Тема 16. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЦИКЛИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

1. Содержание и типы экономического роста:

а) цели экономического роста;

б) экстенсивный и интенсивный типы экономического роста;

в) экономический рост и структура производства.

2. Циклический характер экономического роста. Длинные волны Кондратьева: продолжительность, фазы, причины, механизм поворотных точек.

3. Индустриальная политика. Макроэкономическое планирование и прогнозирование.

Вопросы и задачи для самостоятельной работы

1. Реальный BHП в стране в первом году составил 30 млн. ден. ед., а в следующем возрос до 31,.2 млн. ден. ед. При этом население увеличилось со 100 до 102 тыс. чел. Определить темпы роста ВНП в целом и в расчете на душу населения.

2. Темпы экономического роста: цель или средство? Подумайте о критериях оптимальности темпов экономического роста.

3. Объясните, каким образом тип экономического роста влияет на структуру общественного производства?

4. Как связаны между собой цеди и тип экономического роста? Можно ли при длительном преобладании в стране экстенсивного типа экономического роста рассчитывать на устойчивое повышение уровня жизни?

5. “Экономический рост в свободном обществе равноценен нестабильному развитию”. Дайте оценку этому высказыванию.

6. История свидетельствует, что социальные потрясения происходят, как правило, на повышательнойфазе длинного цикла. Предложите возможные объяснения этого факта.

7. Реальный BHП в стране составил 300 млрд. ден. ед., а через год увеличился до 309 млрд. ден. ед. При этом население возросло на 4%. Определить темпы экономического роста и выяснить, достаточен ли он был для повышения благосостояния населения страны? Считать, что структура ВНП не изменилась.

Тема 17. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Содержание, объективные основы и структура мировогохозяйства:

а) международное разделение труда, интернационализация производства и экономическая интеграция;

б) структура и основные центры современного мирового хозяйства.

2. Международная торговля и торговая политика:

а) экономические основы международной торговли. Принцип сравнительных преимуществ;

б) мировые цены и механизм их формирования;

в) внешняя торговля и национальная экономика. Внешнеторговый мультипликатор;

г) политика протекционизма. Экономические последствия установления торговых барьеров.

3. Валютные отношения и валютные системы:

а) валюта и ее типы. Виды и условия конвертируемости валют;

б) валютный курс и факторы, его определяющие. Фиксированные и плавающие валютные курсы;

в) колебание валютных курсов и национальная экономика;

г) современная мировая валютная система. Международный валютный фонд.

Вопросы и задачи для самостоятельной работы

1. Проанализируйте суждение рядового европейца по поводу торговли с Америкой: «Торговля с американцами не принесет нам выгоды. Высокая американская производительность труда даст им возможность продавать по ценам ниже европейских и продовольствие, и одежду. Нам необходимы пошлины, чтобы защитить честного европейского рабочего».

2. Должна ли страна защищать свою промышленность от импорта путем повышения тарифов, квот и других торговых барьеров? Предложите аргументы«за» и «против» протекционизма в мировой экономике.

3. Почему сравнительная выгода производства всех товаров в одной стране не может быть больше, чем в другой, даже если первая страна богата природными ресурсами, запасами капитала, квалифицированной рабочей силой и талантливыми инженерами, а другая бедна во всех отношениях?

4. Чтобы снизить издержки производства, производитель текстиля из Массачусетса строит фабрику в Северной Каролине, а американская фирма, изготавливающая телевизоры, открывает сборочный завод в Мексике. Чем отличаются друг от друга эти два мероприятия? Возможно ли, что какое-то из них столкнется с мощным политическим сопротивлением?

5. Какое влияние оказывает значительное изменение валютногокурса на фирмы, активно участвующие в международных экономических отношениях? Кто и с какой целью оказывает давление на правительство, когда курс национальной валюты существенно растет?

6. Как вы думаете, что произошло с ценами японских автомобилей в США в тот период, когда курс йены возрос с 250 йен за 1 доллар в 1985 г. до 160 йен в 1986 г.?

7. Каково влияние завышенного валютного курса на уровень производства, безработицы, реального ВНП?

Дополнительные задания

1. «Страна, в которой все отрасли менее производительны по сравнению с отраслями её партнёров, не может конкурировать в мировой торговле и будет терпеть убытки, открывая свои рынки для иностранных товаров». Дайте оценку этому утверждению.

2. Как влияет международная торговля на национальный объем производства и потребления?

3. Спрос и предложение на рынке транзисторных приемников двух стран имеет вид:

Страна А Страна Б
Цена (долл.) Объем спроса (млн. шт.) Объём предложения (млн. шт.) Цена (долл.) Объем спроса (млн. шт.) Объем предложения (млн. шт.)
2,5
2,0
1,5
1,0

Определить:

а) какова будет равновесная цена радиоприемников в условиях свободной международной торговли;

б) каков будет объем экспорта-импорта;

в) что произойдет, если страна-импортер введет тариф в размере 10 долл. на каждый радиоприемник?

4. На графиках рис. 8 и 9 представлены производственные возможности двух стран:

 
  Тема 16. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЦИКЛИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ - student2.ru

Определить направления специализации стран и предельные значения условий торговли междуними.

5. «Тариф не влечет за собой издержек общества, таккак перекладывает деньгииз одного кармана в другой: от потребителя к предприятиям и государству». Прокомментируйте это утверждение.

6. Допустим, правительство проводит политику “дорогих денег”. Как это может повлиять на валютный курс данной страны?

7. Плавающие курсы позволяют каждой стране проводить такую внутреннюю экономическую политику, какую она захочет. Правильно ли это высказывание?

В процессе самостоятельной работы над курсом может быть использована следующая учебная литература:

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник, 2-е изд., /Под общей редакцией профессора, д.э.н. А.В.Сидоровича. - М.:МГУ им. М.В.Ломоносова, Издательство «ДИС»,1997.-416 с.

2. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика/Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ:ИНФРА-М, 1997. – 784 с.

3. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, издательство «ДИС», 1977. – 320 с.

4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – Республика, 1998. – Т. 1,2.

5. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.:ИТД «КноРус», 199. – 544 с.

6. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер Ком. 1999 – 784 с.

7. Мэнкью Н.Г Макроэкономика. Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1994 – 736 с.

8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998. – 572 с.

9. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Экономика. Дело, 2000.

10. Селищев А.С. Макроэкономика – СПб.: «Издательство “Питер”», 2000.-448 с.

11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело. 1999. – 921 с.

12. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. академика. В.И. Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 714 с.

13. Экономическая теория: Учебник для вузов / Н.В. Сумцова, Л.Г. Орлова, В.В.Пранович и др.; Под ред. Н.В. Сумцовой, Л.Г. Орловой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 665 с.

Наши рекомендации