Метод экспертной оценки в исследовании систем управления. Метод Дельфи
Метод экспертных оценок - метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов. Он явл формализованным вариантом метода коллективного мнения. Представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, практику ющие в самых разных, но взаимосвязанных областях Дсят-ти заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз и если он не совпадает с прогнозами других, объяснить, почему это так. Процедура повторяется три-четыре раза, пока эксперты не придут к единому мнению. Анонимность экспертов явл очень важным моментом. Она помогает избежать возможного группового размышления над проблемой, з также возникновения межличностных конфликтов на почве различий в статусе. Несмотря на некоторые сомнения в надежности, поскольку результат зависит от того, к каким именно экспертам обраш за консультацией, метод экспертных оценок использ при прогнозировании в самых разных сферах - от ожидаемого сбыта изделий до оценки военных возможностей страны.
Экспертные методы использ дтя диагностики состояния, последующего прогнозирования вариантов развития: 1) объектов, развитие кот либо полностью, либо частично не поддается предметному описанию или математической формализации. 2) в условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики по хар-кам объекта. 3) в условиях большой неопределенности среды функционирования объекта, рыночной среды, 4) в случаях, когда или время, или средства, выделяемые на прогнозирование и принятие решений, не позволяют исследовать проблему с применением формальных моделей. 5) отсутствуют необходимые технические средства моделирования, например вычислительная техника с соответствующими хар-ми, 6) в экстремальных условиях, 7} экспериментальные оценки широко применен в практике технико-экономического анализа, поскольку они позволяют получить сравнительно надежную, а иногда и единственно возможную информацию. Под экспертными оценками понимают комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выработки рациональных решений. Методы экспертных оценок можно разделить на две группы - методы коллективной работы экспертной группы и методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы.
Методы коллективной работы экспертной группы предполагают получение общего мнения в ходе совместного обсуждения решаемой проблемы. Иногда их наз методами прямого получения коллективного мнения. Основное преимущество этих методов закл в возможности разностороннего анализа проблем. Недостатками явл сложность процедуры получения информации, сложность формирования группового мнения по индивид суждениям экспертов, возможность давления авторитетов в группе. В зависимости от процедуры и способов организации и проведения экспертизы различают след методы группового опроса экспертов: - I. метод комиссий. Предполагает регулярные собрания экспертов дтя проведения групповых дискуссий по обсуждаемой проблеме и выработке в ходе дискуссий согласованного решения. Этот метод способствует созданию творческой обстановки в группе экспертов. Недостатки - отсутствие анонимности, склонение к мнению более авторитетных специалистов. 2. метод мозговой атаки. Примен в случаях, когда решается новая, малоизученная проблема или треб принять новое, оригинальное решение. Особенность метода - он запрещает критику альтернатив, предт в процессе обсуждения, что обеспечивает наиболее полное выявление и использование творческого потенциала экспертов и возможность свободного высказывания и появления самых безумных идей.
Методы колл раб вкл методы «мозговой атаки», «сценариев», «деловых игр», «совещаний» и «суда». Метод «мозговой атаки» - коллективная генерация идей, мозгового штурма, дискуссионных методов. Все методы основаны на свободном выражении идей, направленных на решение проблемы. Критиковать идеи запрещено, можно хвалить, развивать, приветствуются даже необычные, странные идеи. Затем из них отбираются наиболее ценные и каждая идея обсуждается в группе экспертов. Достоинством явл высокая оперативность получения требуемого решения. Недостатком -сложность организации экспертизы, так как иногда невозможно собрать вместе требуемых специалистов, создать нужную атмосферу и исключить влияние должностных в:иимоотношсний. Метод «сценариев» - совокупность правил по изложению в письменном виде предложений специалистов по решаемой проблеме. Сценарий предст собой документ, содерж анализ проблемы и предложения по ее реализации. Предложения вначале пишут эксперты индивидуально, а затем они согласуются и излагаются в форме единого документа. Преимуществом явл комплексный охват решаемой проблемы в доступной для восприятия форме.
К недостаткам - возможные неоднозначность, нечеткость излагаемых вопросов и недостаточную обоснованность отдельных решений. «Деловые игры» - основаны на моделировании функционирования социальной системы управления при выполнении операций, направленных на достижение поставленной цели. Они предполагают активную деятельность экспертной группы, за каждым членом кот закреплена определенная обязанность в соответствии с заранее составленными правилами и программой. Достоинство - возможность выработки решения в динамике с учетом этапов исследуемого процесса при взаимодействии всех элементов общественной системы управления. Недостаток - сложность организации деловой игры в условиях, приближенных к реальной проблемной ситуации. Метод «совещаний» или круглого стола - простой и традиционный. Предполаг проведение совещания или дискуссии с целью выработки единого коллективного мнения по решаемой проблеме.
В отличие от метода мозговой атаки каждый эксперт может не только высказать свое мнение, но и критиковать предложения других. В рез-те тщательного обсуждения уменьшается возможность ошибок при выработке решений. Достоинство - простота его реализации. Однако на совещании может быть принято ошибочное мнение одного из участников в силу его авторитета, служебного положения, настойчивости или ораторских способностей. Метод «суда». Целесообразно использовать при наличии нескольких групп экспертов, придерживающихся различных вариантов решения. Методы получения индивидуального мнения членов экспертной группы основаны на предварительном получении информации от экспертов.
Опрашиваемых независимо друг от друта. с последующей обработкой полученных данных. К этим методам можно отнести методы анкетного опроса, интервью, и методы Дельфи. Осн^рные преимущества состоят в их оперативности, в возможности в полной мере использовать индивидуальные способности эксперта, отсутствии давления со стороны авторитетов и в низких затратах на экспертизу. Недостатком - высокая степень объективности получаемых оценок из-за ограниченности знаний одного эксперта. Метод Дельфи - предст собой анкетирование, выполняемое в несколько туров, причем эксперты работают независимо друг от друга и неизвестны друг другу, В первом туре эксперты сообщают свои ответы без какой-либо аргументации. Полученные ответы обрабатываются путем отбрасывания крайних значений и усреднения, после чего полученные результаты сообщаются экспертам. Во втором туре эксперты изменяют в соответствии с полученными результатами свои оценки и сообщают их вместе с соответствующей мотивировкой, после чего процедура повторяется. После третьего - четвертого туров оценки экспертов стабилизируются и дальнейший опрос прекращается. Обеспечивает согласование мнений экспертов. Достоинство - использование обратной связи в ходе опроса, что повышает объективность экспертных оценок. Но это требует значительного времени на реализацию всей многоэтапной процедуры. Основные этапы экспертного оценивания:
-формирование цели и задач;
-формирование группы управления и оформление решения на проведение экспертного оценивания;
-выбор метода получения экспертной информации и способов ее выработки;
-подбор экспертной группы и формирование при необходимости анкет опроса;
-опрос экспертов (экспертиза);
-обработка и анализ результатов экспертизы;
-интерпретация полученных результатов;
составление отчета.