Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.

На мой взгляд, подобный тип рынка можно назвать наиболее совершенным, но с существенными оговорками. К достоинствам совершенной конкуренции можно отнести стабильность отрасли (фирмы не несут убытков в долгосрочном периоде), сбалансированность (оптимальное распределение ресурсов, ведущее к установлению рыночного равновесия) и возможность быстрой реакции на изменение конъюнктуры. С другой стороны, совершенная конкуренция имеет ряд существенных недостатков. В-первых, мелкие фирмы не могут себе позволить высокотехнологичное производство, а уж тем более его развитие, что пагубно складывается на прогрессе отрасли. А во-вторых, отсутствие прибылей в долгосрочном периоде препятствует притоку новых средств, то есть отрасль развивается крайне медленно, хотя все ее основные показатели находятся на оптимальном уровне.

Б. Опишите соотношение между бухгалтерской, экономической, нормальной и нулевой экономической прибылью.Попробуйте дать графическую интерпретацию (изобразить прямоугольниками разных размеров) этих категорий. Как изменится ситуация, если нормальная прибыль в условиях кризиса станет отрицательной?

В. Объясните, почему кривая спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции имеет вид горизонтальной прямой:

Поскольку фирма конкурент не ведет самостоятельную ценовую политику, а принимает рыночную цену, то она является для нее фиксированной величиной. При этом, ввиду малой доли рынка, в условиях совершенной конкуренции Фирма не в состоянии увеличением объема производства насытить спрос и любое количество ее продукции будет востребовано по рыночной цене. Таким образом, кривая спроса будет соответствовать горизонтальной линии на уровне рыночной цены (абсолютно эластичный спрос)

Тесты и задачи

Тест Обоснование
1. Что из ниже перечисленного не характерно для совершенной конкуренции: а)кривая спроса на продукцию фирмы горизонтальна; б) большое число производителей; в) значительный контроль над ценой; г) отсутствие неценовой конкуренции. Ответ «в»
2. Условием прекращения производства в краткосрочном периоде является: а) цена ниже минимума средних общих издержек; б) цена ниже минимума средних переменных издержек; в) цена ниже предельных издержек; г) совокупный доход ниже совокупных издержек; д) цена ниже средних постоянных издержек. Ответ «б». Если цена не окупает даже переменных издержек, то следует прекратить производство. В этом случае фирма будет нести убыток, равный постоянным издержкам. В противном случае к нему прибавится еще и часть переменных издержек.


3. Больше всего рынку совершенной конкуренции соответствует следующий рынок: а) индустрия высокой моды; б) нефтяная промышленность; в) автомобилестроение; г) мелкая розничная торговля; а) метрополитен. Ответ «г»
4. Если цена товара ниже предельных издержек, то фирма, максимизирующая прибыль, должна: а) прекратить производство; б) увеличить производство; в) сократить производство; г) ответ зависит от того, о восходящей или нисходящей ветви предельных издержек идет речь; д) не верен ни один ответ. Ответ «в». Максимизирующая прибыль фирма стремится к объему производства в точке равенства предельных величин, то есть, как видно из графика, находясь в данных условиях (P=MR<MC), она должна сократить производство.
5. К числу черт совершенной конкуренции не относится: а) атомизм производителей; б) однородность продукта; в) отсутствие барьеров; г) совершенная информация; д) все предыдущие ответы соответствуют чертам совершенной конкуренции. Ответ «д»
6. При цене реализации готовой продукции в 8 руб. конкурентная фирма выберет следующий объем производства: а) 1000 ед. (предельные издержки 5 руб.); б) 1400 ед. (предельные издержки 7 руб.); в) 1600 ед. (предельные издержки 8 руб.); г) 1800 ед. (предельные издержки 9 руб.); д) для решения задачи не хватает данных о величине предельного дохода. Ответ «в», т.к. Оптимальный объем производства достигается в точке равенства предельных издержек и предельного дохода. Поскольку для фирмы конкурента предельный доход равен цене, то оптимальным будет объем производства при равенстве предельных издержек и цены продукции.
7. Кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с: а) возрастающей ветвью кривой предельных издержек; б) возрастающей ветвью кривой средних общих издержек; в) нисходящей ветвью кривой средних общих издержек; г) частью кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних переменных издержек; д) частью кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних общих издержек. Ответ «д». Для фирмы конкурента предельный доход равен цене, и при это объем производства выбирается в точке равенства предельного дохода предельным издержкам, а, значит, кривя объема производства будет соответствовать кривой предельных издержек, ограниченной снизу кривой средних переменных издержек (ниже производство нецелесообразно).


8. Экономическая прибыль в долгосрочном периоде: а) получается всеми фирмами, действующими в условиях совершенной конкуренции; б) получается только лучшими фирмами, действующими в условиях совершенной конкуренции; в) не получается ни одной фирмой, действующей в условиях совершенной конкуренции; г) превышает экономическую прибыль, получаемую на всех других типах рынков; д) все предыдущие ответы неверны. Ответ «б». Совершенная конкуренция обладает способностью гибко реагировать на изменение спроса, т.е. привлекать такое количество ресурсов которое увеличивает или уменьшает производство ровно настолько, чтобы компенсировать изменение спроса, а это обеспечивает нулевую экономическую прибыль для всех фирм в долгосрочный период.
9. Долгосрочная кривая предложения отрасли в условиях совершенной конкуренции представляет собой: а) горизонтальную прямую; б) понижающуюся кривую; в) повышающуюся кривую; г) кривую с высокой эластичностью; д) все приведенные выше варианты возможны. Ответ «д», Первый случай соответствует отрасли с постоянными издержками, то есть с увеличением объемов производства издержки не изменяются, цена остается постоянной (характерно для отраслей с малыми масштабами). Второй случай соответствует отрасли с падающими издержками, то есть с увеличением объемов производства издержки уменьшаются, цена снижается (характерно для отраслей, в которых с увеличением спроса на сырье, его цена снижается). Третий случай соответствует отрасли с растущими издержками, то есть с увеличением объемов производства издержки увеличиваются, цена растет (например, при использовании редких факторов производства). В большом количестве случаев долгосрочная кривая предложения отрасли в условиях совершенной конкуренции представляет собой кривую с высокой эластичностью.

Наши рекомендации