Об условиях отмирания государства
Развитие социалистической демократии есть одновременно процесс подготовки условий для отмирания государства.
Вопрос об отмирании государства впервые был обоснован Марксом и Энгельсом. Они доказали, что государство не вечное установление. Родившись в результате раскола общества на враждебные классы, оно должно исчезнуть с построением бесклассового коммунистического общества. Произойдет это, подчеркивали основоположники марксизма, не в результате единовременного акта, а постепенно, по мере изменения социальных условий и сознания людей. «Государство не «отменяется», оно отмирает» 12, — писал Энгельс.
Отмирание государства конкретно означает следующее. Во-первых, постепенное исчезновение, растворение в обществе того особого слоя людей, которые постоянно заняты государ-
ственным управлением и которые, собственно, образуют государство. Иначе говоря, отмирание государства предполагает неуклонное сокращение, а затем и полную ликвидацию государственного аппарата, передачу его функций самому обществу, т. е. общественным организациям, всему населению. Во-вторых, отмирание государства означает постепенное исчезновение надобности в принуждении по отношению к членам общества.
Развитие и совершенствование социалистической демократии ведет как раз к этому. Если массы все шире привлекаются к управлению государством и производством, если все новые и новые функции государства передаются общественным организациям, то ясно, что нужда в особом государственном аппарате все более уменьшается, а со временем отпадет вовсе. Общественные организации, опирающиеся на самодеятельность трудящихся, делают большой аппарат ненужным. Когда само население следит за общественным порядком, то численность милиции, естественно, может быть сокращена.
Необходимость в принуждении также постепенно сойдет на нет. Первой отпала нужда в подавлении эксплуататорских классов, когда эти классы полностью исчезли. В дальнейшем вообще отпадет необходимость в принуждении какой-либо части общества, ибо все граждане без всякого административного регламентирования будут выполнять свой долг на производстве, в обороне родины, соблюдать нормы и правила социалистического общежития.
Отмирание государства не означает, однако, что в будущем вообще не будет никаких органов управления. Нет, необходимость в управлении общественным производством сохранится всегда, но только это будет не государство, а общественное самоуправление. «Вопрос об отмирании государства, если понимать его диалектически, — говорил в докладе на XXI съезде КПСС тов. Н. С. Хрущев, — есть вопрос о развитии социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление» 13.
Общественное самоуправление возникнет в результате развития и совершенствования социалистической демократии. Поэтому можно сказать, что процесс отмирания государства по сути дела уже идет. Органы государства постепенно преобразуются в органы общественного самоуправления. С другой стороны, переход к самоуправлению подготовляется развитием существующих общественных организаций. Вполне возможно, что в будущем возникнет новый тип общественной организации, которая вберет в себя все лучшее, что накоплено опытом работы партийных, государственных и профсоюзных организаций трудящихся.
Государство диктатуры пролетариата сыграло великую роль в становлении нового общества. Без его организаторской деятельности построить социализм было бы невозможно. Необходимость в государстве остается вплоть до полной победы коммунизма. Окончательно государство отомрет только тогда, говорил В. И. Ленин, когда «люди постепенно привыкнут к соблюдению элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития, к соблюдению их без насилия, без принуждения, без подчинения, без особого аппарата для принуждения, который называется государством» 14.
Вопрос об отмирании государства нельзя рассматривать и отвлекаясь от международных условий. Эти условия не могут отменить тех внутренних процессов, которые ведут к отмиранию государства. Однако они могут заставить более или менее надолго сохранить те функции, а стало быть, и органы государства, которые связаны с обороной страны, защитой мира и безопасности, с обеспечением мирного сосуществования и международного экономического сотрудничества.
До тех пор пока есть опасность агрессии со стороны империалистических государств, нельзя вести дело к ослаблению тех органов социалистического государства, которые служат для защиты от происков внешних врагов. На весь этот период полностью сохранится функция обороны страны от нападения извне, сохранятся вооруженные силы, разведка. Эта функция отомрет лишь тогда, когда исчезнет империализм.
Таким образом, отмирание государства — это сложный и противоречивый процесс. Диалектика его в том, что одни функции государства постепенно преобразуются или исчезают, а другие сохраняются и даже усиливаются.
Можно ли в связи с этим говорить об отмирании государства?
Да, можно, ибо общее направление развития в период перехода к коммунизму идет именно в эту сторону. Необходимость сохранения и усиления отдельных государственных функций, конечно, влияет на процесс отмирания государства, его формы и темпы, но ни в коей мере не отменяет этого процесса. В условиях социализма укрепление обороноспособности страны отнюдь не должно препятствовать развитию демократии внутри общества, все более широкому вовлечению масс трудящихся в управление общественными делами. Да и само усиление тех или иных функций социалистического государства не сводится к расширению и укреплению административного аппарата, в частности, органов принуждения. В этом отношении социалистический строй коренным образом отличается от буржуазного.
В сложившихся международных условиях надо иметь сильную армию, разведку, оборонную промышленность. Но сила социалистического государства не только в них. Его сила прежде всего в прочности социальной базы, в преданности народа делу социализма. «Буржуазия, — говорил Ленин, — только тогда признает государство сильным, когда оно может всей мощью правительственного аппарата бросить массы туда, куда хотят буржуазные правители. Наше понятие о силе иное. По нашему представлению государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно» 15.
Такое усиление государства не противоречит его отмиранию, а, по сути дела, подготовляет условия для отмирания государства.