Методологические принципы теории потребления

Термин «полезность» был введен английским философом И.Бентамом. «Под принципом пользы, — писал он, — понимается тот принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие, смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе которой идет дело, или, говоря то же самое Другими словами, содействовать или препятствовать этому счастью»[1, С. 2].

Согласно Бентаму, максимизация полезности и является руководящим психологическим принципом поведения людей в их стремлении избежать страданий и увеличить удовольствия или счастье.

Полезность –это удовлетворение, которое человек получает от потребления определенного количества блага [2, с. 26].

В основе теории потребления лежат следующие принципы:

· принцип свободы выбора и суверенитета потребителя.

Означает возможность потребителя влиять на объем и структуру производства посредством формирования спроса на конкретные товары и услуги.

· принцип рационального поведения человека в экономике.

Каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, т.е. знает, что ему нравится больше, что меньше. Из всей товарной массы он выбирает наиболее предпочтительный товар или их набор, а также определенный набор этого выбора.

При заданных ценах и доходах потребитель стремиться распределить свои денежные средства так, чтобы получить максимум полезности.

· принцип редкости

Ограничение фиксированной величины производства того или иного товара. В результате цена попадает в полную зависимость от спроса, а спрос увязывается с субъективными оценками блага потребителями.

· принцип полезности

Полезность объявлена целью потребления и рассматривается, как свойство экономических благ удовлетворять потребности. Различают общую и предельную полезность.

Общая - полезность всего набора благ в совокупности. Предельная– полезность, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага.

· принцип убывания предельной полезности в потреблении (законы Госсена)

Правила рационального поведения человека, стремящегося извлечь максимальную полезность из своей хозяйственной деятельности.

1 закон:(имеет 2 части) 1) В одном акте потребления полезность последующей единицы блага убывает; 2) при повторяющемся акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

2 закон: чтобы получить максимальную полезность от потребления определенного набора благ за конкретный период времени необходимо каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине.

· принцип дохода потребителя

Он позволяет преобразовать потребности в спрос, т.е. придать им денежную форму. Сформулирован Энгелем.

При низком доходе потребители расходуют его на приобретение предметов первой необходимости, а по мере роста доходов растет потребление предметов роскоши.

· принцип излишка потребителя

Потребитель, появляясь на рынке, покупает определенное количество необходимого ему товара по конкретной цене. Полезность всех приобретённых единиц товара, кроме последней, больше той цены, которую покупатель за нее платит. Отсюда следует, что потребитель, произведя покупку, оказывается в выигрыше, обусловленном превышением полезности приобретенной единицы товара над ценой.

Таким образом, полезность имеет сугубо личностный, субъективный характер. Чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различных благ и наборов. Известны 2 основных подхода к решению этой проблемы- количественный и порядковый.

Кардиналистский подход

Кардиналисты (экономисты 19 века – У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) в основе их теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Согласно этой теории ценность (стоимость) блага определяется не затратами труда, а потребностью, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нём.

Кардиналисты считали, что потребитель в состоянии оценивать потребляемые им товары с точки зрения величины полезности, приносимой ими. Причем целью потребителя является максимизация полезности. При этом полезность от потребления товара зависит лишь от количества потребляемых единиц этого товара.

Например, потребитель может сказать, что ежедневное потреблениеим 1 яблока приносит ему удовлетворение, скажем 20 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок – 38 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок и 1 сигареты и 1 апельсина – 63 ютила и т.д.

Причем количественная оценка полезности того или иного товара или товарного набора имеют исключительно индивидуальный субъективный характер.

Данную теорию еще называют количественной,т.к. предполагается что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора.

Формально это можно записать в виде функции общей полезности:

Методологические принципы теории потребления - student2.ru (2.1),

где

TUi - общая полезность данного товарного набора;

Qa, Qb. … Qz – объемы потребления товаров А, В, Z в единицу времени.

Большое значение имеют предположения о характере функции общей полезности.

Зафиксируем объемы потребления товаровВ, С,..., Z. Рассмотрим, как изменяется общая полезность товарного набора в зависимости от объема потребления товараА (например, яблок). В верхней части рис. 2.1,а изображена эта зависимость. Длина отрезка ОК равна полезности товарного набора при фиксированных нами объемах товаровВ,С,...,Zпри нулевом объеме потребления товара А. В количественной теории предполагается, что функция ТU в верхней части рис. 2.1 а возрастающая (чем больше яблок, тем большую полезность имеет товарный набор) и выпуклая вверх (каждое последующее яблоко увеличивает общую полезность товарного набора на меньшую величину, чем предыдущее). В принципе эта функция может иметь точку максимума (S), после которой она становится убывающей (представьте, что Вас ежемесячно заставляют потреблять по 100 кг яблок).

В нижней части рис. 2.1а изображена зависимость предельной полезности яблок от объема их потребления.

Предельная полезность— это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Математически предельная полезность товара есть частная производная общей полезности товарного набора (2.1) по объему потребления i-того товара:

Методологические принципы теории потребления - student2.ru = Методологические принципы теории потребления - student2.ru .

Геометрически значение предельной полезности (длина отрезка ОN) равно тангенсу угла наклона касательной к кривой TUв точке L. Поскольку линия TU выпукла вверх, с увеличением объема потребления i-того товара угол наклона этой касательной уменьшается и, следовательно, понижается и предельная полезность товара. Если при некотором объеме его потребления (на нашем рисунке QA//) функция общей полезности достигается максимума, то одновременно предельная полезность товара становится нулевой [3,с. 105-106].

Методологические принципы теории потребления - student2.ru

Рис. 2.1. Общая и предельная полезность.

Таким образом, в соответствии с количественной теорией функция полезности имеет две черты:

1- является возрастающей, т.к. каждая последующая единицы запаса повышает общею полезность блага

2- каждая последующая единица приносит меньшее повышение общей полезности, чем предыдущая, поскольку действует закон снижения предельной потребности потребителя.

Оптимальная функция полезности позволяет представить систему предпочтений потребителя в случае потребления одного единственного товара. В случае наличия набора товаров полезность представляется как сумма полезности товаров, входящих в набор. Данная функция представляется следующим образом:

Методологические принципы теории потребления - student2.ru (2.2),

где

U – общая полезность от всего набора потребляемых товаров

U1 – Un - полезность от потребления товаров (1-n )

1 – n – объем потребления товаров (1-n )

Правило кардиналистов заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, приложена на равную предельную полезность.

Т.е. правило максимизации полезности -потребитель максимизирует свою полезность, распределяя доход таким образом, что каждая последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность:

Методологические принципы теории потребления - student2.ru = Методологические принципы теории потребления - student2.ru = … Методологические принципы теории потребления - student2.ru = λ,(2.3)

где λ – некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег (средняя предельная полезность по бюджету покупателя).

Иначе можно записать,

Методологические принципы теории потребления - student2.ru = Методологические принципы теории потребления - student2.ru , …. Методологические принципы теории потребления - student2.ru = Методологические принципы теории потребления - student2.ru (2.4)

В такой ситуации никто не будет побуждать потребителя к изменению структуры расходов, он будет находиться в состоянии равновесия. Более того, ему невыгодно изменять структуру потребления, поскольку такое изменение только ухудшит его благосостояние.

Т.о. в оптимуме (максимум полезности при данных вкусах потребителя.ценах и доходах) полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова, независимо, от того на какой именно товар она израсходована. (2 закон Госсена).

Т.к. предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену [4.c. 24-25].

Наши рекомендации