Классификация видов потребностей
Признак | Вид потребности | Содержание |
Природа происхождения | Врожденные | Обусловлены природой, присущей человеку |
Приобретенные | Культурные и социальные потребности, зависящие от жизненного опыта, среды обитания и стадии развития общества | |
Степень настоятельности | Абсолютные Относительные | Отражают потенциальную потребительную силу общества Имеют относительный характер и отражают потребности в реальных предметах |
Ожидаемая выгода от покупки | Утилитарные Гедонистические | Связаны с объективными характеристиками товара и его функциональными свойствами Связаны с субъективным восприятием, эмоциональными ожиданиями и этическими аспектами поведения потребителя |
Теория иерархией потребностей Маслоу.Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. В основе поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
• физиологические потребности,необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
• потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;
• социальные потребности — необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
• потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
• потребность самовыражения, т. е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три — вторичные.
Согласно теории А. Маслоу все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные (рис.1).
Рис.1. Пирамида потребностей по А. Маслоу
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность — потребность самовыражения и роста человека как личности — никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Согласно теории мотивации Д. МакКлелланда поведение людей мотивирует три базовые потребности:
- Потребность в достижении проявляется в стремлении человека быть впереди других, самостоятельно выбирать себе цели, принимать умеренно рискованные решения, брать на себя личную ответственность.
- Потребность в присоединениимотивирует людей приобретать друзей, становитьсячленом групп и ассоциироваться с другими в большей степени, чем преуспевать.
- Потребность во власти состоит в желании обрести и осуществлять контроль над другими. Цель — влиять, направлять и, возможно, доминировать над другими людьми.
На формирование потребностей влияет действие внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы влияния:
культурные,
социальные,
семья,
экономические,
ситуационные
Внутренние факторы влияния:
личностные,
эмоции, инстинкты, желания,
характер человека
11 Законы убывающей предельной полезности
Предельная полезность –это полезность, получаемая от использования ещё одной дополнительной единицы блага.По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Например, удовлетворение от первого выпитого стакана воды больше, чем от второго или третьего. Ограниченность блага приводит к тому, что последняя единица ценится высоко.
Закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемых благ их предельная полезность снижается.Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта.
Потребительский выбор зависит от потребностей, вкусов, привычек, традиций = от предпочтений (признания одних благ лучшими по сравнению с другими). Потребительский выбор – оптимальный выбор, обеспечивающий достижение потребителем наибольшей полезности в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).= Комбинация доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении. Потребитель стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую полезность. Но возможности ограничены его доходом и ценами благ. При потреблении благ потребитель определяет свои расходы, руководствуясь 1) полезностью блага; 2) его ценой; 3) своим бюджетом. Его расходы определяются «Бюджетной линией» (ограничивающей сверху доступные потребителю наборы) и «Кривой безразличия» (показывающей предпочтение при замене товара на аналогичный). Кривая безразличия –отображение вариантов покупки взаимозаменяемых товаров, имеющих одинаковую полезность. Кривые могут иметь разную форму.
«Закон потребления»:с ростом реального дохода потребление «вторичных» благ (предметы роскоши, дорогостоящие товары) растёт быстрее, чем благ первой необходимости (Энгель).=Чем ниже доля расхода на продукты питания в бюждете, тем выше благосостояние.
12 Эффект дохода и эффект замещения