Взаимосвязь управленческого и финансового анализа.
Финансовый анализ — нераздельная часть общего анализа хозяйственной деятельности предприятий, состоящая из тесно взаимосвязанных разделов: 1) финансового анализа; 2) производственного (управленческого) анализа. Систематизация анализа на финансовый и управленческий вызвана существующим на практике разделением учетных операций на бухгалтерский (финансовый) и управленческий учет. Долгосрочные финансовые решения Подобная классификация условна, поскольку внутренний анализ можно интерпретировать как продолжение внешнего анализа, и наоборот. Следует отметить, что внутренний (управленческий) анализ осуществляют, как правило, в процессе исполнения операционных бюджетов (например, бюджета доходов и расходов) на базе изучения причин отклонений отчетных показателей от запланированных. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа. Финансовый анализ, базирующийся на данных публичной бухгалтерской отчетности, приобретает черты внешнего анализа, т. к. изучение отчетности часто проводят сторонние партнеры предприятия, заинтересованные в этой информации. При ознакомлении с публичной отчетностью используют ограниченный объем информации о деятельности хозяйствующего субъекта, что не позволяет достоверно оценить все стороны его работы. Особенности внешнего финансового анализа следующие: 1) многообразие субъектов анализа — пользователей информации о деятельности предприятия; 2) различие целей и интересов субъектов анализа; 3) использование типовых методик, стандартов учета и отчетности; 4) ориентация анализа только на публичную (внешнюю) отчетность предприятия; 5) максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о работе предприятия. Партнеры предприятия проводят внешний финансовый анализ по следующим основным направлениям: - изучение финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса; - оценка эффективности использования активов, собственного и заемного капитала; - анализ абсолютных показателей прибыли и ее динамики за ряд отчетных периодов; - изучение параметров рентабельности активов, собственного капитала и продаж; - общая оценка финансового состояния предприятия и др. При проведении внутреннего финансового анализа в качестве источника информации кроме публичной бухгалтерской отчетности используют данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета (журналы ордера, главную книгу, отчеты об исполнении бюджетов), нормативную и плановую информацию, которая имеется на предприятии. Основное содержание анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими приоритетное значение для руководства предприятия, такими как изучение состояния запасов, изучение динамики дебиторской и кредиторской задолженности, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и т. д. К специфическим чертам управленческого анализа относят: - ориентацию результатов анализа на интересы руководства предприятия; - использование максимального объема информации для анализа; - комплексность анализа, т. е. изучение всех аспектов деятельности предприятия; - взаимодействие системы учета, анализа, планирования и контроля для принятия решений; - максимальную закрытость результатов анализа для сохранения коммерческой тайны. Ключевым вопросом для понимания содержания и результативности финансового анализа является концепция предпринимательской деятельности (бизнеса) как системы решений об использовании ресурсов (капитала) для получения прибыли. Прибыль как форма дохода выступает как конечный финансовый результат, создающий необходимые условия для сохранения жизнеспособности и дальнейшего развития предприятия. Независимо от сферы осуществления бизнеса его конечная цель остается неизменной. Все многообразие управленческих решений для достижения основной цели любого бизнеса можно выразить тремя аспектами: - решения по вложению ресурсов (капитала); - мероприятия, осуществляемые с помощью этих ресурсов; - оценка экономической эффективности реализуемых мероприятий (финансовых операций, инвестиционных проектов и т. д.). Своевременное и качественное обоснование финансовых и инвестиционных решений характеризует содержание комплексного финансового анализа в любой сфере инвестиционной деятельности. Для такого обоснования применяют ряд стандартных методов. |
10. .Особенности анализа в условиях рыночной экономики.Особенность анализа коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений – изменение его задач и функций, что влечет за собой изменение его методологии и методики. С ориентацией производственной, посреднической и других видов деятельности на требования как внешнего, так и внутреннего рынка возникают совершенно новые, не традиционные задачи, реализуемые в рамках маркетинговой деятельности предприятия. С одной стороны, анализ коммерческой деятельности выступает как средство реализации функций маркетинга, с другой – как функция управления маркетинговой деятельностью в целом. Существенное расширение состава субъектов анализа в условиях укрепления рыночных отношений связано с формированием рынка услуг и появлением финансово-кредитных институтов (инжиниринговых, консалтинговых, лизинговых, факторинговых). Объектом анализа могут служить все этапы цикла сферы услуг, а при предоставлении отдельных из них (консалтинговых) – средством их создания.
Рыночная экономика характеризуетсядинамичностью ситуаций как коммерческой деятельности предприятий, так и его внешней среды. В этих условиях наибольшее значение приобретаетоперативный или ситуационный коммерческий анализ. Особенность – комплексность, что позволяет по состоянию на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятельности, своевременно сформировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия. Режим предоставления результатов ситуационного анализа – запросный, построен на основе ответов по заранее определенной аналитической программе. Она состоит из блоков, характеризующих состояние рынка, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен, ценовой политики, спроса, товародвижения.
Задача экономического анализа в условиях рынка – исследование коммерческого риска: организация тщательного анализа затрат труда, учета, контроля и анализа себестоимости продукции; кардинальная перестройка анализа потребительского спроса.
В условиях укрепления рыночных отношений процесс управления коммерческой деятельностью позволяет выделить этапы анализа:
1) предварительный; 2) оперативный. Предпосылка – использование компьютерных технологий сбора, обработки и хранения оперативной экономической информации. Условие организации оперативного анализа (ретроспективного, прогнозного) – информационная база; 3) заключительный. Результаты оперативного анализа используются также на уровне отдельных функциональных служб предприятия. Эта информация не содержит всего комплекса аналитических показателей и является строго ориентированной. Состав информационной базы анализа расширяется. Ранее он на 80 % определялся системой бухгалтерского учета и отчетности, в период развития рыночных отношений это соотношение изменяется за счет увеличения удельного веса внеучетных источников информации, характеризующих состояние внешней среды.
11. анализа систем управления. Анализ системы управления представляет собой комплексный и целенаправленный процесс изучения состояния и тенденций развития основных элементов системы управления (методов управления, организации управленческого труда, информации, управленческой техники), форм и порядка их взаимодействия в процессе разработки (обоснования), принятия и реализации управленческих решений в рамках определенных объектов при их взаимодействии с более крупными и аналогичными системами и управляемыми объектами. Анализ является исходной базой оценки и обоснования основных мероприятий по совершенствованию и повышению результативности управления. Он позволяет получить исходный материал для:
- оценки сложившегося уровня системы управления, выявления прогрессивных методов и «узких мест» в процессе управления;
- выбора первоочередных объектов совершенствования и обоснования предпочтительных направлений развития организации управления;
- разработки планов развития системы управления с учетом первоочередных направлений и ре-альных возможностей предприятия (финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий, наличие работников соответствующей квалификации или возможность их привлечения), т. е. как части сводного плана экономического и социального развития предприятия;
- формирования долгосрочных концепций и комплексных программ совершенствования управления, определяющих долгосрочную перспективу развития отдельных элементов управления, совершенствование их взаимодействия, рационализации целостной системы управления.
В последовательность задач анализа системы управления может быть сформулирована следующим образом:
- определение соответствия сложившейся системы специфике задач и особенностям объекта управления;
- оценка эффективности сложившейся системы;
- анализ возможных путей развития системы управления при изменении внешних условий и от-дельных ее элементов;
- выявление передового опыта и возможностей его использования в анализируемом объекте, распространение опыта лучших подразделений на все звенья объекта;
- выявление резервов, использование которых повысит эффективность функционирования системы управления;
- выявление мер, которые могут быть направлены на повышение эффективности функционирования системы управления.
При определении целей анализа учитываются: специфика проблемы, для решения которой проводится анализ; особенности объекта, применительно к которому ведется анализ; наличие аналога и нормативной базы; реальность обеспечения необходимой информацией; методическое обеспечение аналитических расчетов; установленный срок анализа и др. Все многообразие задач анализа системы управления можно свести к двум основным:
1. Изучение глубины влияния управленческих воздействий на результативность работы управляемого объекта, т. е. эффективность управления;
2. Обоснование мероприятий по совершенствованию организации управления с целью обеспечения перспективной направленности и эффективности принимаемых решений.