Внешние эффекты и внешние затраты: понятие, сущность, методы интернализации. Теорема Коуза.
Процессы производства и потребления некоторых видов товаров и услуг сопровождаются полезными или вредными эффектами, которые испытывают на себе лица, непосредственно не участвующие в этих процессах. Такие эффекты называются внешними затратами (отрицательными внешними эффектами), если они имеют негативный характер (отходы хим. предприятия, сбрасываемые в реку), ивнешними эффектами (положительными внешними эффектами), если речь идет о позитивном воздействии (экономия государства на здравоохранении, если человек занимается спортом).
Интернализация - включение оценки внешних эффектов (как отрицательных, так и положительных) в затраты или доход производителя этих эффектов. Интернализация создает условия для рыночного регулирования внешних эффектов и в идеале установления их оптимального уровня.
На рисунке изображена кривая предельных общественных затрат (MSC). Предельные общественные затраты равны предельным индивидуальным затратам и предельным внешним затратам: MSC = МРС + МЕС.
Предельные индивидуальные затраты не включают в себя предельные внешние затраты в случае существования отрицательных внешних эффектов. В предельные индивидуальные затраты включается только стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют.
МЕС — дополнительные затраты, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц
При рыночной цене Р оптимальным с общественной точки зрения объемом производства на данном предприятии является q2, при котором MSC = Р. Таким образом, при наличии отрицательных внешних эффектов продукции выпускается слишком много и она реализуется по весьма низким ценам.
Меры воздействия на рыночное равновесие в случае отрицательных внешних эффектов могут быть различными. Государство может запретить производство какого-либо продукта, если внешние затраты слишком высоки; может установить предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды вредными веществами; может ввести налоги и т. д.
При наличии положительных внешних эффектов предельная общественная полезность больше предельной индивидуальной полезности (MSB > МРВ). Поэтому результатом положительного внешнего эффекта является недопроизводство данной продукции и занижение цены. Это также ведет к неэффективному размещению благ в экономике.
Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим.
MSB - МРВ + МЕВ, где MSB — предельные общественные выгоды, МРВ — предельные частные выгоды, МЕВ — предельные внешние выгоды.
Предельная внешняя выгода — это предельный выигрыш, получаемый третьими лицами, не являющимися ни покупателями, ни продавцами.
Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1 (пересечение предельных частных выгод МРВ и предельных социальных издержек MSC)
Если производство и потребление некоторого товара сопровождается положительными внешними эффектами, государство может установить дотацию его производителям или потребителям.
Но корректирующие налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы, возникающие из-за существования внешних эффектов
Одной из важных предпосылок решения проблемы внешних эффектов является четкое определение прав собственности. Выяснение и перераспределение соответствующих прав собственности могут происходить путем переговоров вовлеченных в проблему внешних эффектов лиц. В любом случае «невидимые» прежде для рыночного механизма блага получают денежную оценку и вовлекаются в рыночный оборот, что и приводит к перераспределению ресурсов и продуктов и восстановлению эффективного их размещения.
Теорема Коуза: при ничтожно малых транзакционных издержках внешние эффекты могут быть интернализованы путем установления правительством прав собственности на ресурсы и разрешения свободно обменивать эти права.При этом итоговое распределение ресурсов не зависит от того, кому именно будут принадлежать права собственности.
Когда внешние эффекты устойчиво присутствуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия: прямые запреты в форме установления стандартов и предельных норм вредных воздействий на окружающую среду, корректирующие налоги и субсидии.
Корректирующийналог (налог Пигу) - плата, взимаемая с производителей отрицательных внешних эффектов, уравнивающая частные затраты с общественными.