Примечания: 1. Полужирным шрифтом выделены наиболее употребительные значения.

В числителе и знаменателе последней графы указаны значения грузоподъемности двухкрюковых кранов.

При проектировании участков и цехов ГПС целесообразно использовать пролеты с мостовыми кранами, причем одна из причин использования мостовых кранов состоит в обеспечении высокой мобильности при перестановке и замене оборудования. В цехах автотракторной промышленности в основном используют здания, оборудованные подвесными конвейерами, монорельсами и кран - балками.

Длину станочных участков и линий из соображений пожарной безопасности принимают в пределах 35—50 м, а между ними предусматривают магистральные (пожарные) проезды шириной 4,5—5,5 м. По известной производственной площади участков определяют их ширину.

На основании габаритных размеров участков с учетом наличия продольного и поперечных магистральных проездов определяют габаритные размеры и ориентировочную площадь цеха.

Для многоэтажных производственных зданий сетка колонн принята 9х6 м при допускаемом давлении на перекрытия до 15 кПа и 6х6 м при допускаемом давлении до 25 кПа. Высота этажей 3,6; 4,8; 6 м, причем последний этаж может быть с большей шириной пролета.

4.3 Выбор варианта расположения оборудования на участках механической обработки

Расположение станков на участках и линиях механической обработки определяется организационной формой производственного процесса, длиной станочных участков, числом станков, видом межоперационного транспорта, способом удаления стружки и другими факторами.

Относительно прост выбор варианта расположения станков непрерывно - и переменно-поточных линий. Здесь последовательность размещения оборудования практически однозначно определяется последовательностью выполнения операций технологического процесса. Задача рационального размещения оборудования сводится к выбору варианта размещения станков относительно транспортного средства, числа рядов станков и общей конфигурацией поточной (автоматической) линии.

Относительно транспортного средства возможны варианты продольного, поперечного, углового и кольцевого размещения станков (рис. 4.4).

 
  Примечания: 1. Полужирным шрифтом выделены наиболее употребительные значения. - student2.ru

Фронтальное продольное размещение станков по отношению к транспортному средству или проезду обеспечивает наиболее благоприятные условия для механизации и автоматизации межоперационного транспортирования и обслуживания рабочих мест. При поперечном расположении условия обслуживания станка оператором ухудшаются в связи с его удалением от роликового конвейера или конвейера. Однако при использовании для автоматической загрузки станков манипуляторов или промышленных роботов портального типа это противоречие разрешается, и при этом варианте обеспечивается компактность планировки, т. е. лучшее использование производственной площади. Расположение станков под углом к проезду применяют для расточных, продольно-строгальных, продольно-фрезерных станков, прутковых автоматов, револьверных и других станков, длина которых значительно превышает их ширину. Прутковые автоматы при этом размещают обычно загрузочным устройством к проезду для облегчения установки прутков.

Кольцевое размещение станков благоприятно для многостаночного обслуживания, но создает трудности для использования межоперационного транспорта и инженерных коммуникаций.

Выбор того или иного варианта определяется также способом удаления стружки от станков. При использовании автоматизированных систем уборки стружки необходимо учитывать взаимное расположение станочных и цеховых стружкоуборочных конвейеров.

Планировка оборудования и рабочих мест

Основные требования к оформлению планов расположения оборудования и рабочих мест, а также используемые при этом обозначения были рассмотрены в разделе 1.

При размещении оборудования в соответствии с выбранным вариантом необходимо обеспечивать установленные нормами расстояния между оборудованием при различных вариантах их размещения, а также ширину их проездов. Указанные нормы приведены в табл. 4.2. Они зависят от габаритных размеров оборудования и устанавливают расстояния от крайних положений движущихся частей станка до открывающихся дверей станков, установленных отдельно стоек и шкафов систем управления, колонн и стен здания. При размещении рядом двух станков различных габаритных размеров расстояния следует выбирать по наибольшему из них. Стружкоуборочные каналы, располагаемые вдоль проезда, должны находиться за его пределами. Ширину магистральных проездов, по которым осуществляются межцеховые перевозки, принимают равной 4500— 5500 мм. Ширина цеховых проездов зависит от вида напольного транспорта и габаритных размеров перемещаемых грузов. Для всех видов напольного электротранспорта ширина проезда А (мм) составляет; при одностороннем движении - А = Б + 1400, при двустороннем движении - А= 2Б + 1600, для робокар при одностороннем движении - А = Б + 1400, где Б — ширина груза, мм.

Требования к условиям работы оборудования

На параметры качества деталей и изделий оказывают влияние условия работы оборудования или сборки: температурно-влажностный режим помещения, наличие вибраций от работы смежного оборудования и др. Особенно большое значение имеют указанные условия при производстве высокоточных изделий (станков, инструментов, прецизионных узлов топливной аппаратуры и др.). Кроме того, при проектировании участков и цехов необходимо обеспечить допустимый уровень звукового давления и освещенности, что имеет большое значение для работы обслуживающего персонала.

Таблица 4.2 - Нормы расстояний, мм, станков от проезда, между станками, а также от станков до стен и колонн здания

Расстояние Габаритный наибольший размер станка в плане, мм, не более
От проезда до: фронтальной стороны станка       2000/1000
1600/1000
боковой стороны станка 700/500
тыльной стороны станка
Между станками при расположении их:      
“в затылок” 1700/1400 2600/1600 2600/1800
тыльными сторонами друг к другу
боковыми сторонами друг к другу 1300/1200
фронтальными сторонами друг к другу и при обслуживании одним рабочим:      
одного станка 2100/1900 2500/2300
двух станков 1700/1400 1700/1600
по кольцевой схеме 2500/1400 2500/1600
От стен, колонн до:      
фронтальной стороны станка 1600/1300 1600/1500
то же 1300/1500
тыльной стороны станка

Наши рекомендации