Группировка затрат по статьям расходов

Статьи расходов Виды себестоимости
1. Сырье и материалы 2. Возвратные отходы (—) 3. Покупные изделия и полуфабрикаты 4. Топливо и энергия на технологические цели 5. Основная зарплата производственных рабочих 6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих 7. Отчисления на социальные нужды 8. Расходы на освоение и подготовку производства 9. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 10. Общепроизводственные расходы Цеховая себестоимость Фабрично-заводская (производственная) себестоимость     Полная (коммерческая) себестоимость  
11. Общехозяйственные расходы 12. Прочие производственные расходы 13. Потери от брака
14. Внепроизводственные расходы

4.1.2. Классификация затрат

Классификация затрат по составу (степени однородности) представляет собой разделение затрат на простые и комплексные.

К простым относятся расходы, которые нельзя расчленить на составные части (затраты на сырье, основные мате­риалы, амортизация основных фондов).

Комплексными называются статьи затрат, состоящие из несколь­ких однородных затрат (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы), которые могут быть разложены на первичные элементы.

Классификация затрат по способу отнесения на себестоимость продукции представляет собой разделение затрат на прямые и косвенные.

Прямые затраты непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относятся на их себестоимость (сырье, материалы, топливо, энергия).

Косвенные затратыраспределены между всеми видами продукции (пропорционально заработной плате основных производственных рабочих или по другому принципу).. К ним относятся расходы на содержание и эксплуата­цию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы.

Классификация затрат по участию в процессе производства представляет собой разделение затрат на основные и накладные.

Основные расходы непосредственно связаны с технологичес­ким процессом изготовления изделий. Это расходы на сырье, ма­териалы (основные), технологические топливо и энергию, основ­ная заработная плата производственных рабочих.

К накладным расходам относятся затраты, связанные с его организацией, управлением, обслуживанием. Накладными являются обще­производственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы.

Классификация затрат по степени зависимости от изменения объема производства представляет собой разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные.

Условно-переменные — это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производ­ства (заработная плата производственных рабочих, затраты на сы­рье, материалы и т.п.).

Условно-постоянные — это затраты, абсо­лютная величина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно (амортизация зданий, топливо для отопления, энергия на освещение помещений, заработная плата управленческого персонала).

Основными плановыми и расчетными показателями, определяемыми на предприятиях по себестоимости продукции являются:

1) себестоимость единицы продукции (руб) - С

2) затраты на один рубль товарной продукции С: Тп

где С – себестоимость всей товарной продукции

Тп –объем товарной продукции в руб.(выручка от реализации товарной продукции);

3) процент снижения затрат на товарную продукцию по отношению к прошлому году.

В условиях рыночной экономики наряду с расчетом себестоимости по статьям калькуляции используют метод расчета себестоимости по сокращенной номенклатуре калькуляционных статей.

При этом в затраты на производство включаются только переменные расходы ( сырьё, материалы, оплата труда), т.е. все прямые расходы и переменная часть косвенных расходов.

Для этого все затраты на производство разделяют на переменные и постоянные.

Переменные затраты изменяются пропорционально объему производства.

Постоянные затраты в краткосрочном периоде не изменяются по своей величине. Например в затратах на отопление и освещение зданий не отражаются колебания в объемах выпуска продукции.

При этом переменные затраты учитывается в себестоимости продукции, а постоянные относят общей суммой на счет прибылей и убытков.

Для расчёта себестоимости используют различные методологии в зависимости от отраслевых особенностей, в основе которых могут быть способы:

- прямого счета; - исключение затрат;

- расчетно-аналитический; - коэффициентный;

- нормативный; - комбинированный;

- попередельный; - параметрический;

Наиболее распространен «расчетно-аналитический» метод калькулирования. Сущность состоит в том, что прямые затраты на единицу продукции определяются путем нормативного расчета, а косвенные - пропорционально принятому признаку.

Нормативный метод – когда затраты на производство учитываются по нормам расхода; применяется в массовом и серийном производствах.

Позаказный метод калькулирования, когда затраты учитываются по отдельным заказам и применяется преимущественно в индивидуальном и мелкосерийном производствах. Фактическая себестоимость заказа определяется по окончании изготовления изделий и выполнения работ, относящихся к этому заказу, путем суммирования всех затрат по нему.

Попередельныйметод - применяется в таких отраслях промышленности, в которых обрабатываемое сырье последовательно проходит несколько, самостоятельных фаз обработки – переделов. Данный метод применяется в металлургии, текстильной, бумажной, химической и нефтяной и др. отраслях с повторяющейся однородной по исходному материалу и технологии обработки продукции.

Особое место занимает «Директ-костинг», (direct – costing) на основе которого осуществляется связь:

Издержки Объём производства Прибыль

Это метод управления затратами с целью максимизации прибыли. Сущность данного метода заключается в том, что в калькуляцию включаются расходы непосредственно связанные с изготовлением данного изделия (прямые, условно-переменные), а другие виды затрат не включаются в себестоимость продукции, а возмещаются общей суммой из выручки или валовой прибыли.

Расчёт ведётся по такой примерной схеме:

Показатели Условные обозначения Значения в денежных единицах
1. Выручка от реализации продукции В
2. Переменные затраты З пер.
3. Маржинальная прибыль П м = В - З пер.
4. Постоянные затраты З пост.
5. Прибыль П = П м - З пост.

Маржинальная прибыль (доход) равна разнице выручки и переменных затрат. Если маржинальная прибыль покрывает постоянные затраты, то предприятие работает без убытков. В противном случае производство убыточно.

4.1.3. Пути снижения себестоимости продукции

Каждое предприятие осуществляет свою производственную деятельность с целью получения прибыли. Прибыль – это разница между выручкой от продажи продукции и себестоимостью (затратами предприятия на производство). Цену на продукцию определяет рынок, поэтому главным резервом увеличения прибыли является снижение себестоимости продукции. Затраты, формирующие себестоимость продукции, составляют подавляющую часть расходов предприятия, поэтому их величина напрямую влияет на размер прибыли. Снижение себестоимости является главным фактором повышения эффективности деятельности предприятия.

Основные пути снижения себестоимости :

· снижения материалоёмкости продукции;

· повышения загрузки оборудования;

· улучшения использования трудовых ресурсов;

· сокращения персонала;

· сокращения управленческих расходов;

· внедрение механизации, автоматизации;

· сокращения потерь от брака.

Пример расчета полной себестоимости изделия

Наименование статей калькуляции Сумма (руб.)
Сырье и материалы
Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, услуги сторонних организаций производственного характера
Топливо и энергия на технологические цели
Возвратные отходы (вычитаются)
Основная заработная плата производственных рабочих
Дополнительная заработная плата производственных рабочих
Отчисления на социальные нужды 17,16
Общепроизводственные расходы (цеховые)
Общехозяйственные расходы (общезаводские)
  Производственная себестоимость 448,16
Внепроизводственные расходы 23,9
  Полная себестоимость 472,06

Дополнительная зарплата составляет 10% от основной; отчисления на социальные нужды – 26% от суммы основной и дополнительной зарплаты; общепроизводственные расходы – 90% от основной зарплаты; общехозяйственные расходы – 110% от основной зарплаты; внепроизводственные расходы – 5% от производственной себестоимости.

Контрольные вопросы

1.Что такое себестоимость продукции и какова ее роль в деятельности предприятия?

2.Перечислите экономические элементы затрат.

3.Дать классификацию затрат по статьям калькуляции.

4.Чем отличается смета затрат от калькуляции?

5.Перечислить виды себестоимости.

6.Что представляют собой переменные и постоянные расходы?

7.Что такое основные и накладные расходы?

8.Чем отличаются прямые расходы от косвенных?

9.Что такое простые и комплексные расходы?

10.Перечислите методы калькулирования.

11.Охарактеризуйте метод учета затрат «директ-костинг».

12.Укажите пути снижения себестоимости продукции.

13.Установите зависимость между себестоимостью и ценой продукции.

Выводы:В теме рассматривается взаимосвязь всех затрат предприятия и влияния на них технических, организационных и финансовых факторах, а также влияние себестоимости продукции на финансовые результаты предприятия. Студенты после изучения темы имеют возможность проанализировать прямую и обратную связь себестоимости и цены продукции и условий работы предприятия.

Тема 4.2. Ценообразование

Назначение темы

Является обобщающей темой, которая содержит основы формирования цены, методику ее расчета, виды цен и политику ценообразования. Определяет взаимосвязь цены и прибыли.

Цели темы

Знать: −функции цены;

- виды цен, структуру цены;

- порядок ценообразования.

Уметь: −рассчитывать розничнуюцену единицу продукции (работ, услуг)

Ключевые слова и термины

цена, розничная цена, оптовая цена.

4.2.1. Цена: функции и её виды

Цена- денежное выражение стоимости товара.

В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением. Она выполняет различные функции.

В учетной функции цены отражаются общественно необходимые за­траты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.

Стимулирующая функция ис­пользуется для развития ресурсосбережения, повышения эффектив­ности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий.

Распределительная функция предусматривает учет в цене налога на добавленную стоимость и акциза (на отдельные группы и виды товаров), и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д. с целью дальнейшего распределения бюджета.

учетная
стимулирующая
распределительная
Функции цены

Рис.10 Функция цены

Виды цен

По степени регулируемости: - свободные; - регулируемые; - фиксированные.  
По характеру обслуживаемого оборота: - оптовые цены на продукцию промышленности; - цены на строительную продукцию; - закупочные цены; - тарифы грузового и пассажирского транспорта; - розничные цены; - тарифы на платные услуги, оказываемые населению; - цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Другие виды: -аукционные; -биржевые; - договорные - –(контрактные).

Рис. 4.4 Виды цен

Структура цены

Рис. 11 Классификация цен

Структура цены

Структуру цены можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 12.

группировка затрат по статьям расходов - student2.ru

Рис.12 Элементы цены

Оптовые цены на продукцию промышленнос­ти — цены, по которым реализуется и закупается продукция пред­приятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Этот вид цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации (полная себестоимость) и включая такую прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятель­ность.

Оптовые (отпускные) цены промышленности — цены, по кото­рым предприятия и организации-потребители оплачивают продук­цию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) орга­низациям.

Оптово - сбытовая наценка (скидка)

Оптовая

(отпускная) Оптовая цена Издержки Прибыль

цена = предприятия + снабженческо- + снабженческо- + Акциз + НДС

промыш- сбытовой сбытовой

ленности организации организации

Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.

Торговая надбавка (скидка)

Оптовая Издержки

Розничная = (отпускная) обращения Прибыль

цена цена + торговых + торговых + Акциз + НДС

промышлен- организаций организаций

4.2.3. Порядок ценообразования

Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов: сбора и систематического анализа информации о рынке, обоснования основ­ных целей ценовой политики предприятия на определенный период времени, выбора методов ценообразования, установления конкрет­ного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене, корректировки ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.

Ценовая политика— это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.

Свободное ценообразование является одним из принципов рыночной экономики.

Этапы разработки и реализации ценовой политики предприятия включают:

1. Выбор цели.

- сохранение стабильного положения на рынке;

- расширение доли рынка;

- максимизация прибыли, повышение уровня рентабельности;

- завоевание лидерства на рынке и др.

Предприятие может либо преследовать указанные цели одновременно, либо устанавливать для себя главную цель.

2. Оценка спроса.

Исследование закономерностей формирования спроса на производимый продукт является важным этапом в разработке ценовой политики предприятия. Закономерности спроса анализируются с помощью кривых спроса и предложения, а также коэффициентов эластичности по цене.

3. Анализ издержек.

Для осуществления продуманной ценовой по­литики необходимо анализировать уровень и структуру издержек, оценивать средние издержки на единицу продукции, сопоставлять их с планируемым объемом производства и существующими на рынке ценами. Издержки производства образуют нижнюю границу цены. Цена не может опус­каться ниже определенной границы, отражающей издержки производства и приемлемый для предприятия уровень прибыли, в против­ном случае производство является экономически невыгодным.

Наши рекомендации