Стимулирование труда: понятие, виды
Стимулирование труда есть способ управления поведением социальных систем различного иерархического уровня, является одним из методов мотивации трудового поведения объектов управления. Для эффективного стимулирования, рассматриваются три ее функции: экономическая, социальная и психологическая
Стимулирование как способ управления предполагает необходимость учета интересов личности, трудового коллектива, степени их удовлетворения, так как именно потребности являются важнейшим фактором поведения социальных систем. Необходимо отметить, что набор потребностей различных индивидуумов, входящих в состав любой социальной системы, не одинаков. Такой индивидуальный спектр потребностей обусловлен процессом формирования личности и от влияния окружающей среды.
В системе стимулирования труда ведущее место занимает заработная плата. Она является главным источником повышения благосостояния трудящихся, поскольку составляет три четверти их доходов.
Виды стимулирования труда:
1 материальное, призванным играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из
1)материально-денежного - это поощрение работников денежными выплатами по результатам трудовой деятельности.
Тарифная система служит основным средством учета качества труда и отражения его в заработной плате. Она представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых производится дифференциация и регулирование заработной платы различных групп работников в зависимости от сложности, условий труда в целях обеспечения необходимого единства меры труда и его оплаты
Доплатам свойственны черты поощрительных форм материального стимулирования, доплата является формой вознаграждения за дополнительные результаты труда, за эффект полученный на конкретном участке. Доплаты же получают лишь те, кто участвует в достижении дополнительных результатов труда, дополнительного экономического эффекта. Доплаты в отличие от тарифа не являются обязательным и постоянным элементом заработной платы.
Надбавка к заработной плате - денежные выплаты сверх зарплаты, которые стимулируют работника к повышению квалификации, профессионального мастерства и длительному выполнению совмещения трудовых обязанностей.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Премии как экономической категории - это форма распределения по результату труда, является личным трудовым доходом. Премия в своей части имеет неустойчивый характер. Ее величина может быть большей или меньшей, она может вообще не начисляться. Эта черта очень важная, и если она ее теряет, то премия утрачивает свой смысл. По существу она превращается в простую доплату к заработной плате, и роль ее в этом случае сводится к устранению недостатков в тарифной системе
2) материально - неденежного стимулирования - содержит часть социальных стимулов.
2 духовное стимулирование, которое содержит в себе
1)социальные - подразумевает поощрение материальными, но не денежными стимулами.
2)моральные - основывается на специфических духовных ценностях человека и выражается в признательности руководства, оценке заслуг работника, общественном признании.
3)эстетические
4) социально-политические
5)информационные стимул.
Коммерческий банк: понятие, функции, принципы, основные операции, двухуровневая банковская система страны
КБ является финансовым посредником. Кб- это кредитная организация любой формы собственности, которая в целях получения прибыли на основании лицензии выданной центральным банком имеет исключительное право осуществлять разные банковские операции.
Функции КБ:1.посредничество в кредите;2 посредничесвто в платежах;3.аккомулирование сбережений предприятий и населения и превращение их посредством инвестиций в капитал;4.эмиссия без/нал платежных средств(банк. Деньги);5.информационная-КБ информируют предприятия и население о проводимой ЦБ денежно-кредитной политике;6оказание населению и предприятиям различных финансовых услуг.
Осн. Принципы работы КБ
1. КБ работает с клиентами в пределах реально имеющихся ресурсов в условиях рыночных отношений;2.обеспечение ликвидности банковского бизнеса при полной экономической ответственности за результаты при условии регулирования деятельности со стороны государства косвенными методами;3.экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения ресурсами банка как своими так и привлеченными.
Цели организации: понятие, функции, классификация. Требования к целям. Миссия организации.
Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик орг-ции, достижение к-рых яв-ся для нее желательным и на достижение к-рых направлена ее деят-ть. Функции цели:
1 цели отражают философию орг-ции, концепцию ее деят-сти и развития
2 цели уменьшают неопред-сть текущей деят-сти как орг-ции, так и отдельного чел-ка, становясь для них ориентиром в окруж. Мире, полагает приспособ-ся к нему сконцентр-ся на достижении желаемых рез-тов.
3 цели составл-ют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки рез-тов деят-ти.
4 цели сплачивают людей, побуждая брать на себя добровольно обяз-сти и прилагать все возможные усилия для их выполнения
5 офиц-но провозглашенные цели служат оправданием в глазах общ-венности необх-сти и законности существования в данной орг-ции
Класиф-ция целей:
1 по степени важности:
1 стратегич-кие – направлены на решение крупных проблем
2 тактические
2 по периоду времени, необх-мых для их реализации
1 д/с (выше 5 лет) 2 с/с (1-5 лет) 3к/с (до 1 года)
3 по содержанию
1 технологические
2 эк-кие
3 произв-ные
4 админ-ные
5 маркетинговые
6 научно – технич-кие
7 соц-ные
4 по форме выражения
1 колич-ные
2 кач-ные
5 по уровню, к к-рому они относятся
1 общие – отраж-ют концепцию развития орг-ции в целом и устан-ся по важнейшим комплексным направлением дея-сти
2 специф-кие – разраб-ся в каждом подразделении и опред-ют основные направления его деят-ти для реализации общих целей. Бывают:
А) оперативные – ставятся перед подразделением
Б) операционные – перед отдельным работником
Требования к целям:
1 цели д.б. конкретными, т.е. д.б. ясно что необходимо получить в какие сроки и кто должен это сделать
2 цели д.б. измеримыми, т.е. должны поддаваться кол-ной и четко однозначно кач-ной, а также временной оценке
3 цели д.б. реальными, т.е. достижимыми в данных условиях
4 цели д.б. приемлемыми, т.е. они должны признаваться людми в кач-ве своих личных целей. Для этого они должны быть известны, понятны и близки к большинству сотрудников
5 цели д.б. совместимыми во времени и в простран-ном отношении, т.е. не д.б. противоречивыми
7 цели д.б. краткими
8 цели должны призывать к превышению стандартов. Стандарты обычно отражают низкий уровень исполнения, к-рый приемлем в данной орг-ции.
В состав общих целей входит генеральная цель (миссия) и обще-орг-ные цели.
Миссия – утверждение, раскрывающие смысл сущ-ния орг-ции, в к-ром проявл-ся ее отличия от других орг-ций. Миссия должна определять почему потребители должны покупать товары и пользоваться услугами этой , а не другой фирмы.
Миссия не может быть сформулирована в категорих желания существования или в получении прибыли.
Миссия дает представления окруж-щим о том, что собой представляет орг-ция, каковы ее философия, имидж.
В миссии д.б. отражены след. Хар-ки:
1 целевые ориентиры орг-ции, отраж-щие то, к чему она должна стремится в перспекиве
2 в сфере деят-сти, т.е. какой продуктили услугу орг-ция предлагает потреб-лям и на каком рынке
3 философия орг-ции, прояв-щая в принципах дей-вий и ценностях, принятых в орг-ции
4 возможности и способы осущ-ния деят-сти