Федеральный закон РФ «О техническом регулировании»

Отношения в области стандартизации в РФ регулируются, в первую очередь, законами, содержащими те или иные правовые требования к объектам стандартизации, а также постановлениями правительства РФ, регулирующими организационно-правовые вопросы стандартизации в стране, и ведомственными нормативными актами.

В Советском Союзе стандартизация регулировалась Правительством. Это вело к необходимости принятия большого количества актов различного уровня и содержания штата сотрудников для выполнения контрольно-надзорных функций. Принятый в 1993 году впервые в РФ закон «О стандартизации» позволил демонополизировать процесс разработки стандартов. Он ввел процедуру согласования стандартов всеми заинтересованными сторонами, гласность результатов принятия стандарта, ограничил контрольно-надзорные функции только для проверки выполнения обязательных требований государственных стандартов. Эта правовая норма перестала сковывать и ограничивать экономические права субъектов хозяйственной деятельности и потребителей. Закон «О стандартизации» регулировал отношения в области стандартизации в течение 10 лет.

27 декабря 2002 г. Государственной Думой принят Федеральный Закон «О техническом регулировании», который вступил в действие с 1 июля 1993 г., положения которого затронули интересы более 40 федеральных органов исполнительной власти.

Непосредственная работа над новым законом началась в 2001 году, когда в послании президента РФ Федеральному Собранию впервые была поставлена задача избавиться от избыточной сертификации и ограничить нормотворческую деятельность чиновников, то есть реформирование системы технического регулирования в России связано с дебюрократизацией российской экономики, снятием излишних административных барьеров и, в том числе, со вступлением России в ВТО.

Закон основан на положениях «Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО». Краеугольным камнем создания и функционирования единого мирового рынка является свободное перемещение товаров. Механизмы, которые используются для достижения этой цели, базируются на устранении технических барьеров в торговле и взаимном признании результатов оценки соответствия, что может быть обеспечено только в результате технической гармонизации. Закон в полной мере отражает те перемены, которые происходят сегодня в мире для устранения технических барьеров в торговле и повышения конкурентоспособности продукции.

В опубликованном исследовании Экономического комитета Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) приведены такие данные: разработанные программы по нетарифным барьерам в торговле (стандартизация, оценка соответствия) дают странам АТЭС 0,26% прибыли от фактического валового внутреннего продукта (около 45 млрд долл.), тогда как меры тарифного регулирования всего лишь 0,14% (почти вдвое меньше). Для России указанные механизмы имеют особое значение, которое может быть реализовано только путем кардинальной реформы всей системы технического регулирования в стране.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам её жизненного цикла, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам её жизненного цикла, выполнению работ и указанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Основные направления деятельности в области технического регулирования возложены на Федеральное агентство по техническому регулированию России. Это формирование единой технической политики в области стандартизации, подтверждения соответствия, аккредитации, испытаний, государственного контроля и надзора.

Основные принципы технического регулирования, заложенные в ФЗ, позволяют исключить многочисленное, а иногда противоречивое и дублирующее друг друга ведомственное нормотворчество, усложнявшего работу предприятий, и в первую очередь, малого и среднего бизнеса. Основная цель ФЗ - обеспечить создание двухуровневой системы нормативных документов: технических регламентов, которые содержат обязательные требования, и добровольно применяемых стандартов. Технические регламенты могут быть приняты только федеральными законами, постановлениями Правительства РФ или, в особых случаях, указами Президента Российской Федерации.

Новый Закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при:

· разработке, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам её производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации;

· разработке, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам её производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации, выполнению работ и указанию услуг;

· оценке соответствия.

Закон «О техническом регулировании» также определяет права и обязанности участников отношений, регулируемых этим законом. Закон содержит 10 глав и 48 статей.

Структура и краткое содержание закона (указаны статьи, относящие к стандартизации).

Наши рекомендации