Конкуренция. Виды конкуренции и типы рыночных структур.
Конкуренция – (сталкиваться) – борьбанезависимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы.Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы междувыступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучшихвозможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребностипокупателей.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка:
1. Чистая конкуренция - конкурентная ситуация на рынке, когда множество фирм продает одинаковые товары. Признаки совершенной конкуренции:
1бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
2однородность и делимость продаваемой продукции
3отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
4высокая мобильность факторов производства
5равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)
2. Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
1Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
2Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.
3Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, которую предлагают фирмы-конкуренты. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);
4Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
5Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.
3. Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Свойства олигополии:
1Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов
2Очень высокие барьеры для вступления в отрасль
3Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
4Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора
5Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов
6Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке
7В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.
4.Чистая монополия - положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги. Характерными чертами данной ситуации являются: уникальность продукта, владение основными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особые привилегии (лицензии). Чистые монополии возникают обычно там, где отсутствуют альтернативы данному товару или услуге, отсутствуют близкие заменители.Для чистой монополии характерен высокий уровень цен, дальнейший рост которых сдерживается только риском снижения спроса.
Виды конкуренции.Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор фирмойтого или иного рынка, на котором она будет пытаться работать, следуетучесть, что конкуренция бывает трех видов.
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары,
предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по мощности двигателями.
Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.