И метод поэтапного сравнения (метод уступок).

И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru Пример: И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru А1

И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru А1

А2

И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru А3

Альтернативы И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru А3

И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru А4

А4

И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru А5

А5

!Однако, результат может зависеть от порядка сравнения.

Пример: городской бюджет

Количество (доля) голосов

Объекты 1/3 1/3 1/3 Сумма мест
Ж/д I III II
В/ж II I III
А/з III II I

Используем метод парных сравнений:

И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru Вариант 1: Ж/д

И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru Ж/д

В/ж

И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru А/з

А/з

И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru Вариант 2: А/з

И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru А/з

Ж/д

И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru В/ж

В/ж

И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru Вариант 3: А/з

И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru В/ж

В/ж

И метод поэтапного сравнения (метод уступок). - student2.ru Ж/д

Ж/д

Пример: распределение КВ

Объекты Обозначение
1. расширение ОТК А
2. модернизация цеха Б
3.переоборудование кухни В
4. строительство ВЦ Г
5. расширение автопарка Д

Существует 5 вариантов. Попарное сравнение пяти вариантов составляет 10 комбинаций (2/5)=10

.

1. А > Б Возможно 5!=120 вариантов ранжирования

2. А > В Можно обойтись меньшим количеством

3. Б > В найдено В сравнений. (8)

4. А > Г

5. Б > Г

6. В > Г найдено Г

7. А > Д

8. Б > Д

9. В > Д

10. Г > Д найдено Д

! Однако, нельзя установить количественное соотношение между объектами

Задача: из 12 монет при помощи 3 взвешиваний найти 1 фальшивую

Используем метод поэтапного сравнения (метод уступок)

Этап 1: Самостоятельно (субъективно) проранжируем имеющиеся варианты при помощи количественных оценок, присвоив наиболее привлекательному варианту 100 очков.

Объекты Обозначение Очки, полезность
1. расширение ОТК А
2. модернизация цеха Б
3.переоборудование кухни В
4. строительство ВЦ Г
5. расширение автопарка Д

Этап 2: «Качественная» (да/нет) экспертная оценка предложенных вариантов (см. табл. столбцы 2,3).

Примечание: знак > эквивалентен вопросу «лучше чем?»

Этап 3: Используя тот же принцип, определяем собственные оценки

Этап 4: Сравниваем собственные оценки с мнением экспертов. В случае несовпадения (см. строки 11, 15, 17), корректируем собственные количественные оценки, приводя их в соответствие с экспертной оценкой.

Оценочная группа (эксперты) Вопрос. Качественный анализ. Ответ Самостоятельно колич. анализ Совпадает ли ответ с мнением экспертов
1. А > Б +В+Г+Д ? нет 100 > 80+60+50+40=230 ? нет да
2. А > Б +В+Г ? нет 100> 80+60+50=190 ? нет да
3. А > Б +В+Д ? нет 100> 80+60+40=180 ? нет да
4. А > Б +Г+Д ? нет 100> 80+50+40=170 ? нет да
5. А > В +Г+Д ? нет 100> 60+50+40=150 ? нет да
6. А > Б +В ? нет 100> 80+60=140 ? нет да
7. А > Б +Г ? нет 100> 80+50=130 ? нет да
8. А > Б +Д ? нет 100> 80+40=120 ? нет да
9. А > В +Г ? нет 100> 60+50=110 ? нет да
10. А > В +Д ? нет 100> 60+40=100 ? нет да
11. А > Д +Г ? нет 100> 50+40=90 ? да нет А1 = 85 85< 90
12. Б > В +Г+Д ? нет 80> 60+50+40=150 ? нет да
13. Б > В +Г ? нет 80> 60+50=110 ? нет да
14. Б > В +Д ? нет 80> 60+40=100 ? нет да
15. Б > Д +Г ? да 80> 50+40=90 ? нет нет Б1 = 95 95 > 90
16. В > Д +Г ? нет 60> 50+40=90 ? нет да
17. Г > Д ? нет 50> 40 ? да нет Г1 = 35 35 < 40
             

· После каждой корректировки, проводим анализ заново (с начала)

· когда проверяем Г1 = 35 (см. строку 11) 85 > 35 + 40 = 75; Да; Нет; следовательно А2 =70 и опять проверка с начала

Этап 5: Полученные в результате количественные оценки, перемасштабируем, присвоив наиболее привлекательному варианту 100 очков, и, соотвественно, пропорционально изменив оценки других вариантов.

А = 70 Б = 100
Б = 95 А = 70/95 = 74
В = 60 В = 60/65 = 63
Г = 35 Д = 40/95 = 42
Д = 40 Г = 35/95 = 37

В результате, мы получили окончательную, согласованную и существенно более точную последовательность, учитывающую степень важности данных вариантов, их приоритеты.

Недостаток метода: используется только один критерий - важность (полезность)

Наши рекомендации