Современный экономический рост и периодизация истории экономики
По определению американского экономиста С. Кузнеца, современный экономический ростпредставляет собой развитие, при котором долгосрочные темпы роста производства устойчиво превышают темпы роста населения. Современный экономический рост обусловлен самоподдерживающейся эволюцией технологий, обеспечивающей рост производительности труда.
В 50-70-е годы XX в. в социологии оформилась теория постиндустриального общества, разделившая историю человечества на три этапа: 1)доиндустриальный (аграрный); 2)индустриальный; 3)постиндустриальный.
Согласно американским ученым Д. Беллу и А. Тофлеру, индустриальное общество отличается от доиндустриального и постиндустриального по доминирующему типу ресурсов, методу их использования, технологии, основанной на капитале, труде или знаниях, по характеру отношения человека к окружающему миру и другим людям.
Индустриальное обществоосновывается на распространении машин, заменяющих труд человека; его становление знаменуется развитием промышленности, которая становится ведущим сектором экономики. Начало становления индустриального общества в наиболее развитых странах относится к периоду между 20-ми и 70-ми годами XVIII в. Для индустриального развития экономическим важнейшим ресурсом был капитал, так как рост производительности труда достигался за счет увеличения капиталоемкости производства. Индустриальное общество называют капитализмом.
Постиндустриальное обществоосновывается на распространении много более эффективных автоматических машин, заменяющих машины, непосредственно управляемые человеком, и информационных технологий; его становление сопровождается развитием сферы услуг, которая становится ведущим сектором экономики. Ведущими экономическими ресурсами становятся человеческий капитал и новые технологии. Рост производительности достигается при одновременном снижении капиталоемкости и энергоемкости производства. Постиндустриальное общество часто называют информационным. Начало становления постиндустриального общества в развитых странах относится к периоду между 20-ми и 70-ми годами) (Х в. В XX в. постиндустриальное развитие охватило большинство стран мира.
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
В настоящее время в историко-экономической науке сложились две школы, два центра. В США, а затем в Великобритании в 60-е годы XX в. сформировалась школа новой экономической истории.Эта школа, тесно связанная с экономической теорией и применением экономико-математических и количественных методов, исследует главным образом проблемы экономического роста и долговременные тенденции развития экономики. В ее рамках развивается «историческая экономика», изучающая воздействие различных факторов и элементов экономической системы на экономический рост.
В континентальной Европе особое место занимает зародившаяся в 20-е годы XX в. французская школа «новая историческая наука»,или «школа Анналов». Ее создатели М. Блок и Л. Февр выдвинули новый принцип исторического исследования «история – проблема», пришедший на смену повествовательному описанию истории.
Задачаистории экономики в системе образования состоит в расширении кругозора и формировании экономической культуры будущего экономиста. История экономики выполняет две важнейшие функциив процессе обучения: 1)на конкретных примерах помогает усваивать экономическую терминологию; 2)формирует экономическое мышление, придает ему реализм, историзм и масштабность.
ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННЫЙ СТРОЙ
Первобытно-общинный строй – самый продолжительный период развития человечества. Первобытнообщинный строй характеризуется следующими признаками: 1)низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием; 2)низким темпом развития общества; 3)коллективным присвоением природных ресурсов; 4)отсутствием частной собственности, классов и государства. Для всех первобытных обществ наиболее характерно то, что основной формойхозяйственной практики являлось присваивающее хозяйство, которое отличалось тем, что человек лишь пользовался природными ресурсами, не производя материальных благ.
Периодизация истории человечества сложна. Часто пользуются археологической схемой, в соответствии с которой история человечества делится на три этапа по типу материала, из которого изготавливали орудия труда: 1)каменный век: 3 млн лет тому назад – конец 3-го тыс. до н. э.; 2)бронзовый век: конец 3-го тыс. – 1-е тыс. до н. э.; 3)железный век: с 1 тыс. до н. э. Последние два этапа связаны с появлением первых государственных образований. Первобытное общество хронологически совпадает с каменным веком. В нем выделяют три периода: 1)палеолит (древний каменный век): 3 млн – 12 тыс. лет до н. э.; 2)мезолит (средний каменный век): 12-8 тыс. лет до н. э.; 3)неолит (новый каменный век): 8–3 тыс. лет до н. э.
ПАЛЕОЛИТ И МЕЗОЛИТ
Палеолит– первый период существования первобытнообщинного строя (3 млн – 12 тыс. лет до н. э.). Первыми формами хозяйственной деятельности были охота, рыболовство и собирательство. Важными чертами, отличающими предшественника человека от животного, явились развитие речи, а также умение изготавливать орудия труда. Первые каменные орудия появились около 2,5 млн лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Изготовитель этих орудий получил название «человек умелый».
Около 1 млн лет назад появился новый вид предчеловека – питекантроп, который научился делать более сложные орудия труда из камня. Со временем количество орудий возрастало. Около 250 тыс. лет назад питекантроп уступил «человеку разумному», который мало отличался от современного человека. В эпоху позднего палеолита на смену первобытному строю пришла родовая община,объединявшая людей одного рода. Она имела коллективную собственность и вела хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда и простой кооперации труда.
В эпоху мезолита(12-8 тыс. лет до н. э.) началось во время завершения ледникового периода. Каменная техника была представлена микролитической техникой – миниатюрными орудиями труда из камня правильной геометрической формы. Для обработки дерева стали использовать каменный топор. Одно из важнейших достижений этой эпохи – изобретение лука, оружия для дальнего боя, позволило более успешно охотиться на зверей и птиц. Рыболовство велось при помощи гарпунов, острогов, вершей, сетей; использовались долбленые лодки. Появился морской зверобойный промысел. Началось одомашнивание животных.