Пути решения глобальных проблем

Может ли человек решить стоящие перед ним глобальные проблемы? Некоторые специалисты предрекают гибель человечества уже в ближайшие 30-50 лет. Однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Например, самая страшная угроза – термоядерной войны между сверхдержавами – в значительной мере ослабла и не является уже главенствующей в списке глобальных проблем.

Исторический опыт развития общества и культуры показывает, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло решить. Будем надеяться, что и сейчас, столкнувшись с глобальными проблемами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исторического процесса.

Пессимистические разрешения глобальных проблем развития человека и планетарной культуры стали причиной создания в 60-70-е годы множества научных центров, объединивших ученых, работающих в этой области, и распространения футурологии – совокупности человеческих знаний, представлений о будущем человеческого рода.

Культурная революция подразумевает совершенствование качеств и способностей всего человеческого рода. Три аспекта характеризуют новый гуманизм, с которым, как с культурным абсолютом, пытается воссоединиться «обновленный человек»: чувство глобальности, любовь к справедливости, нетерпимость к насилию. В центре стоят целостная человеческая личность и ее возможности, и альтернативы этому нет. Речь идет, прежде всего, о «беспрецедентной культурной перестройке» миллиардов населения земного шара – всех без исключения, независимо от их положения в социальной иерархии.

Трансформация личности есть «человеческая революция» и единственная на данный момент реальная возможность решения современных глобальных проблем человечества. Справедливость такого вывода представляется не менее значимой, чем практическая трудность реализации этой рекомендации. Практика XX века показывает, что пока человечество не в состоянии кардинально решать глобальные проблемы своего развития.

Для этого надо решать самую главную проблему – преодоление культурных «разломов», раскола культур, налаживание диалога культур. Это предполагает интенсивное развитие межкультурных коммуникаций, как многосторонних, так и двухсторонних, осуществляемых во всех сферах культуры на основе уважения культурной самобытности каждой из культур, и с учетом тенденций усиления культурного влияния одних стран на другие, тенденций универсализации в мировом культурном развитии.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается взаимосвязь и различие между природой и культурой?

2. Как рассматривалась проблема соотношения природного и культурного в человеке в истории европейской мысли?

3. Какие отношения существуют между культурой и обществом?

4. Охарактеризуйте глобальные проблемы XX – XXI вв.

5. Охарактеризуйте основные пути решения глобальных проблем современности.

Рекомендуемая литература

1. Андреев Д.А. Умберто Эко: взгляд в XXI век // Общественные науки и современность. 1997. № 5.

2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000.

3. Брудный А. Природа и культура: Великое противостояние // Общественные науки и современность. 1996. №4.

4. Волков Г.Н. Три лика культуры. М., 1986.

5. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

6. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону. 1979

7. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-эдип. М., 1990.

8. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.

9. Каган М.С. О соотношении содержания понятий «природа», «общество», «человек», «культура»// Мировоззренческое содержание категорий и законов диалектики. Киев, 1981.

10. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

11. Кефели И.Ф. Культура и общество // Социально-политический журнал.1995. № 3.

12. Кефели И.Ф. Культура и цивилизация // Социально-политический журнал. 1995 . № 5.

13. Кефели И.Ф., Кулакова Т.А. Культура и экономическая жизнь общества // Социально-политический журнал. 1995 . № 5.

14. Конев В.А Философия культуры и парадигмы философского мышления // Философские науки. 1991. № 6.

15. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы

философии. 1992. № 3.

16. Мильдон В. Природа и культура // Вопросы философии. 1996. №12.

17. Маркарян Э.С. Культура как система // Вопросы философии. 1984. №1.

18. Проблемы философии культуры. М., 1984.

19. Руссо Ж.-Ж. Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов? // Руссо Ж.-Ж. Избранное. М., 1976.

20. Фрейд З. Недовольство в культуре // Философские науки.1989. №1.

21. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

22. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1.

Формы и виды работы: беседа со студентами, «мозговой штурм», диалог с аудиторией, самостоятельная работа.

Практические занятия

Содержание семинарского цикла по курсу культурологии представлено шестью темами по части I – «Теория культуры» и части II – «История мировой культуры», органично дополняющими и углубляющими лекционную часть курса.

Семинар 1. Культурологическое знание второй половины XIX-XX вв. (Основные научные подходы)

План семинарского занятия:

1. Культурология как наука, проблема определения культуры, ее структура и функции (выполнение теста к лекции № 1 «Культурология как наука» (часть I «Теория культуры»)).

2. Выступление с электронными презентациями и докладами по теме: «Основные научные подходы к изучению культуры во второй половине XIX-XX вв.».

Тематика докладов:

Наши рекомендации