Саморегулирование экономической системы и обеспечение равновесия
В экономической литературе принято выделять частичное, общее и реальное равновесие.
1. частичное равновесие {partialequilibrium) — равновесие, складывающееся на отдельном рынке.
Однако, в реальной действительности рынки взаимосвязаны, цены одних экономических благ влияют на цены других. Рынок, как и человеческий язык, возникает в процессе взаимодействия (общения). Поэтому отдельный товар, вырванный из этого контекста взаимосвязи, не может быть "истинным товаром", соответствующим своей товарной природе.
2. общее равновесие (generalequilibrium) — равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках.
Задача данной темы — анализ рыночной экономики как целого, исследование взаимодействия и взаимозависимости ее частей.
При этом решаются три основных вопроса:
1. Способствует ли рыночный механизм достижению общегоравновесия и каким образом?
2. Является ли эффективное равновесие единственнымили возникает ряд вариантов цен, которые отвечают этому требованию?
3. Будет ли это эффективное общее равновесие устойчивым
Достижение общего равновесия — результат воздействия изменения на одном рынке на все другие рынки, в том числе и на тот рынок, с которого началось движение. В этом взаимодействии на передний план выходят взаимозависимость (взаимодополняемость и взаимозаменяемость) различных товаров.
Поэтому простейший анализ должен включать как минимум четыре этапа:
1) первичное изменение,
2) рынки взаимозаменяющих товаров,
3) рынки взаимодополняющих товаров,
4) эффект обратной связи.
Рассмотрим условный пример с ростом цен на автомобили.
Допустим, что цена на автомобиль поднялась с 7000 до 10 000 долл. Это вызовет снижение продаж с 20 млн до 15 млн. автомобилей в год (рис. 10.1а). Падение спроса на автомобили отразится на спросе на бензин. Он сократится с 12 млн. до 10 млн. л в день. Это приведет к падению цены бензина с 50 до 40 центов за литр (рис. 10.1б)
Рост цен на автомобили заставит многих отказаться от покупки нового автомобиля и обратить свои взоры на товары-заменители. Не исключено, что высокая цена на автомобиль расширит спрос на мотоциклы и заставит дольше эксплуатировать старые машины. Допустим, спрос на мотоциклы возрастет с 50 млн. до 60 млн. мото циклов в год (рис. 10.1в). Это поднимет цену мотоцикла в среднем с 1000 до 1100 долл.
рис. 10.1 Взаимосвязь рынков в экономике: эффект обратной связи
Более длительное использование старых автомобилей приведет к росту цены услуг по ремонту вследствие увеличения спроса на такие услуги. Их число возрастет со 100 млн. до 120 млн. в год, а цена на них в среднем поднимется с 400 до 500 долл. (рис. 10.1г).
В результате более широкого использования старых автомобилей и расширения спроса на мотоциклы спрос на новые автомобили упадет до 12 млн. в год. Это заставит производителей снизить цену с 10 000 до 8000 долл. (рис. 10.1а).
Естественно, такое изменение равновесной цены вызовет новую реакцию на рынках взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров, которая приведет к установлению новых равновес ных цен и объемов на всех рынках.
В нашем примере проанализирована взаимосвязь лишь четырех рынков. В действительности структура подобных взаимосвязей значительно сложнее. Однако даже приведенный условный пример наглядно показывает, что равновесные цены и количества определяются с учетом эффекта обратной связи(feedbackeffect), отражающего изменение частичного равновесия на данном рынке в рeзультате изменений, возникших на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке.
Анализ общего равновесия показал, что уменьшение предложения и соответствующий рост цен на некотором рынке приводят к падению спроса на дополняющие товары и его росту на товары-субституты[1, с. 353 – 355].
Итак, важным свойством любой экономической системы является взаимосвязь и взаимозависимость всех образующих ее частей (подсистем). Рынки всех товаров и всех производственных факторов в действительности взаимосвязаны. Так, потребительский спрос на товары и услуги зависит, как мы знаем, от вкусов и доходов потребителей. В свою очередь их доходы, зависят от находящихся в их распоряжении факторов производства и их цен. Последние зависят от спроса на факторы и их предложения. Спрос на факторы со стороны предприятий зависит не только от характера технологии, но и от спроса на конечные товары, является производным от него. А спрос на конечные блага зависит от доходов потребителей, которые, как мы уже заметили, зависят от спроса на находящиеся в их распоряжении факторы и от их цен.
Эта круговая взаимосвязь всех подсистем экономики может быть упрощенно представлена схемой (рис. 10.2), показывающей взаимосвязи в простой двухсекторной экономике, один из секторов которой представляют домохозяйства, а другой — предприятия. Предполагается, что все производство осуществляется внутри сектора предприятий, все факторы производства принадлежат домохозяйствам (потребителям), а все доходы тратятся на покупку товаров или факторов.
рис. 10.2 Круговые потоки в двухсекторной экономике |
Реальный и денежный потоки взаимосвязаны посредством цен конечных товаров и факторов производства. Экономическая система находится в равновесии, когда цены таковы, что поток доходов от сектора предприятий к сектору домохозяйств равен потоку расходов, направленному от домохозяйств к предприятиям.
При использовании моделей частичного равновесия это условие общего равновесия экономической системы игнорируется. Каждый экономический агент стремится к достижению своих собственных целей, т. е. к оптимизации своего собственного положения, независимо от действий и поведения других. Каждый потребитель максимизирует свое удовлетворение, или полезность, при данных бюджетных ограничениях. Каждое предприятие максимизирует свою прибыль при ограничениях, налагаемых его производственной функцией. Каждый работник при определении предложения услуг труда исходит из максимизации своего удовлетворения от комбинации работа—досуг при ограничении, налагаемом действующей ставкой заработной платы.
Проблема, которую пытается разрешить теория общего равновесия, заключается в том, может ли, а если да, то каким образом, многосубъектная децентрализованная экономическаясистема, предполагающая свободу действий каждого индивида, обеспечить такое поведение участников, при котором окажется возможным эффективное распределение экономических ресурсов[2, с. 392 - 394].
Впервые теоретическая модель общего экономического равновесия в условиях классического рынка была разработана швейцарским экономистом Л. Вальрасом. Предложенная им модель по форме является макроэкономической, но по содержанию основана на микроэкономических показателях, так как построена на основе принципа максимизации полезности. В своей работе «Элементы чистой политической экономии», изданной в 1874 г., Л. Вальрас формализовал и выразил в математической форме идею А. Смита о «невидимой руке» совершенной конкуренции, при которой отдельные потребитель и производитель не могут непосредственно влиять на рыночные цены.
Модель общего равновесия Л. Вальраса основана на анализе спроса и предложения и включает систему уравнений. В ней выделяются формулы, характеризующие равновесие двух рынков: производительных услуг и продуктов потребления. В первом случае продавцами выступают владельцы факторов производства, а покупателями — производители потребительских товаров. Во втором случае указанные хозяйственные агенты меняются местами. Цены же на рынках обусловливаются совокупными параметрами спроса и предложения, когда они становятся равными друг другу. Именно эти цены обеспечивают достижение максимума полезности каждому хозяйственному агенту. Таким образом, согласно модели общего равновесия Л. Вальраса, на рынках устанавливаются такие относительные цены, при которых все желаемые товары продаются и покупаются и не возникает избыточного спроса и предложения. В законченном виде модель общего экономического равновесия в условиях действия закона совершенной конкуренции имеет вид:
= (10.1)
где
Р — цена произведенных благ;
X— количество произведенных благ;
U— цена проданных производительных услуг;
Y — данные и потребленные объемы производительных услуг.
Формула читается следующим образом: