Внешние эффекты, теорема Коуза

Экстерналия (внешний эффект)- воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком.

Внешние эффекты – это издержки или выгоды, которые не отражены в системе цен. Возникают они в результате производства и потребления товаров и услуг и связаны с взаимозависимостью функций полезности и производственных функций.

Приносящие выгоду внешние эффекты называются положительными, они увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта. Внешний эффект является отрицательным, если он снижает производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта, т.е. связан с издержками.

Теорема Коуза — при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами. «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности». Согласно Коузу, экстерналии (расхождения между частными и социальными издержками и выгодами) появляются лишь тогда, когда права собственности размыты. Теорема Коуза выявляет ключевое значение трансакционных издержек. Когда они положительны, распределение прав соб-и перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность и структуру пр-ва. Теорема Коуза показывает, что ссылки на внешние эффекты – недостаточное основание для государственного вмешательства. В случае низких трансакционных издержек оно излишне, в случае высоких – далеко не всегда экономически оправдано.

Трансакции, трансакционные издержки, их виды.

В экономике трансакция – это бнковская операция, состоящая в переводе денежных средств с одного счета на другой; сделка купли-продажи; сделка, соглашение (политическое, юридическое), сопровождаемое взаимными уступками.

Трансакция содержит в неявной форметри момента, которые являются отражением трех видов социальных отношений :конфликт(является отражением несовпадения интересов различных экономических агентов), взаимозависимость(отношение, отражающее взаимное понимание возможностей повышения благосостояния посредством взаимодействия),порядок(завершение конфликта, понимание того, как будет распределяться выигрыш от взаимодействия между сторонами).

Трансакция сделкисостоит в обмене товарами собственности на основе добровольного соглашения между обменивающимися сторонами.

Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов; издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют: издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля, издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка.

Монополия

Монополия - это исключительное право предприятия на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Предполагает существование фирмы-монополиста, являющейся единственным продавцом продукта, не имеющего близких аналогов. Такое положение позволяет монополисту контролировать цены на свою продукцию, поскольку ему не противостоят фирмы-конкуренты. Монополия предполагает выполнение следующих условий: Монополист – единственный производитель товара. Продукт носит уникальный характер и не имеет близких заменителей. Проникновение на рынок других фирм крайне затруднено рядом обстоятельств. Степень влияния на рыночную цену очень высокая. Существование монополии невозможно без наличия достаточно высоких барьеров, препятствующих проникновению на монополизированный рынок др. производителей.

Естественная - предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Госуд. - монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Чистая- ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

Структура и функции рынка

Рынок — это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей. Рынок выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. К основным элементам рынка относятся: спрос; предложение; цена. Структура рынка - конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

Разновидности структур рынка: Монополистическаяконкуренция (существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка) Олигополия - доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка. Дуополия - частный случай олигополии всего двух компаний. Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги. Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

Функции рынка:Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.

Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм. Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Олигополия

Олигополия – тип рынка, в котором несколько производителей контролируют его основную часть. Для этого рынка характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм, которые и конкурируют между собой. Каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются товары. Олигополия возникает в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Главными причинами формирования олигополии является экономия на масштабах производства, т. е. крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек.

Для огополистической фирмы характерны следующие черты – высокий уровень концентрации капитала и производства, способность влиять на объемы пр-ва и уровень цен в отрасли. Отношения между олигополистическими фирмами характеризуются как взаимозависимость.

Наши рекомендации