Федеральный закон «О техническом регулировании».
РЕКОМЕНДАЦИИ
По разработке и применению
Технических регламентов и
Стандартов
Госстандарт России
МОСКВА 2003г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Расширение торговых отношений является одним из главных достижений нашего времени. Свободное экономическое пространство, в пределах которого могут свободно перемещаться товары, услуги, капитал и труд человека, служит основой процветания стран, объединяющихся в экономические союзы. Например, в Европейском Союзе разработаны оригинальные новейшие инструменты для снятия барьеров на пути свободного обращения товаров. Среди них особое положение занимают директивы ЕС "Нового подхода" и "Глобального подхода". Общим в этих подходах является то, что они ограничивают вмешательство государства по наиболее важным направлениям, оставляя производственно-хозяйственным органам самые выгодные возможности для выполнения своих обязательств перед населением.
Данные рекомендации по разработке технических регламентов основываются на принципах технического регулирования, изложенных в Федеральном законе «О техническом регулировании», учитывают опыт стран-членов АТЭС, ЕЭК ООН и ЕС при написании и применении технических регламентов.
В данном документе даны рекомендации по структуре и содержанию технических регламентов, применению процедур оценки соответствия и разграничению ответственности при производстве и обращении продукции на рынке.
Рекомендации отражают существующее положение дел в области технического регулирования в Российской Федерации. В связи с этим в будущем некоторые положения могут изменяться и дополняться.
Согласно Конституции Российской Федерации только текст закона является единственно правомочным. Поэтому в тех случаях, когда имеются расхождения между международной практикой и действующим на сегодняшний день законодательством, следует руководствоваться действующим законодательством, за исключением случаев, когда это продиктовано требованиями международного соглашения или договора.
Федеральный закон «О техническом регулировании».
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании
4. Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.
В соответствии с международной практикой не рекомендуется делать прямые ссылки в технических регламентах на стандарты, хотя это и не запрещается. Предпочтительно включить в технические регламенты части текста стандартов. Технические регламенты принимаются органами власти и являются обязательными для исполнения. Они создаются с целью защиты здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Однако из-за своего обязательного характера технические регламенты обладают потенциальной возможностью создавать серьёзные барьеры в торговле.
В России технический регламент принимается федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации. Технические регламенты носят обязательный характер, а стандарты являются добровольными, формируя доказательную базу соблюдения требований регламентов.
Положения Федерального закона «О техническом регулировании».
Статья 2. Основные понятия.
стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;
международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией;
национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;
техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Статья 7. Содержание и применение технических регламентов
4. Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона целей принятия технического регламента.
5. В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
Производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Поэтому в соответствие с положениями Федерального
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Руководящие принципы технического регулирования .7
1. Основополагающие принципы 7
2. Идентификация проблемы .7
3. Варианты решения проблемы 10
4. Разработка и применение технических регламентов 12
5. Приоритет стандартов на конечную продукцию перед
предписывающими стандартами 13
6. Международные стандарты 14
7. Соответствие 17
8. Пересмотр и контроль 19
9. Консультации 20
10. Контрольный перечень вопросов по подготовке, принятию и
пересмотру технических регламентов 24
ГЛАВА 2 Основные структурные элементы технических регламентов …26
1. Продукция .26
2. Терминология 26
3. Общее положение для размещения на рынке 26
4. Существенные требования по безопасности 27
5. Положение о свободном перемещении 28
6. Доказательство соответствия 29
7. Оценка соответствия 29
8. Управление перечнем стандартов 39
9. Контроль и надзор на рынке 39
10. Назначение федерального органа исполнительной власти,
ответственного за реализацию технического регламента 43
11. Переходный период 43
ГЛАВА 3. Выбор схем обязательного подтверждения соответствия
продукции при разработке технических регламентов 44
1. Общие положения 44
2. Общие принципы, определяющие включение схем обязательного
подтверждения соответствия в технический регламент 47
3. Описание основных модулей оценки соответствия 50
4. Перечень модулей оценки соответствия 63
ГЛАВА 1
Основополагающие принципы
Основополагающие принципы при принятии решения о необходимости разработки технического регламента, как правило, включают в себя:
идентификацию проблемы (в том числе её природу и значимость);
рассмотрение всех возможных вариантов подхода к проблеме;
изучение возможного влияния на барьеры в торговле в случае признания технических регламентов как наиболее предпочтительного варианта;
изучение возможности приоритетного принятия стандартов на конечную продукцию (например, эксплуатационные характеристики) вместо принятия предписывающих стандартов (например, конструкционные характеристики);
изучение степени гармонизации с международными и региональными стандартами;
рассмотрение механизма оценки соответствия;
изучение возможности пересмотра и контроля технических регламентов;
обеспечение проведения необходимых консультаций.
Контрольный перечень вопросов, которые необходимо решить, приведен в разделе 10 данной главы.
Идентификация проблемы
Первым шагом в процессе разработки регламентов должна быть точная идентификация проблемы, которую необходимо решить. В статье 2.2 Соглашения по TБT говорится, что обоснованными причинами для принятия технических регламентов являются:
требования национальной безопасности;
предотвращение недобросовестной деятельности;
охрана здоровья и безопасность человека, животных, растений и
окружающей среды.
Однако даже соответствие вышеуказанным критериям само по себе не означает, что вмешательство органов власти принесет необходимые результаты. Также необходимо выяснить какие существуют основополагающие проблемы, которые не позволят достичь указанных целей без такого вмешательства.
Точное обозначение проблемы снижает риск выбора неадекватного варианта действий органов власти или игнорирования более эффективных решений и снижает вероятность зарегулирования. Зарегулирование возникает там, где область охвата и/или характер регламентирования превышают уровень, необходимый для решения проблемы. Это ведет к дополнительным тратам, например, из-за повышения производственных расходов, снижения конкуренции, уменьшения инноваций и сокращения потребительского рынка.
В целом же, принятие решений по экономике лучше всего оставить за участниками рыночных отношений, которые больше других осведомлены о своих нуждах. В продолжение к этому, рыночные операции являются в целом наиболее эффективным средством, подтверждающим, что ресурсы используются самым оптимальным образом, тем самым, принося максимальную пользу стране. Но иногда рынкам не удается выполнять эту функцию.
Пример 1. Типичные проблемы рынка
Воздействия на внешнюю среду. Воздействия на внешнюю среду являются отрицательным (или положительным) результатом компромиссных сделок, который отражается на третьих лицах. В результате таких сделок эти воздействия могут быть не учтены при планировании производственного процесса. И этих воздействий на внешнюю среду может быть очень много (или очень мало). Примером такого воздействия можно назвать загрязнение окружающей среды как результат производственного процесса, и стоимость которого не падает на производителя. При этом, могут использовать экономические рычаги или технические стандарты, чтобы цены включали стоимость этих воздействий, или чтобы последних было меньше.
Недобросовестная конкуренция. Если существуют барьеры для вхождения в рынок, то у производителей появляется возможность устанавливать цены выше конкурентных и/или сократить выпуск продукции. У государственных органов может возникнуть желание вмешаться, чтобы предотвратить это (например, через принятие антитрастовых законов). Проблемы конкуренции могут также возникнуть в случае естественных монополий. Естественная монополия возникает тогда, когда одна фирма полностью покрывает запросы рынка по более низкой цене, чем две или более фирм. Например, электросети и газопроводы имеют тенденцию к тому, чтобы быть естественными монополиями.
Информационные проблемы. Если производители или потребители не обладают полной информацией, на основе которой они принимают решения, то это может привести к отрицательным результатам. Например, если потребители не осведомлены о требуемом качестве товара или услуги, то это может привести к снижению цен на них, однако вынудит производителей высококачественной продукции уйти с рынка.
Общественные блага (Общественный товар). Общественные блага являются неконкурентными и неэксклюзивными. Это означает, что потребление такого товара одним лицом не снижает возможности других потреблять этот товар, и поэтому очень трудно или даже невозможно исключить потребление людьми данного товара. В результате очень трудно получить от его пользователей оплату за этот товар. Оставленный один на один, рынок вряд ли поставит достаточное количество такого товара, чтобы обеспечить нужды страны.
После выяснения природы проблемы необходимо оценить её важность. Чаще всего используемый механизм для этого – это «оценка риска». Это процесс рассмотрения различных рисков, связанных с конкретной ситуацией, процедурой или деятельностью. Это также должно включать оценку риска от неисполнения чего-либо или от следования какому-либо конкретному образу действия. В Соглашении по ТБТ ВТО констатируется, что должны рассматриваться те риски, которые приведут к недостижению поставленных легитимных целей. Далее устанавливается, что:
«При оценке таких рисков должны рассматриваться, среди прочих, следующие важные аспекты: доступность научно-технической информации, относящейся к процессу производства или предполагаемому конечному использованию продукции».
Статья 2. Основные понятия
риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;
Статья 7. Содержание и применение технических регламентов
1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений;
биологическую безопасность; взрывобезопасность;
механическую безопасность; пожарную безопасность;
промышленную безопасность;
термическую безопасность;
химическую безопасность;
электрическую безопасность;
ядерную и радиационную безопасность;
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
единство измерений.
3. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
5. В технических регламентах с учетом степени риска причинения вредамогут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
Одно лишь существование проблемы не обязательно означает однозначное вмешательство органов власти и, прежде всего, правительства. Поэтому перед принятием такого решения должны бытьрассмотрены различные варианты решения проблемы (как регламентирующие, так и нерегламентирующие). Эти варианты рассмотрены в следующем разделе.
Ключевые вопросы при идентификации проблемы:
· Какие цели преследует правительство?
· В чем суть проблемы?
· Каковы истоки проблемы?
· Насколько значима проблема?
· Кого она затрагивает?
· Почему рынок сам не может решить эту проблему?
· Почему требуется вмешательство правительства?
Варианты решения проблемы
Признав, что допустимо в какой-то форме вмешательство оврганов власти, важно точно обозначить цели такой политики. Эти цели или задачи должны быть сфокусированы в большей степени на результатах, а не на средствах для их достижения, для чего необходимо проанализировать все альтернативные варианты. Знание истоков рассматриваемой проблемы поможет оценить, какая альтернатива наилучшим образом приблизит к решению поставленных задач.
Чтобы быть уверенным, что какое-либо вмешательство органов власти принесет максимально возможный положительный результат, необходимо удостовериться, что все возможные варианты проанализированы и оценены.
Помимо введения технических регламентов существует ряд других доступных инструментов, которые также должны быть рассмотрены.
Такие альтернативные решения могут включать:
· состояние статус-кво;
· использование общего законодательства;
· образовательные программы;
· добровольные стандарты;
· экономические инструменты (налоги, продажа прав собственности);
· законы о страховании и ответственности;
· кодексы поведения и установившейся практики;
· промышленное саморегулирование и совместное регулирование.
Перед принятием решения о введении технических регламентов необходимо рассмотреть различные альтернативные механизмы, способные преодолеть существующую проблему. При оценке альтернативных механизмов необходимо четко идентифицировать возможные ограничения (законодательные или фискальные). Каждый из вариантов следует затем четко взвесить с точки зрения затрат и выгод. Выбранный вариант должен обеспечивать либо максимум выгод, либо минимум затрат для общества.
В рассматриваемый набор вариантов очень важно включить состояниестатус-кво (оставить все как есть), чтобы быть уверенным, что никакой из выбранных вариантов не окажется в действительности хуже для страны, чем статус-кво.
Анализ проблемы и предварительный анализ вариантов должны прояснить какие варианты в принципе являются приемлемыми. Это избавит от необходимости проводить детальный анализ каждого варианта.
Когда все приемлемые варианты будут рассмотрены, нужно выбрать тот вариант, который по сравнению с другими вариантами обеспечит для страны либо минимум затрат, либо максимум выгод. Это и будет наиболее предпочтительный вариант.
Ключевые вопросы по вариантам решения проблемы:
· Какие существуют альтернативы техническим регламентам для решения проблемы?
· Существуют ли какие-либо ограничения, которые делают некоторые альтернативы нежелательными или невозможными?
· Обеспечивает ли введение технических регламентов минимум затрат либо максимум выгод для общества по сравнению с другими вариантами?
Вот как это изложено в статье 7. Содержание и применение технических регламентов
2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
6. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
Международные стандарты
Статья 2.4 Соглашения по ТБТ ВТО констатирует, что участники Соглашения должны использовать международные стандарты или их соответствующие части в качестве основы для технических регламентов, кроме тех случаев когда:
«… такие международные стандарты или их соответствующие части являются неэффективными и неприемлемыми средствами для достижения поставленных легитимных целей, например, из-за фундаментальных климатических или географических факторов или фундаментальных технологических проблем».
Поскольку использование международных стандартов в их полном объёме в регламентах может привести к дополнительным ненужным затратам в бизнесе, только самая их существенная часть должна использоваться в технических регламентах.
Вот как это отражено в статье 7. Содержание и применение технических регламентов
8. Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.
9. Технический регламент может содержать специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Соответствие
Эффективность технических регламентов зависит от уровня оценки соответствия. Следовательно, анализ того, как происходит оценка соответствия, является существенным элементом всего процесса.
Оценка соответствия является исчерпывающим термином, используемым производителями, заказчиками, регулирующими органами и независимыми третьими сторонами для всех мероприятий, уже проведенных или требуемых по оценке соответствия стандартам или техническим регламентам.
Методы оценки соответствия, как они определены в Руководстве 2 ИСО/МЭК: 1996, могут включать в себя:
· Декларирование соответствия– процедуру, посредством которой поставщик даёт письменную гарантию того, что продукт, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям.
· Испытание – действие по проведению одного или нескольких испытаний. Испытание является технической операцией, которая включает определение одной или нескольких характеристик продукта, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой.
· Сертификацию – процедуру, посредством которой третья сторона даёт письменную гарантию того, что продукт, процесс или услуга соответствуют установленным требованиям.
Статья 2. Основные понятия
декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;
оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;
система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;
При решении вопроса о том, какой необходим уровень оценки соответствия, следует учитывать следующие аспекты:
Стимулы для производителя изготавливать соответствующую продукцию.При отсутствии оценки соответствия необходимо уделять внимание стимулам, создаваемым: штрафами за несоответствие, конкретными требованиями заказчиков и потенциальной личной ответственностью.
Степень риска. В некоторых случаях степень риска может потребовать обязательного проведения оценки соответствия третьей стороной. Иногда это требуется в тех областях, где высок риск для здоровья и безопасности человека и охраны окружающей среды.
Затраты. Выполнение законодательных требований по обязательной оценке соответствия третьей стороной может оказаться сложным и дорогостоящим. Решение о введении требований по обязательной оценке соответствия должно приниматься только в том случае, если риск от возможного ущерба оправдывает затраты, возникающие из-за введения обязательной оценки соответствия третьей стороной.
Влияние на международную торговлю. Статья 5.1.2 Соглашения по ТБТ констатирует, что участники Соглашения должны гарантировать, что:
«Процедуры по оценке соответствия не должны разрабатываться, приниматься или применяться с целью или в качестве средства создания необоснованных барьеров в международной торговле. Это означает, помимо прочего, что процедуры оценки соответствия не должны быть более строгими или более строго применяться, чем это необходимо для того, чтобы выдать импортерам адекватное заверение в том, что продукция соответствует применяемым техническим регламентам или стандартам, принимая во внимание риски, которые возникнут из-за несоответствия».
Недоступность данных по испытаниям и признанию сертификатов о соответствии у импортеров может также создать серьёзные барьеры в торговле. Это часто выражается в многократных повторных испытаниях, излишних тратах времени и общем снижении конкурентоспособности импорта. Одним из путей преодоления этой проблемы является взаимное признания странами процедур оценки соответствия. Соглашение по ТБТ констатирует, что страны-участницы должны признавать результаты процедур оценки соответствия других участников Соглашения при условии, что они удовлетворены тем, как эти процедуры обеспечивают оценку соответствия с применяемыми техническими регламентами. Соглашение по ТБТ, однако, признает, что важной предпосылкой для признания процедуры оценки соответствия является взаимное доверие участников к их системам и процедурам.
Пересмотр и контроль
Для обеспечения того, чтобы технические регламенты не были более ограничительными, чем это необходимо, важно чтобы были предусмотрены положения о пересмотре технических регламентов. Контроль важен для того, чтобы оценить действительно ли изменились обстоятельства и задачи, из-за которых были введены регламенты. Контроль также важен для того, чтобы оценить действительно ли регламент достигает поставленной цели.
Одним из средств обеспечения того, чтобы технические регламенты пересматривались регулярно, своевременно и должным образом, является включение в регламент пункта, устанавливающего конкретную дату окончания срока действия регламента. Если же на момент окончания срока действия регламент по-прежнему востребован, тогда его пролонгируют.
Статья 7. Содержание и применение технических регламентов
12. Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.
Правительством Российской Федерации организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.
Консультации
Консультации со всеми сторонами, которых затрагивает технический регламент, является принципиальным моментом при разработке и реализации технических регламентов. Консультации должны проводиться на всех стадиях вышеуказанного процесса. В частности, консультации:
· способствуют прозрачности процесса;
· гарантируют, что обсуждаются все перспективные проблемы;
· высвечивают альтернативные подходы для достижения целей;
· могут быть полезным инструментом для определения достоверности оценок разработчиков регламентов в части затрат и выгод;
· повышают осведомленность и, следовательно, стимулируют уверенность в оценке соответствия.
Помимо консультаций с заинтересованными сторонами внутри страны статья 2.9 Соглашения по ТБТ поручает своим участникам:
· публиковать на максимально возможной ранней стадии уведомление о предполагаемом введении конкретного технического регламента так, чтобы заинтересованные стороны других стран-участниц могли с ним своевременно ознакомиться;
· уведомлять через Секретариат других участников Соглашения о продукции, подпадающей под предполагаемый технический регламент, с кратким указанием причин и целей. Такие уведомления должны делаться на максимально ранней стадии, когда ещё есть время внести изменения и учесть замечания;
· на основании запроса обеспечивать копиями предлагаемых технических регламентов и, по-возможности, выделять те части регламентов, которые по существу отличаются от соответствующих международных стандартов.
ГЛАВА 2
Регламентов.
Продукция
В этом разделе технического регламента устанавливается перечень продукции, на которую он распространяется. Этот перечень может быть достаточно большим. При определении перечня продукции возможно делать исключения для конкретных видов (подклассов или подгрупп), на которые из всего класса или группы действие конкретного технического регламента не распространяется. Также устанавливается степень рисков или опасностей, которые изготовитель должен избежать.
Статья 7. Содержание и применение технических регламентов
3. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента.
Терминология
Все термины и определения в техническом регламенте должны быть стандартизованы, для чего при его разработке необходимо проведение терминологической экспертизы со стороны национального органа по стандартизации.
Статья 7. Содержание и применение технических регламентов
3. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
4. Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона целей принятия технического регламента.
5. В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).
7. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.
9. Технический регламент может содержать специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использо