Количественные методы экономического анализа
Количественные методы экономического анализа
Количественные методы предназначены для оценки степени влияния факторов на показатели деятельности организации. Количественные методы экономического анализа подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико-математические. Математическое моделирование экономических процессов как отражение действительности с помощью математических моделей – формул является важным инструментом экономического анализа. В экономическом анализе используются математические модели, описывающие изучаемое явление или процесс с помощью уравнений, неравенств, функций и других математических средств. Процесс моделирования можно условно разделить на три этапа:
1. анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях; на основе такого анализа формируются модели;
2. определение методов, с помощью которых можно решить задачу;
3. анализ полученных результатов.
Наиболее часто встречаются следующие модели:
1. аддитивные (модели сложения), например себестоимость:
S = А + М + U, где А – амортизация; М – материалы; U – зарплата с начислениями;
2. мультипликативные (модели умножения), например сумма от реализации продукции:
N = D x E, где N – оборот, т. е. сумма, полученная за рассматриваемый период от реализации продукции; D – оборачиваемость оборотного капитала, т. е. объем реализованной продукции, приходящейся на 1 руб., вложенный в оборотные средства организации; Е – средняя (хронологическая) величина оборотного капитала;
3. кратные (модели деления), например производительность труда:
Q = N/R
где R – численность работников в организации.
Экономико-статистические методы, основаны на разработке моделей, которые учитывают различные факторы, влияющие на платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия. Наиболее распространена пятифакторная модель:
Z = K1 x1,2 + K2 X 1,4 + K3 x 3,3 + K4 X 0,6 + K5 x 0,999.
В рассматриваемой модели первый фактор представляет собой долю покрытия активов собственным оборотным капиталом и характеризует платежеспособность предприятия; второй и четвертый – отражают структуру капитала; третий – рентабельность активов, исчисленную исходя из балансовой прибыли; пятый – оборот капитала. Бухгалтерский метод применяется при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в фонд накопления, в фонд потребления и др. Общее понятие баланс представляет собой систему показателей, характеризующую какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон.
7.ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА И ИХ ОСОБЕННОСТИ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА.
1. Отбор факторов определяющих исследуемые результативные показатели.
2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
3. Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.
4. Моделирование взаимосвязей между факторами и результативными показателями.
5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении результативного показателя.
6. Работа с факторной моделью. Методика факторного анализа.
ТИПЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА
1. ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ анализ – методика исследования влияния факторов, связь которых с результативными показателями носит функциональный характер, т.е. результативный показатель представлен в виде произведения, частного, алгебраической суммы факторов.
2. СТОХАСТИЧЕСКИЙ анализ – методика исследования факторов, связь которых с результативными показателями является вероятностной (корреляционной).
3. Методика ПРЯМОГО факторного анализа – исследование ведется от общего к частному (дедуктивный способ).
4. Методика ОБРАТНОГОфакторного анализа – исследование ведется от частного к общему (индуктивный способ).
5. Методика ОДНОСТУПЕНЧАТОГОфакторного анализа – исследуются факторы одного уровня (ступени) подчиненности, без их детализации на составные части.
6. Методика МНОГОСТУПЕНЧАТОГОфакторного анализа – исследование проводится с детализацией факторов, таким образом изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.
7. Методика СТАТИСТИЧЕСКОГОфакторного анализа – применяется при анализе на соответствующую дату.
8. Методика ДИНАМИЧЕСКОГО ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ – методика исследования причинно-следственных связей в динамике.
9. Методика РЕТРОСПЕКТИВНОГОфакторного анализа – изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды.
10. Методика ПЕРСПЕКТИВНОГО факторного анализа – исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
ФАКТОРЫ – это причины, формирующие результаты хозяйственно-финансовой деятельности. Исследуемые в анализе факторы могут быть классифицированы по разным признакам.
1. По своей природе:
- природно-климатические;
- социально-экономические;
- производственно-экономические.
2. По степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности:
- основные;
- второстепенные.
3. По зависимости от человека:
- субъективные – зависят от деятельности юридических и физических лиц;
- объективные – не зависят от деятельности человека.
3. По местам воздействия:
- внутренние;
- внешние.
4. По степени распространенности:
- общие;
- специфические.
5. По сроку воздействия на результаты хозяйственной деятельности:
- постоянные;
- периодические.
7.По характеру действия:
- интенсивные – характеризуют степень усилия, напряженности труда в процессе производства (повышение производительности труда, внешних прогрессивных форм торговли);
- экстенсивные – связаны с количественным приростом результативного показателя (увеличение численности работников, ввод новых мощностей…).
8.Информационная база экономического анализа.
Комплексность, достоверность и объективность анализа во многом зависят от качества информационного обеспечения.Всю информацию в зависимости от источников ее получения можно подразделить на внутреннюю и внешнюю.
К внутренней информации относятся:
1) данные бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности;
2) данные бухгалтерского (финансового и управленческого), статистического и налог. учета;
3) данные оперативного учета;
4) хозяйственно-правовая документация (учредительные документы, договоры с кредитными организациями, с поставщиками и подрядчиками, решения судебных органов, рекламации;
5) плановая и прогнозная информация;
6) проектно-техническая документация (технические паспорта, технологические карты, внутренние нормативы и лимиты);
7) сведения о персонале предприятия, в том числе руководящего, его квалификации и личных качествах;
8) акты ревизий, аудиторских и налоговых проверок, протоколы производственных совещаний, результаты анкетирования и других обследований;
9) устная информация, полученная в результате встреч с собственниками предприятия, руководителями и членами трудового коллектива, представителями других предприятий.
К внешней информации относятся:1) нормативно-правовая информация (кодексы, законы, указы президента, постановления правительства, положения по бухгалтерскому учету, отраслевые инструкции и рекомендации);
2) федеральные и региональные нормативы (ставка рефинансирования, ставки налогов, тарифные ставки на государственное социальное и пенсионное обеспечение, минимальный размер оплаты труда, нормативы отчислений в резервный капитал и т. д.);
3) сведения о рынках, товарах и конкурентах, получаемые из средств массовой информации Интернета, путем маркетинговых обследований и т. п.
К информационному обеспечению предъявляется ряд требований:
--Аналитичность информации. Данные, поступающие из разных источников, должны соответствовать потребностям, целям и задачам экономического анализа. Они не должны содержать избыточной информации и в то же время позволять использовать их для информационного обеспечения выработки управленческих решений;
--Объективность информации. Данные должны объективно отражать изучаемые объекты и явления, иначе результаты анализа могут быть неверными и нанести большой ущерб предприятию;
--Единство информации, поступающей из разных источников. Должна использоваться единая база первичных данных, что устранит дублирование и искажение информации,
--Оперативность и эффективность анализа. По результатам анализа должны незамедлительно приниматься управленческие решения по регулированию деятельности предприятия и корректировке плановых заданий;
--Рациональность и экономичность. Информация должна требовать минимума затрат на ее сбор, хранение и использование, в то же время обеспечивая запросы пользователей.
Одним из действенных средств для выполнения указанных принципов является использование компьютеров и другой современной техники, в том числе для дистанционной передачи первичных данных.
Анализ трудовых ресурсов
Под трудовыми ресурсами организации понимают численность и состав её персонала. От обеспеченности организации трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём, качество и своевременность выполнения производственных задач, эффективность использования машин, механизмов, оборудования, которые, в свою очередь, влияют на объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других финансово-экономических показателей.
Основными задачами анализа использования трудовых ресурсов являются:
- изучение и оценка состава и структуры работников организации;
- анализ использования рабочего времени.
- определение и изучение производительности труда и факторов ее определяющих;
- анализ влияния использования труда рабочих на объем выпуска продукции;
- изучение влияния на производительность труда рабочих экстенсивных и интенсивных факторов.
- выявление резервов более полного и эффективного использования трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы организации подразделяются на промышленно-производственный и непромышленный персонал.
По характеру выполняемых функций промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на рабочих и служащих.
В состав служащих включают руководителей, специалистов и технических исполнителей.
В зависимости от характера трудовой деятельности персонал организации подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации.
Сведения о работниках организации систематизируются в штатном расписании. Штатное расписание является внутренним документом организации, которым определяется структура, численность должностей, должностные оклады по каждому конкретному подразделению и в целом по организации. Штатную структуру и штатное расписание организации разрабатывают самостоятельно, и фиксируют в сводном виде сложившееся разделение труда между работниками, описанное в должностных (рабочих) инструкциях. Штатное расписание, фиксируя ситуацию в численности профессионально-квалификационного состава на определенный момент, должно быть документом определенного периода действия. Практика показывает, что таким наиболее оптимальным периодом может быть год.
Количество работающих на конкретный момент времени оценивается тремя показателями: списочной численностью, явочной численностью и числом фактически работающих. Численность работающих за период времени оценивается показателями среднесписочной и средне явочной численностью и средним числом фактически работающих. В практике используют два метода расчета данных показателей .
Среднесписочная численность, RCC= сумма списочной численности за все дни в периоде / число календарных дней в периоде
= сумма явок и не явок за весь период человеко днях / число календарных дней в периоде
Средне явочная численность, RCЯ= сумма явочной численности за все дни работы / число дней работы за период
= сумма явок в человеко днях / число рабочих дней в периоде
Среднее число фактически работающих, RCФ = сумма фактически работавших за все дни работы / число рабочих дней в периоде
= сумма отработанных человеко дней в периоде / чмсло рабочих дней в периоде
При исчислении среднесписочной численности списочный состав за праздничные и выходные дни принимается равным списочному числу работников за предшествующий день.
В связи с тем, что в большинстве организаций планирование численности в настоящее время не осуществляется, то анализ проводится сравнением фактических показателей отчетного периода с предыдущим периодом.
Анализ трудовых ресурсов следует начинать с изучения их структуры и укомплектованности организации необходимыми кадрами работников соответствующей специальности и квалификации
Количественные методы экономического анализа
Количественные методы предназначены для оценки степени влияния факторов на показатели деятельности организации. Количественные методы экономического анализа подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико-математические. Математическое моделирование экономических процессов как отражение действительности с помощью математических моделей – формул является важным инструментом экономического анализа. В экономическом анализе используются математические модели, описывающие изучаемое явление или процесс с помощью уравнений, неравенств, функций и других математических средств. Процесс моделирования можно условно разделить на три этапа:
1. анализ теоретических закономерностей, свойственных изучаемому явлению или процессу, и эмпирических данных о его структуре и особенностях; на основе такого анализа формируются модели;
2. определение методов, с помощью которых можно решить задачу;
3. анализ полученных результатов.
Наиболее часто встречаются следующие модели:
1. аддитивные (модели сложения), например себестоимость:
S = А + М + U, где А – амортизация; М – материалы; U – зарплата с начислениями;
2. мультипликативные (модели умножения), например сумма от реализации продукции:
N = D x E, где N – оборот, т. е. сумма, полученная за рассматриваемый период от реализации продукции; D – оборачиваемость оборотного капитала, т. е. объем реализованной продукции, приходящейся на 1 руб., вложенный в оборотные средства организации; Е – средняя (хронологическая) величина оборотного капитала;
3. кратные (модели деления), например производительность труда:
Q = N/R
где R – численность работников в организации.
Экономико-статистические методы, основаны на разработке моделей, которые учитывают различные факторы, влияющие на платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия. Наиболее распространена пятифакторная модель:
Z = K1 x1,2 + K2 X 1,4 + K3 x 3,3 + K4 X 0,6 + K5 x 0,999.
В рассматриваемой модели первый фактор представляет собой долю покрытия активов собственным оборотным капиталом и характеризует платежеспособность предприятия; второй и четвертый – отражают структуру капитала; третий – рентабельность активов, исчисленную исходя из балансовой прибыли; пятый – оборот капитала. Бухгалтерский метод применяется при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в фонд накопления, в фонд потребления и др. Общее понятие баланс представляет собой систему показателей, характеризующую какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон.
7.ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА И ИХ ОСОБЕННОСТИ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА.
1. Отбор факторов определяющих исследуемые результативные показатели.
2. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
3. Определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.
4. Моделирование взаимосвязей между факторами и результативными показателями.
5. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении результативного показателя.
6. Работа с факторной моделью. Методика факторного анализа.
ТИПЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА
1. ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ анализ – методика исследования влияния факторов, связь которых с результативными показателями носит функциональный характер, т.е. результативный показатель представлен в виде произведения, частного, алгебраической суммы факторов.
2. СТОХАСТИЧЕСКИЙ анализ – методика исследования факторов, связь которых с результативными показателями является вероятностной (корреляционной).
3. Методика ПРЯМОГО факторного анализа – исследование ведется от общего к частному (дедуктивный способ).
4. Методика ОБРАТНОГОфакторного анализа – исследование ведется от частного к общему (индуктивный способ).
5. Методика ОДНОСТУПЕНЧАТОГОфакторного анализа – исследуются факторы одного уровня (ступени) подчиненности, без их детализации на составные части.
6. Методика МНОГОСТУПЕНЧАТОГОфакторного анализа – исследование проводится с детализацией факторов, таким образом изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.
7. Методика СТАТИСТИЧЕСКОГОфакторного анализа – применяется при анализе на соответствующую дату.
8. Методика ДИНАМИЧЕСКОГО ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ – методика исследования причинно-следственных связей в динамике.
9. Методика РЕТРОСПЕКТИВНОГОфакторного анализа – изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды.
10. Методика ПЕРСПЕКТИВНОГО факторного анализа – исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
ФАКТОРЫ – это причины, формирующие результаты хозяйственно-финансовой деятельности. Исследуемые в анализе факторы могут быть классифицированы по разным признакам.
1. По своей природе:
- природно-климатические;
- социально-экономические;
- производственно-экономические.
2. По степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности:
- основные;
- второстепенные.
3. По зависимости от человека:
- субъективные – зависят от деятельности юридических и физических лиц;
- объективные – не зависят от деятельности человека.
3. По местам воздействия:
- внутренние;
- внешние.
4. По степени распространенности:
- общие;
- специфические.
5. По сроку воздействия на результаты хозяйственной деятельности:
- постоянные;
- периодические.
7.По характеру действия:
- интенсивные – характеризуют степень усилия, напряженности труда в процессе производства (повышение производительности труда, внешних прогрессивных форм торговли);
- экстенсивные – связаны с количественным приростом результативного показателя (увеличение численности работников, ввод новых мощностей…).
8.Информационная база экономического анализа.
Комплексность, достоверность и объективность анализа во многом зависят от качества информационного обеспечения.Всю информацию в зависимости от источников ее получения можно подразделить на внутреннюю и внешнюю.
К внутренней информации относятся:
1) данные бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности;
2) данные бухгалтерского (финансового и управленческого), статистического и налог. учета;
3) данные оперативного учета;
4) хозяйственно-правовая документация (учредительные документы, договоры с кредитными организациями, с поставщиками и подрядчиками, решения судебных органов, рекламации;
5) плановая и прогнозная информация;
6) проектно-техническая документация (технические паспорта, технологические карты, внутренние нормативы и лимиты);
7) сведения о персонале предприятия, в том числе руководящего, его квалификации и личных качествах;
8) акты ревизий, аудиторских и налоговых проверок, протоколы производственных совещаний, результаты анкетирования и других обследований;
9) устная информация, полученная в результате встреч с собственниками предприятия, руководителями и членами трудового коллектива, представителями других предприятий.
К внешней информации относятся:1) нормативно-правовая информация (кодексы, законы, указы президента, постановления правительства, положения по бухгалтерскому учету, отраслевые инструкции и рекомендации);
2) федеральные и региональные нормативы (ставка рефинансирования, ставки налогов, тарифные ставки на государственное социальное и пенсионное обеспечение, минимальный размер оплаты труда, нормативы отчислений в резервный капитал и т. д.);
3) сведения о рынках, товарах и конкурентах, получаемые из средств массовой информации Интернета, путем маркетинговых обследований и т. п.
К информационному обеспечению предъявляется ряд требований:
--Аналитичность информации. Данные, поступающие из разных источников, должны соответствовать потребностям, целям и задачам экономического анализа. Они не должны содержать избыточной информации и в то же время позволять использовать их для информационного обеспечения выработки управленческих решений;
--Объективность информации. Данные должны объективно отражать изучаемые объекты и явления, иначе результаты анализа могут быть неверными и нанести большой ущерб предприятию;
--Единство информации, поступающей из разных источников. Должна использоваться единая база первичных данных, что устранит дублирование и искажение информации,
--Оперативность и эффективность анализа. По результатам анализа должны незамедлительно приниматься управленческие решения по регулированию деятельности предприятия и корректировке плановых заданий;
--Рациональность и экономичность. Информация должна требовать минимума затрат на ее сбор, хранение и использование, в то же время обеспечивая запросы пользователей.
Одним из действенных средств для выполнения указанных принципов является использование компьютеров и другой современной техники, в том числе для дистанционной передачи первичных данных.