Пробуждение народов Арабского Востока
В последние годы на авансцену национально-освободительной борьбы выдвинулись народы Ближнего Востока и Северной Африки, развернувшие широкое наступление на позиции колониализма. Начиная с 1943 г. в этом районе возникли семь новых государств — Сирия, Ливан, Иордания, Ливия, Судан, Тунис и Марокко. Крупные перемены произошли и в старых арабских странах. В Египте была провозглашена республика, и он полностью освободился от английской оккупации. Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику. В результате революции 14 июля
1958 г. республиканский строй победил в Ираке, который долгое время считался опорой английского владычества в арабском мире. Не ослабевает национально-освободительное движение в Алжире.
Борьба арабов против империализма, за национальную независимость имеет большое международное значение. Ее результаты важны не только для самих арабов, но и для общих судеб империализма и его колониальной политики. Дело в том, что Ближний Восток приобрел громадную роль в экономической, политической и военной стратегии главных империалистических государств, и прежде всего Великобритании и Соединенных Штатов. Здесь расположены многочисленные английские и американские военные базы. Отсюда иностранные монополии ежегодно получают огромные количества дешевой нефти — почти четвертую часть мировой ее добычи. Легко поэтому понять, каким ударом для империалистов был подъем национально-освободительной борьбы арабов, поставивших целью вернуть себе независимость и стать хозяевами природных богатств Арабского Востока.
Удар был тем более неожиданным, что из-за хозяйничанья иностранных колонизаторов и поддерживаемых ими местных феодальных клик арабские народы сильно отстали в экономическом и культурном отношении, а населяемые ими земли стали одним из самых нищих уголков мира. Империалистам казалось, что элементарная борьба за существование поглощает все силы арабов, что забитость и отсталость помешают им подняться до организованной антиколониальной войны.
Эти иллюзии рухнули прежде всего в Египте, где выступление армии, возглавляемой националистически настроенными офицерами, покончило с режимом короля Фарука и его проанглийской клики. Египетская республика, национализировав Суэцкий канал, уничтожила ореол «святости», которым империалистические монополии пытались окружить свою собственность на Ближнем Востоке. Попытка англо-французских империалистов силой оружия восстановить статус-кво и вернуть Суэцкий канал окончилась поражением агрессоров, а уверенность арабов в победе их правого дела еще более возросла.
Для успехов национально-колониальной революции на Арабском Востоке особое значение имели следующие два обстоятельства.
Во-первых, окончательное разоблачение западных держав как злейших врагов независимости арабов. Англия и Франция уничтожили последние остатки доверия к себе вооруженным нападением на Египет осенью 1956 г. Соединенным Штатам, которым дольше других удавалось носить маску «антиколо-
ниализма», пришлось также сбросить ее. Провозгласив в 1957 г. «доктрину Эйзенхауэра», т. е. намерение применять по своему усмотрению вооруженную силу на Ближнем Востоке, совершив в 1958 г. незаконную высадку своих войск в Ливане. Вашингтон показал арабским народам, что его политика определяется интересами американских нефтяных монополий. Это имело далеко идущие последствия, о чем свидетельствуют такие факты, как антиимпериалистическая революция в Ираке и банкротство сколоченного империалистами Багдадского пакта, который лишился последнего арабского участника.
Во-вторых, дружественная политическая и экономическая помощь арабским народам со стороны Советского Союза и других стран социалистического лагеря. Эта бескорыстная поддержка вывела арабские страны из состояния экономической, политической и моральной изоляции, в которой их держали империалисты, и удесятерила их силы. В дни таких суровых испытании, как суэцкий конфликт, арабы особенно отчетливо увидели, кто их друзья и кто враги.
Одна из характерных особенностей освободительного движения на Ближнем Востоке состоит в том, что оно развивается под лозунгами арабского единства. Эта идея родилась в борьбе против колонизаторов, за национальную независимость и сблизила арабские народы.
Как выражение солидарности в антиимпериалистической борьбе, как форма братского сотрудничества и взаимной выручки арабских государств их единство играет большую положительную роль в борьбе за независимость. Идея единства особенно понятна трудящимся массам, одинаково страдающим от капиталистической эксплуатации, от экономической и культурной отсталости. До тех пор пока лозунг единства сохраняет свой антиимпериалистический характер и не преследует цели возвышения одних арабских государств над другими, он встречает поддержку всех прогрессивных, демократических сил.
Однако эту популярную идею пытаются поставить себе на службу и реакционные течения в арабском мире. Крайне националистические группы стремятся истолковать лозунг единства как лозунг немедленного объединения всех арабских народов вокруг наиболее сильного арабского государства с тем, чтобы подчинить их всех одному правительству.
Между тем совершенно ясно, что государственное объединение — весьма сложное и деликатное дело, которое не терпит никакой спешки и нажима и может быть успешным только тогда, когда для него существуют необходимые объективные предпосылки. Не может быть прочным и полезным такое объединение, при котором нарушается право наций на самоопределение, а тот или иной народ утрачивает хотя бы часть своих социальных завоеваний и политических свобод.