Основные особенности установления ценовой дискриминации на практике.
Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации.Чтобы реализовать названные предпосылки в практической деятельности фирм, необходимы определенные условия.
Во-первых, у продавца должна быть возможность контролировать цены. Легче всего это может сделать монополист, поэтому весь разговор о ценовой дискриминации обычно ведется в контексте монопольной структуры рынка. Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, где фирма намерена продать его дороже. Власть над ценами связана также с количеством противостоящих продавцу покупателей. Если покупателей мало, так что уход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценового диктата ограничены.
Во-вторых, у покупателей не должно быть возможности покупать там, где продают дешевле. Ограничение возможности покупать блага по более низким ценам (лично либо пользуясь услугами тех, кто имеет доступ на дешевые рынки) достигается по-разному. На рынке услуг существует естественная граница, разделяющая покупателей. Нельзя перепродать по сходной цене собственную причёску или исцеление. На товарных рынках, если географическая удаленность не останавливает перекупщиков или потребителей, могут использоваться искусственные ограничения перепродажи (таможенные барьеры и т. п.). Заметим, что выгоды ценовой дискриминации иногда доступны и для продавцов конкурентных рынков. Так, продавец винограда на базаре может назначить на свой товар разную цену, торгуясь и оценивая платежеспособность покупателя на глаз.
В-третьих, расходы проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности. Торговаться с каждым в отдельности, изучая его платежеспособность, контролировать персонал, получивший возможность лично назначать цены, - все это дело дорогое и не всегда оправданное.
64. Общая характеристика рынка факторов производства. Факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение на факторных рынках.
Факторы производства – ре-сы, к-ые участвуют в про-ве товаров и услуг
Человеческие ресурсы или труд - любая интеллект. или физ. дея-сть человека, направл. на достижение к-л полезн. результата, на получение благ или оказание услуг.. Заработная плата - цена, выплачиваемая за труд
ü Особенность: S данного фактора прj-ва практически всегда связано с необходимостью физ. присутствия владельца рес-са.
Земля – естеств. блага, к-ые используются при создании товаров и услуг(полезные ископаемые)
ü Особенность: абсолютная неэластичность предложения.
Капитал(физ.,финансю,юр.,челов.) – созданные людьми производств. Рес-сы (машины, знания), предназначенные для повышения произ-ности труда.
ü Особенность: в краткоср. периоде под капиталом понимают де-ги, на к-ые приобретаются физ. факторы про-ва.
Предпринимательство – совокупность труд. условий особого рода управленч. и организат. навыков, необходимых для про-ва товаров и услуг.
ü Особенность: предприниматель получает вознаграждение, когда вознаграждены все остальные 3 фактора.
Особенность Информации как ресурса:
ü Эк. Рес-ами является та часть инф-ии, тиражирование к-ой ограничено правами собственности.
ü Свойство неконкурентности потребления(может одновременно использоваться разн. потребителями)
ü Потребление инф-ии тождественно формированию нов. знаний(экономика знаний)
ü Является легко тиражируемым благом: мало затрат на ее копирование
ü Сочетает в себе противоречивые св-ва (невоспроизводимости и тиражирования; безграничности и редкости)
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
D на ре-сы носит производный характер. Он расширяется или сокращается в зависимости от того, растет или падает D на готовую продукцию, производимую с помощью данных рес-ов. Это значит, что фирмы покупают рес-сы не для собственного потребления, а для использования их в про-ве товаров и услуг с целью последующей продажи.
1) Ситуация на рынках товаров и услуг, спрос на продукцию фирмы (при отсуствия D не будет D на ре-cы)
2) Производительность ре-са, применяющая технологию (определяет фу-ию предельного продукта по ре-су)
3) Относительная цена ре-са (определяет долю ре-са, в данной комбинации факторов про-ва)
4) Кол-во совместно использ. рес-ов(считается, что чем больше используется тем выше произв-ность от них)
5) Цены на иные ре-сы(заменители, взаимодополняемые)
Рес-сы - заменители – ре-рс А становится относительно дешевле (т.е. цены на остальн. Рес-сы возросли). Тогда каждая фирма будет стремиться заменить рес-ом А часть более дорогих рес-ов, увеличивая спрос на ре-рс А, что приведет к снижению издержек и увеличению прибыли на ед. продукции. Стремясь максимизировать прибыль, фирма расширит про-во товара Х и получит дополн. выручку (доход). На эти дополн. деньги она может приобрести в больших кол-вах ресурс А, и иные ресурсы (эффект выпуска). Изменения в конечном итоге спроса на ресурс А зависит от того, как взаимодействуют эффекты выпуска и замещения: если при при снижении относительной цены рес-са А они действуют в одном направлении, то спрос на ресурс А возрастает значительно. Если же они действуют в противоположных направлениях, то спрос на ресурс А может даже сократиться.
Факторы, оказывающие влияние предложение на факторных рынках:
1) Мобильность рес-са(мобильность-возможность фактора про-ва менять сферу своего применения -факторы про-ва, имеющие высокую мобильность, обладают высокой эластичностью, то есть объем их предложения меняется при небольшом изменении цены рес-са, соответственно предложение немобильных факторов неэластично.)
2) Ден. выгоды
3) Неден. выгоды
4) Цены на ресурс
5) Издержки на улучшение качества ресурса
6) Трансфертное вознаграждение и эк. Рента
65.Основные особенности на факторных рынках.
Труд-спо-ость человека к любой интелл. или физ. дея-сти, направлен. на получение благ или оказание услуг.
ü Особенность: предложение данного фактора про-тва практически всегда связано с необходимостью физ. присутствия владельца ре-са.
Земля – естествен. блага, ко-ые используются при создании товаров и услуг( полезные ископаемые)
ü Особенность: абсолютная неэластичность предложения.
Капитал(физ.,финанс.,юр.,чел.) – созданные людьми производст. Рес-сы ( машины, знания), предназначенные для повышения производительности труда.
ü Особенность: в краткоср. периоде под капиталом понимают деньги, на которые приобретаются физ. факторы про-ва.
Предпринимательство – совокупность труд. условий особого рода управленч. и организ. навыков, необходимых для про-ва товаров и услуг.
ü Особенность: предприниматель получает вознаграждение, когда вознаграждены все остальные 3 фактора.
Особенность Информации как ресурса:
ü Эк. Рес-ами является та часть инф-ии, тиражирование к-ой ограничено правами собственности.
ü Свойство неконкурентности потребления(может одновременно использоваться разн. потребителями)
ü Потребление инф-ии тождественно формированию нов. знаний(экономика знаний)
ü Является легко тиражируемым благом: мало затрат на ее копирование
ü Сочетает в себе противоречивые св-ва (невоспроизводимости и тиражирования; безграничности и редкости)
· Особенность расчета на факторном рынке -в каждый момент времени в любой стране суммарное предложение какого-либо фактора про-ва труда, земли, капитала имеет конкретную величину.