экономиста Яна Тинбергена.
В 3-ем докладе Римскому клубу – «Преобразование международного порядка» (1976 г.) – предлагались комплексные меры по качественному усилению глобального регулирования. Предлагалось создать: мировой банк, который обладал бы правом владения и распоряжения средствами от международного налогообложения; агентство минеральных ресурсов, ответственное за использование полезных ископаемых в глобальном масштабе; мировое агентство, ответственное за развитие и распространение технологий и т.д. Однако все эти предложения не получили поддержки. Развивающиеся страны обоснованно опасались ущемления своего национального суверенитета, а развитые страны предпочитали довольствоваться уже существующими, выгодными для них формами надгосударственного регулирования.
В 1980 – 1990-е гг. под влиянием «неоконсервативной контрреволюции» отношение в развитых странах к идее наднационального регулирования с социальными приоритетами вообще серьезно ухудшилось. Его стали рассматривать как опасную форму бюрократической социализации, ведущей по «дороге к рабству».
Итак, идея «мирового правительства» пока выливается в такое наднациональное регулирование, которое осуществляют «богатые в интересах богатых». Отсталые страны «периферии» получает экономическую и иную помощь лишь в той мере, в какой это считают необходимым развитые страны «ядра». Социальные глобальные проблемы поэтому не ослабляются, а консервируются или даже обостряются. В настоящее время неясно, какие факторы могли бы переломить эти сложившиеся тенденции.
[1] военно-политический курс, при осуществлении которого используется демонстративная проекция силы с применением военно-морского флота. Дипломатию канонерок применяли США в Китае при подавлении Ихэтуаньского восстания в начале XX в, в ходе которого контроль над китайскими реками осуществлялся американскими и английскими канонерками.