Обеспечение заявки на участие в торгах
Виды нормативных документов
Согласно СНиП 10.01-94 нормативные документы РФ разделяются на три группы:
· федеральные
· субъектов федерации
· производственно-отраслевые
Федеральные документы включают четыре вида нормативов:
ü СНиП - строительные нормы и правила Российской Федерации
ü ГОСТ Р - государственные стандарты России в области строительства
ü СП - свод правил по проектированию и строительству
ü РДС - руководящие документы системы
Нормативные документы субъектов федерации включают один вид документа:
ü ТСН - территориальные строительные нормы
Производственно-отраслевые документы включают:
ü СТП - стандарт производства
ü СТО - стандарт объединения
9. Разработка и классификация нормативных документов в строительстве
Разработку государственных федеральных нормативных документов и территориальных строительных норм осуществляют в соответствии с настоящими нормами и правилами научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области. В разработке документов участвуют также создаваемые Минстроем России технические комитеты по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (ТКС).
Заказчиком на разработку документа может быть организация, на которую возложено его принятие, или любая другая заинтересованная организация (предприятие). Разработку стандартов предприятий и общественных объединений осуществляют по ГОСТ Р 1.4, технических условий -в соответствии с указаниями Госстандарта России и настоящих норм и правил.
Разработку нормативных документов осуществляют по следующим стадиям:
1-я стадия - организация разработки документа;
2-я стадия - разработка проекта документа в первой редакции;
3-я стадия - подготовка проекта документа в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;
4-я стадия - рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация документа;
5-я стадия - издание документа.
Примечание - Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) документа, опытное проектирование и др.
Отмену нормативных документов осуществляют принявшие их органы.
Формы комбинирования производства
В зависимости от характера производства, технологии и объединения в производственном процессе отдельных стадий переработки сырья и материалов, комбинирование в промышленности выступает в трёх основных формах:
1) последовательная переработка сырья вплоть до получения готовой продукции;
2) изготовление отходов производства для выработки видов продукции;
3) комплексная переработка сырья (выработка из одного вида сырья различных видов продукции)
Существует понятие вертикального, горизонтального и смешанного комбинирования.
Вертикальное — когда осуществляется последовательная переработка сырья в полуфабрикаты или готовые изделия.
Горизонтальное, когда из одного вида сырья последовательно перерабатывая его, получают основные полуфабрикаты (готовую продукцию, а из образовавшихся отходов — побочные полуфабрикаты или готовую продукцию).
Показатели уровня комбинирования:
§ удельный вес продукции (в действующих ценах, выпускаемый комбинатом в общем объёме выпуска продукции) отраслью;
§ удельный вес сырья и полуфабрикатов, которые перерабатываются в последующий продукт на месте их получения в общем количестве тех же видов сырья и полуфабрикатов, произведённых на комбинате;
§ доля побочной продукции, полученной в результате комбинирования в общем объёме выпускаемой продукции;
§ количество рабочих, занятых на комбинированных производствах в отрасли;
Обеспечение заявки на участие в торгах
В процессе заключения и выполнения строительных контрактов подрядная фирма берет на себя гарантийные обязательства, требующие внесения соответствующих залоговых сумм.
Можно различать следующие виды гарантийных обязательств:
1. Гарантийный залогпри подаче предложений на строительство объектов. Вносится фирмами-оферентами в тендерный комитет — организацию, которая проводит торги, на четко установленный срок. Если предложение оферента не принимается заказчиком, то залог возвращается. В случае, если представленное предложение будет отозвано оферентом ранее установленного срока, внесенный залог не возвращается.Величина гарантийного залога составляет обычно в среднем 2% от общей (оферты). Залог выставляется в одном из банков страны. Если оферентом является государственная организация, то указанный залог может быть заменен банковской гарантией.
2. Гарантийный залог по выполнению контракта охватывает весь период строительных работ и обычно составляет примерно 10% от стоимости контракта. Залог вносится строительной фирмой (подрядчиком) под банковскую гарантию. Гарантия также может предоставляться страховой компанией. Залоговая сумма предназначена для покрытия убытков, связанных с невыполнением подрядчиком условий контракта и другими допущенными в ходе работ ошибками. Сумма ущерба определяется сторонами по взаимному согласию или через арбитраж.
3. Гарантия платежеспособности (платежа) свидетельствует о возможностях подрядчика выплачивать заработную плату своим рабочим, оплачивать стройматериалы и работы субподрядчиков. Разновидностью гарантии платежа является гарантия обязательств по авансовым платежам, она охватывает платежи, производимые заказчиком подрядчику авансом для покрытия мобилизационных расходов, например на первоначальное приобретение материалов и оборудования.
4. Гарантия по завершении строительства охватывает гарантийный эксплуатационный период, предусмотренный условиями контракта. Она служит залогом для покрытия расходов, связанных с устранением дефектов, выявившихся в процессе эксплуатации. Это может быть сумма, удерживаемая заказчиком на гарантийный срок, либо банковская гарантия на такую сумму (обычно 5—10% от стоимости объекта).
Организатор торгов имеет право без объявления причины признать торги несостоявшимися. Это может произойти, если ни одно из предложений претендентов его не устраивает, но может быть и другая причина: заказчик ввиду изменения своего финансового положения видит, что не сможет оплатить строительство, и признает торги несостоявшимися. В результате фирма-претендент не получает заказ, а деньги, которые были внесены в залог, хотя и временно, но все же уменьшили ее оборотный капитал.
6. Определение контрактной цены
Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика, а также причитающееся ему вознаграждение и может быть определена путем составления сметы. Для определения стоимости в ходе подготовки предложений по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию прилагаются:
· при разработке оснований инвестиций и проектно-сметной документации по заказу инвестора — инвесторские сметы;
· при подготовке договора, когда разработана тендерная документация, — расчеты подрядчика.
Стоимости, определенные инвесторскими сметами и расчетами подрядчика, могут не совпадать. Методические рекомендации по определению стоимости предмета подрядных торгов в строительстве предусматривают два варианта:
1) определение стоимости предмета подрядных торгов (Цт) при наличии предпроектной и проектно-сметной документации, когда:
Цт = Ат * Ки * Кндс, где
Ат – сметная стоимость в текущем уровне цен на период проведения подрядных торгов;
Ки – коэффициент инфляции к стоимости предмета торгов до момента платежа по договору;
Кндс – коэффициент учета НДС.
2) определение стоимости предмета подрядных торгов при отсутствии предпроектной и проектно-сметной документации по укрупненным показателям и по объектам-аналогам несколькими вариантами, имея в виду, что необходимо располагать при этом основными проектными решениями и сроками выполнения работ.
Когда работа выполняется в соответствии со сметой подрядчика, то с момента подтверждения ее заказчиком она становится частью договора. Методические указания по определению стоимости строительной продукции подразделяют договорные цены на открытые (уточняемые в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства) и твердые (окончательные).
В практике строительства бывает необходимость внесения изменений в техническую документацию. Заказчик вправе вносить изменения впри условии, когда стоимость дополнительных работ не превышает 10 % общей стоимости строительства и не меняют предусмотренных в договоре строительных работ. В этом случае составляется согласованная сторонами дополнительная смета.
Если превышает 10 %, то подрядчик вправе требовать пересмотра сметы.
Твердая договорная цена должна учитывать риск подрядчика, непредвиденные и другие затраты, она является окончательной и изменению не подлежит. Такая цена в нынешней экономической ситуации может заключаться на несложные объекты строительства (виды работ) с небольшим сроком строительства.
7. Особенности системы нормативной документации в строительстве. Принципы стандартизации технических решений
Разработку проектно-сметной документации регламентирует система нормативных документов, включающая федеральные нормативные документы, нормативные документы субъектов Российской Федерации, производственно-отраслевые нормативные документы. Нормативно-техническая документация (НТД) разрабатывается в соответствии со СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
Согласно СНиП 10.01-94 нормативные документы РФ разделяются на три группы:
- федеральные
- субъектов федерации
- производственно-отраслевые
Федеральные документы включают четыре вида нормативов:
ü СНиП - строительные нормы и правила Российской Федерации
ü ГОСТ Р - государственные стандарты России в области строительства
ü СП - свод правил по проектированию и строительству
ü РДС - руководящие документы системы
Нормативные документы субъектов федерации включают один вид документа:
ü ТСН - территориальные строительные нормы
Производственно-отраслевые документы включают:
ü СТП - стандарт производства
ü СТО - стандарт объединения
Стандартизация руководствуется следующими принципами:
1) добровольное применение стандартов;
2) максимальный учёт при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
3) применение международного стандарта как основы для разработки национального стандарта, за исключением, если такое применение невозможноиз-за несоответствия требований климатическим и географическим особенностям РФ, техническим или технологическим особенностям, или по иным основаниям, либо РФ выступала против принятия международного стандарта или его положения;
4) недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, работ, услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для осуществления целей стандартизации;
5) недопустимость установления стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
6) обеспечение условий для единообразного применения стандартов.
8. Нормативные документы в строительстве. Виды нормативных документов
Нормативный документ - документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТ Р 1.0).
Термин "нормативный документ" является родовым, охватывающим такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации - правила, рекомендации, регламенты, общероссийские классификаторы.
Виды нормативных документов
Согласно СНиП 10.01-94 нормативные документы РФ разделяются на три группы:
· федеральные
· субъектов федерации
· производственно-отраслевые
Федеральные документы включают четыре вида нормативов:
ü СНиП - строительные нормы и правила Российской Федерации
ü ГОСТ Р - государственные стандарты России в области строительства
ü СП - свод правил по проектированию и строительству
ü РДС - руководящие документы системы
Нормативные документы субъектов федерации включают один вид документа:
ü ТСН - территориальные строительные нормы
Производственно-отраслевые документы включают:
ü СТП - стандарт производства
ü СТО - стандарт объединения
9. Разработка и классификация нормативных документов в строительстве
Разработку государственных федеральных нормативных документов и территориальных строительных норм осуществляют в соответствии с настоящими нормами и правилами научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области. В разработке документов участвуют также создаваемые Минстроем России технические комитеты по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (ТКС).
Заказчиком на разработку документа может быть организация, на которую возложено его принятие, или любая другая заинтересованная организация (предприятие). Разработку стандартов предприятий и общественных объединений осуществляют по ГОСТ Р 1.4, технических условий -в соответствии с указаниями Госстандарта России и настоящих норм и правил.
Разработку нормативных документов осуществляют по следующим стадиям:
1-я стадия - организация разработки документа;
2-я стадия - разработка проекта документа в первой редакции;
3-я стадия - подготовка проекта документа в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;
4-я стадия - рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация документа;
5-я стадия - издание документа.
Примечание - Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) документа, опытное проектирование и др.
Отмену нормативных документов осуществляют принявшие их органы.