Рынок капитала и его структура. Физический и денежный капитал. Рынок капитальных благ. Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг.
Капитал – ресурсы длительного пользования, созданные людьми для производства новых благ и услуг и приносящие доход. Виды капитала: физический, денежный и человеческий. Физический капитал имеет определенную натурально-вещественную форму и выступает в виде машин, оборудования, зданий, сооружений, транспортных средств, земли и т.д. Денежный капитал часто называется идеальным капиталом и может быть представлен денежными средствами, хранящимися индивидуально или в банках; изделиями из драгоценных камней. Сберегательный денежный капитал может быть представлен в ссуду и тогда он выступает в виде ссудного капитала.
Каждая фирма в данный момент времени располагает определенным запасом капитала. Основной капитал – к/б, используемые в процессе производства в течение ряда лет (здания, машины, оборудование). Оборотный капитал – часть к/б, потребляемая в течение одного цикла производства (сырье, топливо, материалы). К/б можно продавать-покупать на рынке. Доход от их продажи – цена фактора капитала. Их можно сдавать в аренду. Аренда к/б порождает поток доходов (рентных платежей) в форме арендной платы. Арендная ставка определяется соотношением спроса и предложения на рынке услуг капитала. В краткосрочном периоде предложение услуг капитала является фиксированной величиной, а в долгосрочном возрастает с повышением арендной платы.
Отдельная фирма предъявляет спрос на услуги капитала до того момента, пока предельная доходность капитала не станет равной его предельным издержкам, т.е. пока не будет выполнять равенство MRPK=MRC (MRPK=MPK*P).
Ключевой рыночный институт, обеспечивающий механизм привлечения инвестиций в экономику – рынок ценных бумаг – фондовый рынок. Объект купли-продажи – ценная бумага - денежный документ, к-ый удостоверяет имущественные права или отношения займа между ее владельцем и лицом, выпустившим ценную бумагу.
Группы ц/б: основные (акции – ц/б, свидетельствующая о внесении доли в капитал АО и дающая право на получение части его прибыли в виде дивиденда; облигации – ц/б, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ц/б ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного %); производные – фьючерсы, опционы и др.; прочие – векселя, чеки, депозитные сертификаты банков и др.
Спрос на ц/б формируют инвесторы (субъекты, имеющие свободные денежные сбережения и готовые использовать их для покупки ц/б). Предложение ц/б обеспечивают эмитенты (юр. лица, выпускающие ц/б и обязующиеся выполнить обязательства, к-ые вытекают из условий выпуска) – гос-во в лице министерства финансов, ЦБ, местных органов власти и негос-ые структуры (АО, ком. банки, инвестиционные фонды).
Различают первичный и вторичный рынок ц/б.
На первичном рынке осуществляется размещение и продажа (выпуск в обращение) ц/б эмитентами. На вторичном рынке происходит перепродажа уже выпущенных в обращение ц/б. Именно через вторичный рынок перепроверяется надежность ц/б, устанавливается их реальная рыночная стоимость.
Вторичный рынок подразделяется на биржевой и внебиржевой. На внебиржевом рынке происходит купля-продажа ц/б, не котирующихся на биржевом рынке. Центральное звено биржевого рынка – фондовая биржа. Здесь обращаются ц/б наиболее высокого качества, а операции совершаются профессиональными участниками рынка. Купля-продажа ц/б осуществляется на основе биржевых котировок.
Принципы ценообразования: 1. предоставление денежного капитала производится на принципах срочности, платности и возвратности; 2. при определении рыночной стоимости ц/б доходы, ими обеспечиваемые, сопоставляются с потенциальными доходами, к-ые могли быть получены при использовании денег по другому назначению; 3. на формирование рыночного курса ц/б оказывают влияние ожидаемый доход, срок погашения, риск, инфляция, уровень богатства нации, налогообложение.
Рыночная стоимость ц/б – коммерч. оценка ее номинальной стоимости. Альтернативой покупки ц/б любого вида выступает размещение денег в банке в качестве депозитов. Поэтому стоимость ц/б должна быть равна сумме денег, к-ая при размещении в банке в качестве депозита обеспечила бы выплаты по банковскому проценту, равные выплатам по ц/б.
Рынок ссуд капитала и ссудный процент. Спрос и предложение заемных средств. Временные предпочтения. Ставка ссудного процента. Номинальная и реальная ставка процента. Экономические основы дифференциации ставок процента.
Денежный капитал, как и физический, приносит прибыль. Это происходит посредством предоставления денег в ссуду другим лицам, нуждающимся в них. Посредством этой операции денежный капитал превращается в ссудный. Он предоставляется в ссуду под определенный процент. Ссуда должна быть через определенный срок возвращена, причем с надбавкой.
Источники с/к: свободные ден. ср-ва, ден. ср-ва рантье (% от помещения ден. ср-в в банк), доходы домашних хозяйств, доход банка (разница м/у выплатами по ссудам и по % вкладчиков).
При предоставлении денег в ссуду они как бы продаются во временное пользование заемщику. Цена, уплачиваемая собственнику капитала за пользование его ден. ср-вами, называется нормой процента. Она не должна превышать нормальную прибыль, иначе бизнес закроет свое производство и предпочтет получать % по вкладам в банк. Минимальный размер может опускаться до нуля.
Различают номинальную и реальную ставку процента. Номинальная – % ставка, выраженная в денежных единицах. При стабильной экономике номинальная и реальная ставки совпадают. Но в случае инфляции они отличаются на величину инфляции. Т.е. реальная ставка процента – номинальная ставка с поправкой на инфляцию.
Норма процента бывает различной в зав-ти от множества причин: риск, срочность кредита, его размер, налогообложение, конкуренцию на рынке капиталов, уровень богатства нации, уровень ожидаемой инфляции. Но особенно нестабильна в периоды эконом. и финансовых кризисов, политических и военных потрясений.
Спрос на ссудный капитал представляет собой суммарный объем заемных ср-в, формирующийся со стороны фирм (с целью производства инвестиций); домохозяйств (для приобретения товаров длительного пользования); правительства (для покрытия бюджетного дефицита, производства общественных благ) при данной ставке ссудного %.
Предложение с/к формируется за счет источников с/к. Объем предложения с/к колебается под воздействием % ставки. При этом если спрос находится в обратной зависимости от ставки процента, то предложение имеет положительную зависимость.
Потенциальный источник с/к делает временный выбор относительно настоящего или будущего использования своего капитала: все зависит от эконом. выгоды или личного предрасположения. Этот временный выбор получил название временных предпочтений. Графически они выражаются с помощью кривых безразличия. Обычно субъекты с/к предпочтение отдают настоящим выгодам или значимым будущим. Такие субъекты с/к имеют положительные временные предпочтения. Вместе с тем есть субъекты, к-ым свойственные нулевые и даже отрицательные предпочтения.
Предпочтительность будущего потребления с/к перед настоящим выражается с помощью показателя предельной нормы временного предпочтения (MRTP = ∆Cf/∆Cp, ∆Cf – изменение будущего потребления с/к, ∆Cp – изменения в текущем использовании с/к).
Краткосрочный и долгосрочный спрос на инвестиции. Влияние ставки процента на принятие решений по долгосрочным инвестициям. Дисконтирование стоимости будущих доходов. Критерий чистой дисконтированной стоимости и принятие решений по долгосрочным инвестициям.
Инвестиции – вложение капитала в какое-либо дело путем приобретения ц/б или непосредственно предприятий с целью получения дополнительной прибыли или оказания влияния на дела предприятия, а также увеличения запасов капитала в экономике.
Цель инвестирования – максимизация прибыли, к-ую может обеспечить желаемый объем производства.
Различают кратко- (период окупаемости не более года) и долгосрочные инвестиции (окупаются за ряд лет).
Чтобы определить краткосрочный спрос, рассчитывают предельную норму окупаемости за год – прирост чистого дохода, полученный при инвестировании одной денежной единицы, выраженный в процентах (mri).
Спрос на инвестиции в краткосрочном периоде предъявляется в тех пределах, при к-ых предельная чистая окупаемость (разница м/у предельной нормой окупаемости инвестиций и ставкой ссудного процента (i): nri=mri-i) инвестируемых ср-в будет превышать тот доход, к-ый может быть получен от ден. ср-в, положенных в банк. Прибыль будет максимальной – если mri=i.
Долгосрочные инвестиции связаны с расходами ср-в, направляемых на новое строительство, реконструкцию, научную разработку.
Факторы, действующие на долгосрочный спрос на инвестиции: издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание основного капитала и на подготовку кадров; налоги на предпринимательский бизнес; масштаб производства; времени (т.к. инвестиции вкладываются сегодня, а доход они будут приносить в будущем).
Фирма должна сопоставлять текущие затраты с будущими потоками доходов, используя метод дисконтирования (приведение эконом. показателей будущих лет к сегодняшней стоимости V = Vt / (1 + r)t где V – сегодняшняя стоимость, Vt – ценность через t периодов, r – ставка дисконтирования. Ставка дисконтирования – процентная ставка, используемая для преобразования будущей стоимости в приведенную стоимость.
Принимая решение об инвестировании, фирма должна сравнивать текущую стоимость будущих расходов, ожидаемых от инвестиций, с объемом инвестиций. Для этого используется критерий чистой
Vp=Vt\ (1+r)t , где Vp – дисконтированная стоимость ( сегодняшняя стоимость ожидаемого дохода), Vt – ожидаемый в будущем доход, t – временной интервал или срок полезного использования, r – ставка процента. Формула дисконтирования показывает, что чем выше ставка процента, и чем больше срок использования, тем больше разница между будущим доходом и его сегодняшней оценкой. Для принятия решения о долгосрочном инвестировании используют также критерий чистой дисконтированной стоимости – NVp.
NVp=-I+Vt1\(1+r) + Vt2\(1+r)2 +…+Vtn\(1+r)n, где I – величина инвестиций, n – срок службы проекта, r – ставка %, Vt – ожидаемый доход, t – временной интервал.
Условие принятия положительного решения по инвестированию: NVp>0.
Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль как разновидность факторного дохода. Нулевая прибыль. Функции экономической прибыли. Источники экономической прибыли. Роль фактора неопределенности в формировании экономической прибыли. Неопределенность, риск и прибыль. Неопределенность, инновации и прибыль. Монопольная прибыль.
Наряду с трудом, капиталом и землей к основным факторам производства принадлежит предпринимательская способность – способность человека использовать наиболее эффективное сочетание ресурсов для производства благ и услуг. Доходом ПС является эконом. прибыль. В самом общем виде прибыль определяют как разность между общим доходом фирмы (выручкой от реализации) и общими издержками. Экономисты различают явные и неявные издержки производства и, соответственно, бухгалтерскую и эконом. прибыль. Бухгалтерская прибыль равна разности между общим доходом фирмы и явными издержками, к-ые представляют собой платежи фирмы внешним поставщикам ресурсов. Затраты ресурсов, принадлежащих владельцу фирмы (капитал, труд) – это неявные издержки. В сумме явные и неявные издержки дают эконом. издержки. Эконом. прибыль можно рассчитать, если из общего дохода фирмы вычесть эконом. издержки. Когда эконом. прибыль равна нулю и фирма покрывает все свои издержки, то говорят, что фирма получает нормальную (нулевую) эконом. прибыль. Это минимальная прибыль, позволяет предпринимателю работать безубыточно с т.зр. экономиста. Это доход, к-ый получает предприниматель, используя в процессе производства собственные ресурсы.
Основные источники эконом. прибыли: а) риск, связанный с неопределенностью, присущей рыночной экономике; б) инновации; в) наличие монопольной власти.
В реальной рыночной экономике постоянно изменяются спрос, предложение, цены ресурсов и товаров, вкусы и предпочтения потребителей, техника, технология производства. Это порождает неопределенность и риск. Различают два вида риска. Вероятность одного из них можно оценить (риск пожара, наводнения и т.д.), а значит, и застраховаться от него. Такой риск называют страхуемым. Страховые взносы, выплачиваемые страховым компаниям, предприниматель включает в издержки производства. Риск другого вида вызывается непредсказуемыми изменениями спроса, предложения и цен, цикличностью развития экономики, изменением эконом. и политической обстановки в стране. Его невозможно заранее оценить, а значит, и застраховаться от него, т.е. это нестрахуемый риск. Предприниматель определяет стратегию фирмы, принимает решения о том, какие товары поставлять на рынок, по какой цене, какие каналы использовать для продвижения товара к потребителю. При этом он берет нестрахуемый риск на себя.
Инициативный, творческий человек не только использует существующие возможности для получения эконом. прибыли, но и сам создает их. Новаторы внедряют новые идеи в производство, стремятся найти новые сочетания ресурсов. Инновации позволяют предпринимателю предложить потребителю новый товар или снизить издержки традиционного, тем самым обеспечивая определенные конкурентные преимущества. Создается как бы временная монопольная власть, к-ая и позволяет предпринимателю получать эконом. прибыль. Инновации связаны с неопределенностью и риском. Новому товару не всегда легко найти потребителя, финансирование его разработки и производства может принести предпринимателю огромные убытки. Даже в случае успеха проекта вознаграждение за инновации носит временный характер: высокая прибыль привлечет конкурентов, они начнут поставлять на рынок такой же товар или применять такие же или аналогичные способы производства. Нововведения постепенно станут достоянием большого числа фирм, что отразится снижением цен и прибыли. Со временем эконом. прибыль исчезнет.
Известно, что монополия может получать эконом. прибыль как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Используя свой контроль над ценой, она устанавливает цены выше предельных издержек, ограничивая предложение товара. При этом увеличивается продолжительность времени, в течение к-ого монополия получает прибыль. Тому способствуют барьеры, препятствующие вхождению в отрасль других фирм. Прибыль еще называют монопольной. Благодаря монопольной власти, фирма, занимающая доминирующее положение на рынке, способна уменьшить неопределенность и риск. Предприниматель, принимая на себя конъюнктурный риск, осуществляет инновации и этим приносит обществу несомненную пользу.
Функции прибыли: - выступает движущей силой, стимулом развития производства; - ожидание эконом. прибыли побуждает предпринимателя эффективнее использовать ресурсы в процессе производства; - обусловливает эффективное распределение ресурсов между альтернативными производствами; - является одним из важнейших финансовых источников инвестиций.