Чистая монополия: понятие и характерные черты. Монополия и эффективность.
Монополия – исключительное право пр-ва, торговли и др. видов дея-сти, принад-жащие 1 лицу, определенной группе лиц или гос-ву. Если такое право принадлежит фирме, то это означает, что она обладает монопол. властью. Монопол. власть дает фирме возм-сть влиять на цену товара. Степень монопол. власти зависит от многих обстоятельств, но, гл. обр., от доли фирмы в общем объеме отраслевого предложения и от наличия товаров-заменителей.
Чистая монополия – это такой тип рын. стр-ры, когда фирма является еди-ым прои-лем к-либо продукции, не имеющей аналогов.
понятия «чистая монополия» и «монопольная власть»: это не одно и то же.
монополия – это фирма – единствен. поставщик уникального продукта.
Черты чистой монополии:
· понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
· покупатели не имеют во-сти выбора;
· чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
· кривая спроса на продукцию монополиста имеет класс-кий вид и совпадает с кривой рын. спроса;
· чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т.е. ограждена от конк-ции высокими входными барьерами.
Монополия и эф-ть:
распространение монополии снижает экон-кую эф-ность;
1)объем про-ва, макс-щий прибыль монополиста, ниже, а цена - выше, чем в условиях с\к. Это приводит к тому, что ре-сы общ-ва испол-ся не в полном объеме, и при этом часть продукции, необх. обществу, не производится. Т.е.макс. производственная эф-ность не достигается.
2)являясь 1продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению произ-ных издержек. У него не сущ. стимула использовать наиболее прогрессивную тех-ию. Обновление про-ва, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исслед-ских разработках и использовании новых достижений НТР.
3)барьеры для вступления нов. фирм в монопол-ные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохр. и укрепление собственной рын. власти, оказывают сдерживающее воздействие на эк. эф-ность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.
Поэтому во всех странах с рын. экономикой действуют антимонопольные законо-тва, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.
4) "+" Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения эко-их ресурсов создают возм-ти для ускорения тех-го прогресса. Однако эти воз-ти реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно – выс. прибылей.
2) "-" Недоиспользуются рес-сы для про-ва товаров, т. е. возникают избыточные произ-ные мощности; потребители не получают товар по наименьш. цене, т. е. недпроиз-ится продукция, необходимая потребителю; приспособление продукта к потреби-кому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования; приспособление потреби-ого спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы.
Показатели монопольной власти. Практическое значение показателей.
Монопольная власть – это способность фирмы возде-вать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.(является величиной обратн. эласт-сти спроса на продук-ю фирмы 1/Е)
Показатели монопольной власти:
1)Индекс Лернера:
· Рассматри. Высокие прибыли как фактор монополии.
· Характ-т факт, а не возмо-сть моноп. Поведения.
· Чем ближе к 1, тем большей властью обладает фирма, 0-при С\к.
Ин.Херфиндаля-Хиршана
· Рассматр. Долю удельного веса фирм в общем объеме прои-ва отрасли.
· Необходимо учитывать долю иностран. Компаний.
· При чистой монополии=10000
· Показат. Безо-сти рынка: одна компания- <31% 2-<44% 3-<54%
3)индекс Pотшильда
R= ,
где R- индекс Ротшильда
tg a-тангенс угла наклона кривой индекса спроса
tg b- тангенс угла наклона кривой сов. Спроса
· Ecли фиpмa нe oблaдaeт pын.влacтью, тo ee индивид. cпpoc нe oтличaeтcя oт coвoкyпнoгo pын. cпpoca, тoгдa индeкc Poтшильдa paвeн 1.
· Чeм бoльшe pын. влacть фиpмы, тeм бoльшe paзницa тaнгeнcoв, тeм бoльшe индивид. cпpoc oтклoняeтcя oт pын., a тaк кaк индивид. cпpoc вceгдa бoлee элacтичeн, тo чиcлитeль индeкca пpиближaeтcя к нyлю, и, cлeдoвaтeльнo, знaчeниe индeкca тaкжe бyдeт пpиближaтьcя к нyлю.