Условия максимизации прибыли при совершенной и несовершенной конкуренции.
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной эк-ки за лучшие условия пр-ва, купли и продажи товаров Совершенная конкуренция – идеальный образ конкуренции, при кот.на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами. Главная черта – ни 1 фирма не влияет на розничную цену, т.к.доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна. Несов.конк-ия – рынок, на кот.не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.
Условие максимизации прибыли для фирмы совершенного конкурента – МС=Р (равенство предельных издержек и цены товара) При экзогенно заданной системе цен прибыль зависит только от объема выпуска: П(Q) = P(Q) - TC(Q). В этом случае необходимым условием ее максимизации является следующее равенство:dP/dQ = P – dTC/dQ следовательно P = MC (Q). Данное условие выполняется, если предельные затраты возрастают. Следовательно, прибыль конкурентной фирмы достигает максимума при таком объеме выпуска, при котором возрастающие предельные затраты становятся равными цене продукции (рис. 1).
Расстояние между линиями Р и АС представляет величину средней прибыли при выпуске Q единиц продукции. Прибыль достигает максимума при выпуске Q* единиц продукции. Обратим внимание на то, что при выпуске Q0 единиц предельные затраты тоже равны цене, но здесь не выполняется достаточное условие максимизации прибыли. Максимальная сумма прибыли равна площади заштрихованного прямоугольника.
Объем выпуска, максимизирующий прибыль, зависит от технологических и экономических условий функционирования фирмы. Первые отображаются кривой общего выпуска, а экономические условия можно представить линией равной прибыли (изопрофита). Уравнение изопрофиты выводится из уравнения прибыли:
где П0 - заданная величина прибыли.
Каждая точка изопрофиты указывает на такое сочетание Q, L, которое обеспечивает заданный объем прибыли. Каждому объему прибыли соответствует своя изопрофита (рис. 2).
Наложение карты изопрофит на кривую общего выпуска (рис. 3) совмещает технологические и экономические условия работы фирмы. Точка касания кривой TPL с наиболее высокорасположенной изопрофитой определяет объем выпуска, максимизирующий прибыль в сложившихся условиях.
Фирма, максимизирующая прибыль в условиях монополии определяет одновременно 2 параметра: объем выпуска и цену (фирма может учитывать вид своей функции издержек и кривой спроса с отрицательным наклоном). Фирма-монополист может производить меньше продукции и продавать по более высокой цене, может существенно снизить издержки за счет увеличения масштаба производства и снизить цену. Поэтому, чтобы не допустить превышение потерь от снижения цены над приростом дохода, он каждый раз должен сравнивать при расширении производства общий доход от реализации n единиц продукции с общим доходом от реализации n+1 единиц, т.е. он следует за величиной MR. Для монополиста MR меньше цены продукции, и поэтому линия MR лежит ниже линии спроса D, т.е.:MR<P.
Сформулируем условие максимизации прибыли для монополиста. Для этого найдем производную П по Q и приравняем ее к нулю: П(Q)=TR(Q)-TC(Q).
след-но MR=MC (точка Курно).