Конкуренция, ее функции и виды. Типы рыночных структур по степени развития конкуренции.

Конкуренция- это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Функции конкуренции:
Конкуренция на рынке имеет свои функции:
-Выявление или установление рыночной стоимости товара;
Выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
-Регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
Конкуренция в сфере маркетинга бывает нескольких видов. Предприниматель должен уметь выбирать требующийся в данный момент вид конкуренции и уметь сочетать ее виды при необходимости.

Конкуренция может быть:
• предметная, когда конкурируют аналогичные товары, (например, легковые автомобили нашей фирмы и легковые автомобили фирм-конкурентов);
• видовая, когда конкурируют товары одного вида (например, автобусы, троллейбусы, трамваи);
• функциональная, когда конкурируют товары, призванные выполнять определенную функцию, (например, перевозку пассажиров, т.е. самолеты, пароходы, железнодорожный транспорт и т.д.).
Конкуренция - движущая сила экономического развития. По этому признаку выделяются следующие экономические структуры:

совершенная конкуренция — характеризуется множеством продавцов и покупателей однородного (стандартизированного) продукта, отсутствием рыночной власти, свободной конкуренцией участников сделок в условиях равнодоступности информации, отсутствием дискриминации и отсутствием неценовой конкуренции (реклама, форма обслуживания и т. п.). Ни один из участников сделок не способен влиять на рыночную цену. Также на данном рынке отсутствуют барьеры входа и выхода;

монополистическая конкуренция — характеризуется значительным числом продавцов и покупателей, дифференцированностью продукта, широким использованием рекламы, фирменных знаков, способов упаковки продукта, ограниченностью ценовой конкуренции, наличием рыночной власти, которая создает барьеры для конкуренции, но они преодолимы;

олигополии соответствует небольшое число продавцов, множество покупателей. Реализуемый продукт может быть как однороден, так и дифференцирован. Входные барьеры трудно преодолимы, рыночная власть продавцов значительна, конкуренция слабая, подавленная. Олигополисты, как правило, проводят согласованную экономическую стратегию на рынке. Дуополии соответствует рыночная власть двух продавцов и это частный случай олигополии;

монополия возникает, если на рынке действует единственный продавец, его рыночная власть полная, барьеры для других предприятий непреодолимы, конкуренция продавцов отсутствует;

монопсонии соответствует множество продавцов при единственном покупателе, которому принадлежит вся рыночная власть. Конкуренция между покупателями отсутствует.

38. Определение степени концентрации фирм на рынке (индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана). Индекс Лернера как показатель рыночной власти.

Коэффициент концентрации рынка — процентное отношение продаж определенного числа фирм (обычно четырех крупнейших) к общему отраслевому объему. Этот показатель имеет дискретный характер. Он характеризует позиции на рынке только отдельных производителей. Комплексную оценку степени концентрации дает другой показатель, используемый в экономической и юридической практике, — индекс Герфин-даля.
Индекс Херфиндаля — Хиршмана -используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.
Индекс концентрации.
Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

Конкуренция, ее функции и виды. Типы рыночных структур по степени развития конкуренции. - student2.ru

где Yi - размер фирмы,
k - количество фирм, для которых рассчитывается показатель.
Индекс концентрации измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции.

Исчисляется Индекс Лернера

Конкуренция, ее функции и виды. Типы рыночных структур по степени развития конкуренции. - student2.ru

где P — цена; MC — предельные издержки.

Также коэффициент можно вычислить через эластичность спроса, как обратно пропорциональную величину:

Конкуренция, ее функции и виды. Типы рыночных структур по степени развития конкуренции. - student2.ru

где Конкуренция, ее функции и виды. Типы рыночных структур по степени развития конкуренции. - student2.ru — эластичность спроса на продукцию фирмы

Коэффициент Лернера имеет численное значение от нуля до единицы. Чем он больше, тем больше монопольная власть данной фирмы в своем секторе рынка. Считается, что в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и коэффициент становится равен нулю. Сама по себе монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, поскольку прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма может обладать большей монопольной властью, чем другая фирма, но получать при этом меньшую прибыль.

Наши рекомендации